Московский государственный педагогический институт имени В. И. Ленина в годы Великой Отечественной войны

Аннотация. В статье кратко освещаются основные события истории Московского государственного педагогического института имени В.И. Ленина в годы Великой Отечественной войны. В настоящее время этот вуз называется Московским педагогическим государственным университетом (МПГУ). Это один из старейших и крупнейший в России и СНГ педагогический вуз, ведущий свою историю от Московских высших женских курсов, образованных в 1872 году.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, высшее педагогическое образование, народное ополчение.

 

Период Великой Отечественной войны занимает особое место в истории народного образования СССР, он получил в последние годы в отечественной историографии достаточно полное и всестороннее освещение [ 1; 2; 3; 4 ]. Важное место в данной проблематике занимает изучение истории учебных заведений Москвы в годы войны [ 5; 6; 7; 8 и др. ]. В данной статье ставится цель рассмотреть деятельность столичной высшей школы в годы Великой Отечественной войны на примере Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина.

С первых военных дней студенты и преподаватели МГПИ им. В.И. Ленина были охвачены патриотическим порывом, который наблюдался и в других московских вузах. 23 июня 1941 года в Ленинской аудитории Главного здания института на Малой Пироговской улице состоялся митинг, собравший около двух тысяч человек, то есть значительное большинство студентов и преподавателей. Участники митинга клеймили гневом вероломного агрессора, в принятой на митинге резолюции выражалась готовность «в любой момент вступить в ряды доблестной Красной Армии для того, чтобы с оружием в руках разгромить наглого, зарвавшегося врага…» [9, 1941. 25 июня; 10, 1941. 24 июня].

Вскоре участникам митинга представилась возможность подтвердить свои слова на деле. Сразу же после обращения к советскому народу И.В. Сталина по радио 3 июля 1941 г. в Москве началось формирование народного ополчения. Уже 4 июля в МГПИ им. В.И. Ленина началась запись в ряды ополчения всех желающих. Запись шла в атмосфере уверенности в победе над врагом и приобрела массовый характер. В июльские дни в столице было сформировано 12 дивизий народного ополчения.

Во Фрунзенском районе Москвы, на территории которого располагался МГПИ им. В.И. Ленина, была создана 5-я дивизия народного ополчения. В ночь с 7 на 8 июля 1941 г. дивизия была выведена походным порядком из Москвы. В ее составе оказалось 175 человек из МГПИ им. В.И. Ленина, в основном в ее 2-м полку (позднее 1290-й стрелковый полк). Среди них было три декана — Е.М. Вермель (рядовой), Н.Н. Малов (начальник связи полка), Ю.Г. Саушкин (рядовой); профессора Ф.М. Головенченко (заместитель начальника политотдела дивизии), Б.И. Пуришев и Г.М. Шапиро (рядовые); доценты А.Г. Урин (секретарь дивизионной парткомиссии), Н.И. Молодых (агитатор полка), В.Н. Вайнштейн, М.Д. Громов, М.А. Супоницкий (политруки роты), А.Н. Дубовиков, А.А. Липаев, П.С. Любимов, Н.А. Петров, Н.А. Трифонов, Б.А. Этинген (рядовые); старшие преподаватели Т.С. Косых (комиссар полка), М.Р. Чаткин (секретарь парторганизации полка), Г.М. Кохновер (инструктор по пропаганде полка), Д.Ф. Козлов (лектор политотдела дивизии), Ф.М. Кусургашев, М.С. Новиков, Г.А. Самсонов (рядовые), студент М.Б. Рыскин (рядовой, секретарь комитета комсомола МГПИ им. В.И. Ленина) [11. С. 258-259].

В массовом сознании закрепился стереотип, что в годы войны советские генералы бездумно бросали в бой любые доступные им резервы, не считались ни с какими потерями, стремились «завалить противника трупами». История московского народного ополчения показывает ложность таких утверждений. Несмотря на тяжелое положение на фронтах, советское командование длительное время держало дивизии народного ополчения в тылу, давало возможность ополченцам обучиться азам военного дела.

