Таблица: Сравнительная характеристика заболеваний органов пищеварения
Название заболевания | Этиология и патогенез | Проблемы пациента (настоящие, потенциальные, приоритетные) | План ухода (независимые сестринские вмешательства) | Зависимые вмешательства (назначение лекарственных препаратов) | Подготовка к лаборатоным и инструментальным обследованиям | Профилактика заболевания Питание ребенка Стол №? | |
Энтеробиоз | |||||||
Аскаридоз | |||||||
Хронический гастродуоденит | |||||||
ДЖВП | |||||||
Язвенная болезнь |
Задание №4:
Составить сестринский процесс по следующим задачам:
В плане ухода должны быть реализованы все проблемы, которые есть у ребенка по задаче!
План ухода по каждой проблеме должен быть конкретный с учетом возраста ребенка, периода заболевания, условий, в которых находится ребенок и т.д!
Задача№1
Девочке 8 лет. Диагноз: дискенезия желчевыводящих путей.
При сестринском обследовании медицинская сестра получила следующие данные: жалобы на тупые ноющие боли в области правого подреберья, тошноту, отрыжку, периодическую рвоту. Боли усиливаются после употребления жирной пищи. Стул со склонностью к запорам. Аппетит у девочки плохой.
Считает себя больной в течение последних 2-х лет.
Объективно: кожные покровы бледные, суховатые на ощупь. Девочка пониженного питания. Язык влажный, густо обложен у корня белым налетом. Пульс 88 уд./мин., ЧДД 22 в минуту, АД 100/50. Живот при пальпации мягкий, болезненный в области правого подреберья, при поколачивании по реберной дуге справа – возникает боль.
Задания
1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено, проблемы пациента, их обоснование.
2. Определите цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.
3. Составить беседу с мамой о рациональном питании (диета№1)
Задача№2
На прием к участковому педиатру обратилась мать с ребенком 4-х лет. После осмотра был выставлен диагноз: энтеробиоз. При сестринском обследовании получены следующие данные: жалобы на зуд в перианальной области, боли в животе, снижение аппетита, тошноту, нарушение сна, отмечается также ночное недержание мочи. Девочка со слов матери стала капризной, раздражительной. Настоящие симптомы появились около 2-х недель назад. Объективно: девочка активная, кожные покровы бледные, живот мягкий, слегка болезненный при пальпации вокруг пупка, вокруг ануса следы расчесов.
Задания
1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено и проблемы больного ребенка.
2. Определите цели и составить план сестринского вмешательства с мотивацией.
3. Объяснить матери необходимость соблюдения санэпидрежима.
4. Составить беседу с мамой ребенка по профилактики энеробиоза.
Задание № 5
Законспектировать в рабочую тетрадь и выучить алгоритмы манипуляционной техники:
Тюбаж по Демьянову (слепой дренаж)
Цель: стимулировать отток желчи из желчных путей.
Оснащение: сорбит; стакан с кипяченой водой комнатной температуры; чайная ложка; пеленка; грелка, наполненная водой 60°С; минеральная вода без газа;
соломинка; часы.
Обязательное условие: проводить натощак.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к процедуре
| |
•Познакомить ребенка/маму с ходом процедуры, установить доброжелательные отношения | • Психологическая подготовка, осознанное участие в процедуре |
• Вымыть и осушить руки | •Обеспечение инфекционной безопасности |
• Приготовить необходимое оснащение | •Обеспечение четкости выполнения процедуры |
Выполнение процедуры
| |
•Развести сорбит в кипяченой воде комнатной температуры и размешать чайной ложкой •Дать ребенку выпить раствор сорбита •Уложить ребенка в постель на правый бок, на грелку | •Сорбит обладает желчегонным действием • Стимуляция желчевыделения •Данное положение способствует лучшему отхождению желчи •Тепло снимает спазм желчных ходов |
• В течение 2 часов давать ребенку пить минеральную воду мелкими глотками через соломинку | • Минеральная вода оказывает желчегонное действие •Соломинка дает возможность пить в положении лежа на боку |
Завершение процедуры
| |
•Через 2 часа проведение процедуры прекратить •Записать результат • Вымыть и осушить руки | • 2 часа - время, достаточное для проведения «слепого» дренирования желчевыводящей системы •Документирование результатов исследования •Обеспечение преемственности •Обеспечение инфекционной безопасности |
Промывание желудка
Показания:
— отравление ребенка.
