Общие сведения о путешествии
1.1 Проводящая организация: туристская секция ОКБ «Факел», г. Калининград.
1.2 Активная часть путешествия проходила по Кольскому полуострову и Белому морю.
1.3 Общие справочные сведения о маршруте
Вид туризма | Категория сложности похода | Протяженность активной части похода, км | Продолжительность | Сроки проведения | |
общая | ходовых дней | ||||
Водный, байдарки | 3 | 154 | 11 | 9 | с 06 по 17 августа 2013 г |
1.4 Подробная нитка маршрута: пос. Октябрский – р. Умба – пос. Умба – переезд на р. Колвица – р. Колвица – Белое море – Кандалакша.
1.5 Ходовое время с учетом осмотров препятствий и обносов – 45,6 ч.
1.6 Определяющие препятствия маршрута (3 к.с.):
- на р. Умба: пороги Падун, Канозерский, Падун-на-Низьме;
- на р. Колвица пор. Белый (с обносам пор. Черный и Колвицкого водопада).
Из-за засушливого лета в реках был низкий уровень воды.
1.7 Маршрутная книжка №09-2013 была выдана МКК Калининградской областной Федерации спортивного туризма. Шифр МКК: 139-00-22140000.
1.8 Сведения об участниках путешествия приведены в таблице 1, а снимок группы на фото 1.
|
|
Фото 1 – Слева направо сидят: А. Моисеева, А. Нестеренко, П. Целиков,
стоят: С. Зарубецкий, Н. Нестеренко, В. Качура, Р. Суляев, И. Голубев
Таблица 1 – Сведения об участниках путешествия
№ | Номер экипажа, байдарка | Ф. и. о. | Год рожд | Туристский опыт | Место работы | Обязанности в группе | |
1 | 1 «Форель» | Нестеренко Александр Никитович | 1954 | Карелия, 1990-4Р Воньга, 2011-2Р, Ю. Буг, 2012-2Р Кереть, 2012-3Р Черемош, 2013-3Р | ОКБ «Факел», ведущий научный сотрудник | руководи-тель | |
2 | Моисеева Александра Геннадьевна | 1987 | Ц. Россия, 2010-1У Калининградская обл., 2012-1У Кереть, 2012-3У Черемош, 2013-3У | ООО «Системная технология», менеджер | летописец, радист, фотограф | ||
3 | 2 «Таймень» | Суляев Рустам Расимович | 1972 | Воньга, 2011-2У Калининградская обл., 2012-1Р Кереть, 2012-3У Черемош, 2013-3У | ОКБ «Факел», ведущий специалист | кинооператор, костровой | |
4 | Качура Виталий Евгеньевич | 1984 | Ю. Буг, 2012-2У Черемош, 2013-3У | ОКБ «Факел», инженер-технолог | участник | ||
5 | 3 «Вьюн» | Нестеренко Никита Александрович | 1994 | Калининградская обл., 2009-1У Воньга, 2011-2У, Ю. Буг, 2012-2У Кереть, 2012-3У Черемош, 2013-3У | КГКГ, студент | медик, рыбак | |
6 | Зарубецкий Сергей Юрьевич | 1979 | Калининградская обл., 2012-1У Кереть, 2012-3У Черемош, 2013-3У | ОКБ «Факел», приборист | ремонтник | ||
7 | 4 «Форель» | Целиков Павел Валерьевич | 1986 | Ю. Буг, 2012-2У Кереть, 2012-3У Черемош, 2013-3У | ОКБ «Факел», инженер- технолог | завхоз фотограф | |
8 | Голубев Игорь Владимирович | 1960 | Карелия, 2009-3У(к) Алтай, 2011-4У(к) Кереть, 2012-3У | ОКБ «Факел»,
ведущий инженер-технолог | кинооператор |
Первым в экипаже указан капитан, вторым – матрос.
Основные препятствия группа проходила парами экипажей (№1 и 2, №3 и 4). Поэтому экипажи были скомплектованы таким образом, чтобы в каждой паре было по фотографу и кинооператору.
1.9 Руководитель группы Нестеренко Александр Никитович, моб. 89062388319, e-mail: barsik400@mail.ru.