15 сентября 1941 г. 5-я дивизия народного ополчения была переименована в 113-ю стрелковую дивизию и стала кадровой частью РККА. Только 29 сентября 113-я дивизия вошла в действующую армию и заняла полосу обороны в составе 43 армии Резервного фронта юго-западнее города Спас-Деменск. А уже 30 сентября 1941 г. немецкое командование начало операцию «Тайфун» с целью разгрома советских войск на центральном направлении и захвата Москвы — столицы СССР.

113-я стрелковая дивизия приняла на себя основной удар превосходящих сил 4-й танковой группы противника, рвавшихся с юго-запада к Москве. После ожесточенных боев из 11,5 тысяч человек первоначального состава в строю осталось порядка 2 тысяч бойцов. Многие погибли, были ранены, попали в окружение и в плен. Но дивизия не была расформирована, продолжала сражаться под Боровском и Наро-Фоминском, приняла участие в контрнаступлении под Москвой, прошла славный боевой путь и завершила войну в Австрии.

Значительная часть студентов МГПИ им. В.И. Ленина направилась на трудовой фронт. В начальный период войны гражданское население активно привлекалось для строительства оборонительных сооружений для Красной Армии. Уже 30 июня 1941 г. первые эшелоны московских комсомольцев были отправлены на тыловые рубежи. Среди них был и отряд из трехсот студентов старших курсов МГПИ им. В.И. Ленина. В июле-августе 1941 г. студенты-педагоги строили укрепления на левом берегу реки Десны в Смоленской области, а затем в районе города Ельни.

Другой отряд строителей, сформированный в основном из девушек младших курсов, занимался строительством укреплений в Можайском районе Подмосковья. В начале сентября оба строительных отряда, в связи с началом нового учебного года, вернулись в Москву.

Уже в июле 1941 г. в результате продвижения немецких войск на восток появилась угроза бомбардировок Москвы вражеской авиацией. Предотвратить налеты должны были не только кадровые военнослужащие – зенитчики и летчики, - но и отряды местной противовоздушной обороны, сформированные из простых москвичей. Помимо городских и районных подразделений противовоздушной обороны, на всех предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях, жилых домах создавались группы самозащиты. Поскольку в эти группы входили звенья, выполнявшие различные функции, они получили название унитарных команд. Унитарная команда МГПИ им. В.И. Ленина, созданная 1 июля 1941 г., имела звенья: управления, охраны порядка и безопасности, аварийно-восстановительное, пожарное, химико-дегазационное и медико-санитарное [12. Д. 136. Л. 29; 13, Приказы директора за 1941 г. № 164 а].

С 21 июля 1941 г. унитарная команда МГПИ им. В.И. Ленина начала борьбу с зажигательными бомбами, спасала учебные корпуса и общежития от пожаров и разрушений. Так, в ночь с 6 на 7 августа большое количество зажигательных бомб было сброшено на район Усачевой улицы. Одна из бомб попала на чердак Тихомировского учебного корпуса, другая упала на его двор. Очаги пожара были ликвидированы, а бомбы обезврежены. Тогда же 39 бомб были сброшены на дом 35 по Усачевой улице, где размещалось институтское общежитие № 2. Четыре зажигательные бомбы попали на чердак этого здания, а в соседнем доме № 33 возник серьезный пожар. В ту же ночь унитарной командой МГПИ имени В.И. Ленина было ликвидировано девять зажигательных бомб в бывшем Доме крестьянина на Трубной площади, который был отдан под расселение студентов [13, Приказы директора за 1941 г. № 68 г]. Но в здание учебного корпуса в Мерзляковском переулке попала фугасная бомба, аудитории были разрушены. С 4 ноября 1941 г. унитарная команда МГПИ имени В.И. Ленина была переведена на казарменное положение. Весной 1942 г. ее численность достигала 110 человек [13, Приказы директора за 1941 г. № 84 г; Приказы директора за 1942 г. № 7 г, № 19 г ].