Оснащение:
— желудочный зонд;
— резиновый фартук 2 шт.;
— емкость с раствором для промывания 20-22'С;
— таз для промывных вод;
— лоток для оснащения;
— лоток для отработанного материала;
— марлевые салфетки;
— шпатель;
— стерильная емкость для промывных вод,
— бланк-направление;
— емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь;
— резиновые перчатки.
Обязательное условие:
- раствор для промывания не должен быть теплым (будет всасываться) и не должен быть холодным (может вызвать спазм желудка).
Этапы | Обоснование | |
Подготовка к процедуре | ||
• Объяснить родственникам цель и ход проведения процедуры | • Соблюдение права на информацию • Формирование мотивации к сотрудничеству | |
• Подготовить необходимое оснащение | • Обеспечение четкости выполнения процедуры | |
• Надеть фартук • Вымыть и осушить руки, надеть перчатки • Обработать пеленальный столик дезинфицирующим раствором и постелить на него пеленку | • Обеспечение инфекционной безопасности • Защита одежды от загрязнения и промокания | |
• Усадить и зафиксировать ребенка на руках у помощника: а) ноги помощник охватывает своими ногами б) руки фиксирует одной рукой; в) голову - другой, положив ладонь на лоб ребенку Примечание: ребенка младшего возраста можно завернуть в пеленку или простыню для лучшей фиксации | • Обязательное условие, позволяющее выполнить процедуру у ребенка | |
• Надеть на ребенка фартук поверх руки фиксирующего | • Обеспечение инфекционной безопасности | |
• Поставить таз для промывных вод у ног ребенка
| • Защита одежды от загрязнения и промокания • Предупреждение загрязнения окружающей среды | |
Выполнение процедуры | ||
• Измерить зондом расстояние до желудка (от мочки уха до кончика носа и до конца мечевидного отростка) | • Соблюдение условия для попадания зонда в желудок | |
• Смочить «слепой» конец зонда в воде | • Облегчение проведения зонда в желудок | |
• Открыть рот ребенку с помощью шпателя (если сам не открывает) При необходимости использовать роторасширитель и языкодержатель Примечание: для открывания рта взять шпатель как писчее перо, ввести его в ротовую полость, повернуть ребром и провести по боковой поверхности десен до места окончания зубов, после чего перевернуть его плашмя и резко нажать на корень языка. | • Условие, позволяющее ввести зонд в желудок и провести процедуру | |
• Ввести зонд по средней линии языка до метки и указательным пальцем правой руки завести зонд за зубы Примечание: если во время введения зонда ребенок начал задыхаться, кашлять - немедленно извлечь зонд | • Профилактика рвоты | |
• Присоединить к зонду воронку или шприц Жане без поршня | • Создание условия для введения жидкости в зонд | |
• Опустить воронку ниже уровня желудка (чуть наклонив ее) и налить в нее воду для промывания | • Вода не уходит в желудок по системе сообщающихся сосудов | |
• Медленно поднимая воронку вверх, следить за поступлением из нее жидкости в желудок (вода должна опуститься до устья воронки) • Быстро, но плавно опустить воронку ниже исходного уровня и вылить содержимое желудка в таз | • Промывание желудка происходит по закону сообщающихся сосудов | |
• Повторить промывание до получения чистой воды Примечание: а) количество воды для промывания берется из расчета 1 литр на год жизни; б) при промывании желудка необходимо следить, чтобы количество введенной и выделенной жидкости были примерно равны ми | • Достижение эффективности ^ процедуры | |
• Отсоединить воронку и быстрым движением удалить зонд через салфетку | • Предупреждение рвоты • Обеспечение инфекционной безопасности | |
Завершение процедуры | ||
• Прополоскать рот ребенку | • Обеспечение гигиенического комфорта | |
• Передать ребенка маме или положить в кроватку | • Обеспечение комфортных условий
| |
• Собрать желудочное содержимое для исследования в стерильную емкость • Отправить в лабораторию в сопровождении направления | • Выявление причины отравления
| |
• Весь инструментарий, фартуки подвергнуть дезинфекции • Снять перчатки, вымыть и осушить руки | • Обеспечение инфекционной безопасности
| |
Фракционное желудочное зондирование
Цель:
— определить кислотность желудочного сока.
Оснащение:
— резиновые перчатки;
— стерильный желудочный зонд;
— полотенце;
— капустный отвар, подогретый до 39-400С;
— стерильный шприц в лотке;
— зажим;
— кипяченая вода;
— штатив с 10 пробирками, пронумерованными от 0 до 9;
— резервная емкость для остатков желудочного содержимого, пробного завтрака;
— часы;
— бланк-направление в клиническую лабораторию;
— лоток для отработанного материала.