1.10 Отчет рассмотрен Калининградской ОМКК.
1.11 Отчет хранится в Калининградской ОМК и выложен на веб-сайте турсекции ОКБ «Факел»: <vk.com/turist_fakel>. Имеются видеоматериалы, которые будут выложены на указанном выше сайте.
1.12 Полезная информация: На Умбе и Колвице лов рыбы разрешен только на поплавковую удочку с одним крючком. Сети и спиннинги считаются браконьерским средствами. Штраф от 2000 руб.
Смысловая нагрузка путешествия
2.1 Путешествие планировалось как спортивно-познавательное в новом для туристской секции районе – Кольский полуостров.
2.2 Настоящий поход представлял собой заключительную стадию байдарочной эстафеты, организованной турсекцией ОКБ «Факел».
В период с 21 июля по 5 августа группа под руководством Р. Суляев на 4-х байдарках совершила байдарочное путешествие 2 к.с. по (Петрозаводской) Шуе.
04.08.2013 г в Санкт-Петербурге на Витебском вокзале эта группа передала общественное снаряжение (байдарки, котлы, тент, п/э пленку для баню и т.п.), а также часть личного снаряжения (спасжилеты, каски), группе отправляющейся на Кольский полуостров. Список передаваемого снаряжения отмечен звездочками в таблицах 3 и 4.
В результате группа, выезжающая на Умбу и Колвицу, с легкими рюкзаками прибыла в Санкт-Петербург, а группа с Шуи с пустыми рюкзаками возвратилась домой.
Группы между собой поддерживали связь по мобильнику и Интернету. Поэтому вторая группа захватила с собой детали для ремонта поврежденной в «двойке» байдарки «Таймень».
Р. Суляев, руководивший «двойкой», присоединился к нашей группе в Петрозаводске.
Подъезд и отъезд
Подъезд
Так как поезд в Санкт-Петербург ходит по нечетным числам, а возвращаются по нечетным, это накладывало определенные ограничения на график движения.
Группа выехала из Калининграда 03.08.2013 г. в 802 поездом №80 до Санкт-Петербурга, который на следующий день в 1106 прибыл на Витебский вокзал. На метро за одну ходку мы переехали на Ладожский вокзал, где нас поджидало общественное и личное снаряжение группы с Шуи.
В 1720 мы выехали поездом №22, который на следующий день в 1647 прибыл на ст. Апатиты. На вокзале перевозчиков не оказалось. Поэтому мы нашли доску объявлений и обзвонили потенциальных перевозчиков. Согласился сделать заброску нашей группы на микрофургоне Евгений (моб. 89211728869, 89095611663). За ~45 км взял 2000 руб. с группы. До пос. Октябрьский), где начинается сплав по Умбе. Перед мостом свернули направо и, отъехав 300 м вверх по реке, остановились лагерем на полянке. В настоящее время пос. Октябрьский заброшен – в нем осталось два жителя.
Переезд на Колвицу
Сплав по Умбе группа завершила у автомобильного моста, где туристов ожидал перевозчик. Он сначала свозил участников в город, чтобы мы могли докупить продукты. Возвратились на «буханке» со стеллажом на крышке. Наверх загрузили, не разбирая, 4 байдарки. Чтобы не повредить шкуры, байдарки проложили карематами и спасжилетами: ни одна байдарка при перевозке не пострадала. Выгрузились на р. Колвице перед мостом на левом берегу прямо у дороги, на достаточно замусоренной стоянке. Позже была обнаружена хорошая стоянка на правом берегу в 150 м от дороги. Туда по воде перегнали байдарки, часть снаряжения доставили по берегу. Переезд с Умбы на Колвицу по шоссе занял полтора часа (87 км) и обошелся в 4000 руб. с группы.
Отъезд
Группа закончила сплав на окраине г. Кандалакша 17.08.2013 г. Предыдущим вечером несколько участников сходили в город и договорились с перевозчиком о доставке группы на ж/д вокзал (800 руб. с группы). В 1230 мы были уже на вокзале.
|
|
В 1447 поездом №21 мы выехали в Санкт-Петербург, куда прибыли в 1211. В метро переехали с Ладожского на Витебский вокзал. В 2010 группа выехала в Калининград, куда прибыли на следующий день в 2010.
