Воспитании подрастающего поколения

Аннотация. В статье раскрывается роль русской педагогики в воспитании патриотизма подрастающего поколения при анализе работ общественных деятелей России XVIII в. М. Ломоносова, А. Радищева и других.

Ключевые слова: воспитание патриотизма, отечество, гражданско-патриотическое воспитание, культурно-историческая традиция, духовно-нравственное воспитание.

 

В период модернизации и реформирования системы российского образования обновляются духовные ценности, транслирующие потребности современного общества, возрождается активный интерес к национальной культуре, обращается внимание молодежи к вопросам толерантности по отношению к людям других национальностей, в образовательных организациях утверждается приоритет патриотического и гражданского воспитания при формировании таких качеств личности у обучающихся, как уважение к труду, традициям своего народа, любовь к родному отечеству, причастность к судьбе своей страны.

Общеизвестно, что патриотическое воспитание, формирование представлений о родном крае, окружающей действительности, людях труда, героях времен Великой Отечественной войны необходимо целенаправленно начинать на этапе дошкольного детства.

В этой связи в русской педагогике воспитанию патриотизма у детей, молодежи уделялось большое внимание в различных его направлениях: гражданское, духовно-нравственное.

Взгляды политических и общественных деятелей России XVIII века обозначили основные направления в развитии педагогических взглядов на патриотическое воспитание подрастающего поколения.

М.В. Ломоносов обосновал идею о важной роли нравственно – патриотического воспитания в среде «просвещенного юношества».

Ученый понимал, что будущее России – это дети, вследствие этого, он убеждал организовывать обучение молодежи с учетом интересов своей Родины. Среди основных средств М.В. Ломоносов выделял родной язык и произведения отечественной литературы.

А.Н. Радищев утверждал, то, что у подрастающего поколения необходимо воспитывать гражданскую добродетель, формирование действий, направленных на общественное благо.

Гражданско-патриотическое мужество он считал важным качеством нравственности: «истинный человек и сын Отечества есть одно и то же», он «ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу Отечеству, то не страшится пожертвовать жизнью» [1, с. 205-206].

А.П.Куницын, русский просветитель XIX в., философ, последователь идей А.Н. Радищева работе «Наставления воспитанникам на открытии Царскосельского лицея отмечал, что в процессе воспитания патриотизма у подрастающего поколения важно «водворить в сердце сына праотеческие добродетели, учинившие бессмертным целое поколение; даровать согражданам истинного соревнователя в общественных пользах…» А. П. Куницын считал, что увеличение преподаваемых знаний будет способствовать внушению любви к Отечеству, родителям, природе, труду.

Следует отметить, что эти положения нашли широкое развитие в исследованиях известных ученых.

И.М. Ястребцов обосновал важный вид просвещения – гражданственный, суть его состоит в формировании способности личности не только управлять природой, но и себе подобными. Он справедливо отмечал, что долг каждого гражданина – исполнять свои обязанности, которые «состоят в том, чтобы быть полезным человечеству, отечеству и самому себе» [4]. Понятие отечества он определял таким образом: «… оно не есть земля только, на которой человек живет. Оно есть идея, развивающаяся в религии, в законах, искусствах, языках, нравах того народа, к которому человек принадлежит и для физического благосостояния которого служит известная доля вод и земель с их животными, растительными и минеральными произведениями.

Сии произведения кроме физической пользы имеют еще пользу нравственную, содействуя своим образом к развитию общей идеи народа; потому заключены сугубо в круге той симпатии, которая объемлет все принадлежащее к Отечеству, все ему споспешествующее, все отечественное…» [4, с. 230-231].

Идея народности воспитания получила активное развитие во второй половине XIX в.

Детская душа чувствительна к родному слову, красоте родной природы, народной музыке, хороводным играм и танцам, поэтому народная культура выступает для ребенка началом, формирующим личность. Элементы такой культуры являются составной частью мира взрослого, в котором он осваивает опыт предыдущих поколений.

Значимый вклад в ее обоснование внес К.Д. Ушинский. Важная цель воспитания, по его мнению, - духовное развитие растущего человека, а достигнуть его невозможно без использования культурно-исторических традиций народа, особенностей его национального характера. «Любовь к Родине – это наиболее сильное чувство человека, которое при общей гибели всего святого и благородного гибнет в дурном человеке последним» [2, с. 69]. Более подробно он рассматривает это положение в работах «Родное слово», «О необходимости сделать русские школы русскими», «О народности в общественном воспитании».

«Развивая умственные и нравственные силы народа, обогащая его полезными знаниями, возбуждая в нем разумную предприимчивость и любовь к труду, истинное народное образование сохраняет, открывает и поддерживает именно те источники, из которых льется народное богатство» [3, с. 19-20].

Мораль по мнению К.Д. Ушинского находится в самом быте русского народа, 22в самой жизни семьи, охватывающей ребенка со всех сторон и отовсюду ежеминутно проникающей в его душу». [3, с. 123].

Таким образом, главным стержнем является семейное воспитание, в котором комплексно систематизируются цели и задачи общественного.

К.Д. Ушинский обосновал три основные составляющие воспитания: народность, христианская духовность, наука.

«Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями. Обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует гораздо сильнее убеждения…» [3, с. 49].

К.Д. Ушинский ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», отмечая в фольклорных произведениях самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Сказки, потешки, прибаутки передают от поколения к поколению значимые нравственные ценности: дружбу, трудолюбие, взаимоподдержку, доброту. «Это – первые и блестящие попытки русской народной педагогики и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа» [2, с. 89].

Во всех его работах делается вывод о том, что образование с самых первых его ступеней и сама наука должны основываться на заповедях нравственности.

Таким образом, воспитание чувств патриотизма у детей, любви и бережного отношения к природе, уважение к труду, ознакомление с историей родного города, страны, национальными традициями – актуальные и значимые направления в системе деятельности дошкольного образовательного учреждения.

 

Литература:

1. Радищев А.Н. Избранные философские сочинения / Под ред. И.Я Щипанова. – М.: Госполитиздат, 1949 – 559 с.

2. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Педагогические сочинения: в 6 т. М., 1988. – Т. 2. – 665 с.

3. Ушинский К.Д. Воспитание человека: Избранное / Сост. С.Ф. Егорова. М., 2000. – 256 с.

4. Ястребцов И.М. Об организации души. – М.,1932. – 32 с.

5. Культурологические проблемы дошкольного образования в поликультурном регионе. – М.: Изд-во Московского университета, 2003. – 224 с.

6. Плеханов А. «Воспитать человека - значит воспитать его душу» // Дошкольное воспитание. – 1991. - № 5. – С. 59.

 

УДК 373.2.01

Богославец Л. Г.

Канд. пед. н., доцент АлтГПУ (Барнаул, Россия)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: