У ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Аннотация. В статье рассматривается организация продуктивных видов деятельности в ходе патриотического воспитания дошкольников, процесс интеграции мероприятий, событий в структуре проектов патриотической направленности.
Ключевые слова: патриотизм, воспитание, проект, планирование событий проекта.
Изменения, происходящие в системе дошкольного образования ставят дошкольные учреждения перед необходимостью пересмотра содержания, целей деятельности, поиска новых путей всестороннего и гармоничного развития личности ребенка.
Патриотизм применительно к старшим дошкольникам рассматривается как потребность к активному участию во всех делах на благо семьи, ДОУ, родного города, Родины; наличие у детей таких качеств как гордость за свою страну, чувство собственного достоинства, гражданственность, сочувствие, осознание себя частью окружающей социальной действительности.
В широком понимании патриотизм определяется как олицетворение любви к своей Родине, активна сопричастность к ее успехам и достижениям, ее истории, культуре, миру природы.
Содержательная организация детских видов деятельности в ДОУ способствует значительному влиянию на эмоционально-чувственную сферу дошкольника, его нравственные проявления, суждения, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, позволяет обогащать и уточнять знания, формировать первоначальное чувство Родины – осознанно – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям.
В настоящий период задачи патриотического воспитания в образовательной организации направлены на семью.
Ведущая роль по передаче ребенку социально-исторического опыта принадлежит семье. В ней ребенок получает уроки нравственности, добра, толерантности, активной жизненной позиции.
В этой связи комплексное решение задач патриотического воспитания возможно лишь при взаимодействии с семьями воспитанников.
Опыт практики свидетельствует, что современные направления конструктивного взаимодействия педагогов ДОУ и семей воспитанников, прежде всего включают отношение к родителям как к партнерам и активное вовлечение их в жизнедеятельность ДОУ, установление доверительных отношений.
Мы считаем, что взаимодействие ДОУ с семьей – это, в первую очередь, организация совместной деятельности и общения.
Все дальше в историю уходят годы самой жестокой и страшной войны двадцатого столетия, но никогда не забудется величие подвига, совершенного нашим народом.
Мы всегда будем помнить какой ценой мы завоевали Победу. В России нет семьи, которую не затронуло бы военное время, огненное эхо боёв за родную землю.
В педагогическом коллективе МБДОУ «Детский сад № 56» города Барнаула Алтайского края использование проектной деятельности считают эффективным средством воспитания патриотизма в работе со старшими дошкольниками при условии активного участия родителей детей.
Педагоги ДОУ реализуют комплексно различные виды детской деятельности: музыку, рисование, лепку, чтение стихов и художественной литературы, подбирают пословицы о мужестве, смелости, стойкости воинов.
В старших возрастных группах были реализованы проекты информационно-познавательного типа, посвященные периоду Великой Отечественной войны «Георгиевская ленточка» (дети и их родители помещали изготовленные ленточки на стенд, знакомились с кодексом Георгиевской ленточки, получили рекомендации «Как рассказать ребенку о войне»). Итог проекта обозначил выражение благодарности Ветеранам войны, гордость за их подвиг, а также дань памяти погибшим); «Знамя Победы» - на занятиях по изобразительной деятельности дети по своему творческому выбору выполняли аппликацию с символами Победы, мира, труда. Итог проекта продемонстрировал гордость за свою Родину, уважение традиций, почитание героев войны.
Эффективность проектов оценивалась среди дошкольников с помощью диагностических процедур: опросов и анкет: «Что такое война?», «Что такое мир, как ты это понимаешь?», «Что такое День Победы?».
Интегрировано и органично в образовательном процессе педагоги используют методы и приемы проектной деятельности:
s наглядности (рассматривание фотооткрыток, репродукций художников о военном времени);
s игровой (использование дидактических игр, настольных игр «Военная техника», «Военная форма;
s рекламно - информационный (просмотр презентаций, репродукций, экскурсии в залы Боевой славы);
s творческой активности детей (рисование «Знамя победы», «Победный салют», конструирование, лепка «Самолет героя летчика», «Танк – победитель»;
s совместная деятельность детей и родителей, коллективные творческие работы;
s театрализованные музыкальные представления.
В таблице 1 представлено комплексное планирование проектной деятельности в условиях ДОУ.
Таблица 1