НАУКА КАК ОБЛАСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наука ¾ форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний, имеющая целью постижение истины и открытие объективных законов.
НАУКА:
· сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическое обоснование объективных знаний о действительности;
· социальный институт, функция которого состоит в выработке, хранении и систематизации знаний; отличительной чертой является использование научного метода. Наука - это организация со специфическим разделением труда, специализацией, наличием средств регулирования и контроля и др. Сегодня наука представляет собой сложную, мощную систему научных учреждений (образовательных, академических, прикладных), а также научных отраслей, объединяющих пятимиллионную армию международного научного сообщества (для сравнения заметим, что в начале XVIII в. во всем мире насчитывалось не более 15 тыс. человек, чью деятельность можно было бы отнести к научной).
· отрасль культур ы, которая существовала не во все времена и не у всех народов. Н аука выступает как относительно самостоятельная форма культуры, которая живет и развивается по своим внутренним законам. Одновременно наука сохраняет глубокую связь с культурой и обуславливается ею. А это значит, что научное отношение к миру формируется под определяющим влиянием культурных смыслов;
Цель научной деятельности - дать человеку объективное систематическое знание о мире, вскрыть объективные причины и законы мироздании.
С точки зрения взаимодействия объекта и субъекта научного познания последнее включает в себя четыре необходимых компонента:
1. Субъект науки — отдельный исследователь, научное сообщество, научный коллектив и т.п., в конечном счете — общество в целом.
2. Объект (предмет, предметная область), т.е. то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина. Иначе говоря, это все то, на что направлена мысль исследователя.
3. Система методов и приемов, характерных для данной науки или научной дисциплины. Использование специфических средств исследо вания, таких как приборы, инструменты и иного «научного оборудования»;
4. Свой специфический язык — как естественный, так и особенно искусственный (знаки, символы, математические уравнения, химические формулы и т.п.). В этом языке преодолеваются такие недостатки разборного, обыденного языка как многозначность, нечеткость, метафоричность и т.д.
Функции науки:
- Мировоззренческая функция: на каждом историческом этапе развития человеческого общества наука формирует определенную картину мира и тем самым определяет мировоззрение человека.
- Интегративная функция науки заключается в объединении отдельных достоверных знаний о мире в целостную непротиворечивую систему.
- Познавательная функция науки направлена на выявление сущности и закономерности функционирования и развития природных и социальных явлений.
- Методологическая функция: наука создает различные методы и способы исследовательской деятельности.
- Прогностическая функция: на основе выявленных закономерностей изученных явлений наука способна объяснить перспективные тенденции развития природы и общества.
- Функция науки как непосредственной производительной силы, современная наука непосредственно связана с практикой, целью научных достижений является их практическая реализация; одновременно, практическая жизнь человека все более оказывается связанной и зависимой от научных достижений и открытий.
- Функция науки как социальной си лы: на современном этапе развития человеческого общества научные достижения все чаще используются при разработке программ социального и экономического развития.
Предмет науки – способ видения объекта с позиций данной науки.
Человеческая жизнь включает три основных сферы: природу, человека и общество. В связи с этим в структуре науки выделяются три главных элемента.
ТИПОЛОГИЯ НАУКИ ПО ПРЕДМЕТУ ИССЛЕДОВАНИЯ
По предмету исследования все науки делятся на естественные, гуманитарные и технические.
Естественные науки изучают явления, процессы и объекты материального мира. Этот мир иногда называется внешним миром. К данным наукам относятся физика, химия, геология, биология и другие подобные науки. Естественные науки изучают и человека как материальное, биологическое существо.
Одним из авторов представления естественных наук как единой системы знаний был немецкий биолог Эрнст Геккель (1834-1919). В своей книге "Мировые загадки" (1899) он указал на группу проблем (загадок), которые являются предметом изучения, по существу, всех естественных наук как единой системы естественно-научных знаний, естествознания. "Загадки Э. Геккеля" можно сформулировать следующим образом: как возникла Вселенная? какие виды физического взаимодействия действуют в мире и имеют ли они единую физическую природу? из чего в конечном итоге состоит все в мире? чем отличается живое от неживого, и каково место человека в бесконечно изменяющейся Вселенной и ряд других вопросов фундаментального характера. На основании вышеизложенной концепции Э. Геккеля о роли естественных наук в познании мира можно дать следующее определение естествознания.
Естествознание - это система естественно-научных знаний, создаваемая естественными науками в процессе изучения фундаментальных законов развития природы и Вселенной в целом.
Естествознание является важнейшим разделом современной науки. Единство, целостность естествознанию придает лежащий в основе всех естественных наук естественно-научный метод.
Гуманитарные науки - это науки, изучающие законы развития общества и человека как социального, духовного существа. К ним относятся история, право, экономика и другие аналогичные науки. В отличие, например, от биологии, где человек рассматривается как биологический вид, в гуманитарных науках речь идет о человеке как творческом, духовном существе.
Технические науки - это знания, которые необходимы человеку для создания так называемой "второй природы", мира зданий, сооружений, коммуникаций, искусственных источников энергии и т. д. К техническим наукам относятся космонавтика, электроника, энергетика и ряд других аналогичных наук. В технических науках в большей степени проявляется взаимосвязь естествознания и гуманитарных наук. Создаваемые на основе знаний технических наук системы учитывают знания из области гуманитарных и естественных наук.
Разделение всех наук по предмету изучения на естественные, гуманитарные и технические сталкивается с определенной трудностью: к каким наукам относятся математика, логика, психология, философия, кибернетика, общая теория систем и некоторые другие? Вопрос этот не является тривиальным. Особенно это касается математики.
Математика, как отмечал один из основателей квантовой механики английский физик П. Дирак (1902-1984), - это орудие, специально приспособленное для того, чтобы иметь дело с отвлеченными понятиями любого вида, и в этой области нет предела ее могуществу. Знаменитому немецкому философу И. Канту (1724-1804) принадлежит такое утверждение: в науке столько науки, сколько в ней математики. Особенность современной науки проявляется в широком применении в ней логических и математических методов.