Обязательные условия:
— проводить процедуру утром натощак;
— приготовить капустный отвар накануне вечером
по следующему рецепту: 0,5 кг капусты + 0,5 л воды.
Кипятить 0,5 часа после закипания, затем настояла 0,5 часа и процедить.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к процедуре | |
• Объяснить маме / ребенку цель и ход проведения процедуры, получить согласие | • Обеспечение права на информацию, участие в процедуре |
• Подготовить необходимое оснащение • Выписать направление в клиническую лабораторию | • Обеспечение четкости выполнения процедуры |
• Вымыть и осушить руки, надеть перчатки | • Обеспечение инфекционной безопасности |
• Усадить ребенка • Измерить зондом расстояние от мочки уха до кончика носа и от кончика носа до конца мечевидного отростка • Сделать метку на зонде | • Определение расстояния до желудка |
Выполнение процедуры | |
• Взять зонд правой рукой на расстоянии 10 - 15 см от «слепого конца», а левой рукой поддерживать его свободный конец • Смочить «слепой конец» зонда кипяченой водой методом полива | • Облегчение введения зонда • Предупреждение возникновения неприятных ощущений у ребенка |
• Предложить ребенку открыть рот и положить «слепой конец» зонда по средней линии на корень языка • Предложить ребенку закрыть рот, глубоко дышать и делать глотательные движения | • Во время глотательных движений зонд легче продвигается в желудок
|
• Во время глотательных движений ввести зонд до метки. Примечание: если ребенок во время введения зонда начал кашлять, задыхаться, немедленно извлечь зонд | |
• Завести зонд за зубы указательным пальцем правой руки • Попросить ребенка сжать зубы и не разжимать их до конца зондирования | • Профилактика рвоты • Открытие рта ведет к попаданию зонда на корень языка и появлению рвотного рефлекса |
• Уложить ребенка на живот • Дать полотенце и попросить сплевывать в него слюну в течение всего времени проведения процедуры | •Слюна имеет щелочную реакцию, а в желудке среда кислая, следовательно, при попадании слюны в желудок происходит реакция нейтрализации и цифры кислотности желудочного сока занижаются |
• Опустить свободный конец зонда в 0 пробирку и собрать в нее остатки желудочного содержимого Примечание: при большом его количестве - использовать дополнительную емкость | • Обеспечение достоверности результатов кислотности |
• При прекращении истечения остатков желудочного содержимого (определяется по исчезновению мутности, различных примесей) наложить зажим или завязать зонд на 15 минут • Через 15 минут снять зажим, развязать зонд, собрать желудочный сок самотеком или с помощью шприца в 1 пробирку • Вновь наложить зажим, завязать зонд на 15 минут, после чего снять его и собрать желудочный сок в пробирку 2 • Аналогично собрать желудочный сок в пробирки 3 и 4 | • Сбор 4 фракций базального секрета за 1 час с целью определения дебит-часа соляной кислоты в нем |
• Ввести в желудок через зонд с помощью шприца теплый пробный завтрак (капустный отвар) и завязать eго на 15 минут. Примечание: количество капустного отвара определяется по формуле N х 10, где N - число лет ребенка | • Стимуляция секреции желудочного сока • Теплый раствор лучше всасывается |
• Через 15 минут развязать зонд и собрать в пробирку 5 остатки пробного завтрака • После их истечения наложить зажим на зонд, завязать на 15 минут | |
• Через 15 минут снять зажим, развязать зонд и собрать желудочный сок самотеком или с помощью шприца в 6 пробирку • Вновь наложить зажим, завязать зонд на 15 минут, после чего снять его и собрать желудочный сок в пробирку 7 • Аналогично собрать желудочный сок в пробирки 8 и 9 | • Сбор 4 фракций стимулированного секрета за 1 час с целью определения дебит-часа соляной кислоты в нем |
• Быстрым движением извлечь зонд из желудка через полотенце • Поместить зонд в лоток | • Профилактика рвоты • Механическая очистка зонда |
Завершение процедуры | |
• Весь использованный инструментарий подвергнуть дезинфекции | • Обеспечение инфекционной безопасности |
• Снять перчатки • Вымыть и осушить руки | • Обеспечение инфекционной безопасности |
• Организовать транспортирование полученного материала (в биксе) в лабораторию с направлением не позднее 2 часов после сбора | • Обеспечение достоверности результатов исследования |