Чтобы удобнее можно было разместить громоздкое снаряжение, билеты в вагоне были взяты таким образом, чтобы занять одно целое купе и в двух смежных верхние полки. Это позволило без труда разместить на верхних полках 4 байдарки и 8 рюкзаков.
Чтобы избежать недоразумений при посадке, к вагону подносились только байдарки и несколько рюкзаков. Остальное снаряжение находилось вне видимости проводников. После размещения груза в вагоне на полках, по одному заносились остальные вещи. Таким образом, гору всего перевозимого снаряжения можно было увидеть только при высадке.
Связь
Сообщение в поисково-спасательную службу (ПСО) г. Кировска было отправлено за 3 недели до начала путешествия по e-mail: mpso@szrpso.ru.
Из Апатитов по моб. 88153158895 группа сообщила в ПСО о выходе на маршрут На месте первой стоянки на р. Умбе перед мостом мобильной связи не было. Поэтому сообщение о выходе группы в ОМКК мы смогли отправить только на следующий день.
Ниже по течению мобильная связь и слабый Интернет операторов «Мегафон» и МТС была до Верхнего Капустного озера. Снова мобильная связь появилась в 10 км от Умбы. Также мобильная связь со слабым Интернетом были на Колвице и местами на Белом море.
При возможности группа выкладывала информацию на прохождении маршрута на веб-сайт турсекции <vk.com/turist_fakel>.
График движения
Изменения маршрута не было. Фактический график движения приведен в таблице 2, он практически полностью совпадал с заявленным. Ходовое время указано с учетом осмотров препятствий.
Таблица 2 – Фактический график движения
Дата | Дни пути | Участок маршрута | Км | Ходовое
время, ч | Способ передвижения | Метеоусловия: У – утром, Д – днем, В - вечером | ||
03-05.08 | Калиниград – С.-Петербург – Апатиты | - | - | ж/д | ||||
05.08 | Апатиты – р. Умба | 45 | 1 | авто | ||||
06.08 | 1 | Р. Умба – пор. Падун | 8 | 5 | сплав | У, Д, В – ясно | ||
07.08 | 2 | Пор. Падун – оз. Верх. Капустное | 2 | сплав | У, Д, В – ясно | |||
08.08 | 3 | Оз. Верх. Капустное – Жемчужный плес | 5,5 | сплав | У – пасмурно, дождь, Д, В – облачно | |||
09.08 | 4 | Жемчужный плес – пор. Канозерский | 2,5 | сплав | У, Д – облачно, ветрено, В – тихо | |||
10.08 | 5 | Пор. Канозерский – оз. Канозеро | 4 | сплав | У – дождик, Д – переменная облачность В - тихо | |||
11.08 | 6 | Оз. Канозеро | - | - | дневка | У, Д, В – облачно, тихо | ||
12.08 | 7 | Оз. Канозеро – пор. Падун на Низьме | 6,5 | сплав | У – дождь, Д – с прояснением, В – облачно | |||
13.08 | 8 | Пор. Падун на Низьме – мост перед Умбой | 5,5 | сплав | У, Д – ясно | |||
Переезд на р. Колвицу | 87 | 1,5 | авто | В – ясно | ||||
14.08 | 9 | Р. Колвица – пор. Черный | 10 | 7 | сплав | У, Д, В – ясно | ||
15.08 | 10 | Пор. Черный – Белое море – мыс за о. Бол. Березовский | 7,5 | сплав | У – дождь, Д – пасмурно, ветер с/з умеренный, В – облачно, тихо | |||
16.08 | 12 | Мыс за о. Бол. Березовский | - | - | дневка | У, Д, В – ясно, тихо | ||
17.08 | 13 | Мыс за о. Бол. Березовский – Кандалакша | 6 | 1 | сплав | У, Д – ясно, тихо | ||
17-19.08 | Кандалакша С.-Петербург – Калининград |
| ж/д | |||||
Всего | 154 | 45,5 |