В начале октября 1941 г., ЦК ВЛКСМ объявил о наборе комсомолок в женское авиационное соединение. В его состав вошли студентки МГПИ им. В.И. Ленина: А. Акимова, А. Хорошилова, Н. Алферова, Л. Гогина, В. Краснощекова, С. Смыкова. В летный состав зачислили тех девушек, кто уже имел авиационную подготовку. Тех, кто окончил два курса института, направили на курсы штурманов. Остальные стали авиационными техниками.

В мае 1942 г. в составе 588-го легкобомбардировочного женского авиационного полка в качестве техников-вооруженцев на фронт отправились А. Акимова, А. Хорошилова, Л. Гогина. Полк летал на самолетах У-2, до войны использовавшихся как учебные машины, а с началом военных действий превратившихся в ночных бомбардировщиков. В феврале 1943 г. за мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, 588-ой авиационный полк был преобразован в 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиаполк. Л. Гогина стала старшим техником по авиавооружению в этом полку, а А. Акимова и А. Хорошилова в 1943 г. освоили специальность штурмана.

А.В. Хорошилова была выбрана комсоргом полка, совершила более ста боевых вылетов. А.Ф. Акимова стала одним из лучших штурманов полка, с апреля 1943 по май 1945 г. совершила 715 боевых вылетов. В апреле 1945 г. она была представлена к званию Героя Советского Союза, но тогда награждение не состоялось. Лишь в декабре 1994 г. летчица была удостоена звания Героя Российской Федерации.

Пилот Т.П. Макарова и штурман В.П. Белик считались одним из лучших экипажей 46-го гвардейского авиаполка. Вера Белик до войны успела окончить два курса математического факультета Московского государственного педагогического института им. К. Либкнехта, который в 1943 г. был присоединен к МГПИ им. В.И. Ленина. В ночь на 25 августа 1944 г. их самолет был сбит истребителем противника. Экипаж погиб. Посмертно Т.П. Макарова и В.Л. Белик были удостоены звания Героя Советского Союза. Память о Вере Белик бережно хранится в МПГУ. В фойе Главного корпуса на Малой Пироговской улице ей установлен памятник.

В середине октября 1941 г. на фронте под Москвой сложилась критическая ситуация. Враг сумел прорвать оборону советских войск и рвался к столице СССР. Было решено отдать все силы защите Москвы: из трудящихся столицы дополнительные подразделения для действующей армии, возвести новые оборонительные сооружения, увеличить производство танков, минометов, мин, гранат.

В 9 часов утра 15 октября состоялось собрание коммунистов МГПИ им. В.И. Ленина, была проведена запись добровольцев на фронт. В те дни ушли на фронт студенты четвертого выпускного курса В.С. Маномеров (погиб в 1942 г.), Ю.П. Озерский (погиб в 1942 г.), Г.И. Сироткин (погиб в 1945 г.), И.М. Тамбовцев (погиб в 1942 г.), А.А. Гончаров, Е.В. Примеров, Г.Т. Рябков. Девушек в коммунистический батальон не брали, но в те же дни в институте состоялся досрочный выпуск школы медицинских сестер.

Занятия в институте, которые и до этого проводились нерегулярно, с 15 октября были прерваны. Все находившиеся еще в Москве студенты, преподаватели и сотрудники или эвакуировались, или направлялись на оборонные работы. В октябре студенты и преподаватели МГПИ им. В.И. Ленина строили баррикады у Крымского моста, у Ленинских гор, близ Московской окружной железной дороги. Затем они были направлены на рытье противотанковых рвов и заграждений в Кунцево.

1 ноября директором МГПИ имени В.И. Ленина С.П. Котляровым был издан приказ об эвакуации студентов младших курсов в город Малмыж Кировской области [13, Приказы директора за 1941 г. № 433 б ]. В условиях осадного положения, которое было введено в Москве 19 октября, среди руководителей вузов нашлись и морально неустойчивые люди, которые бросили свои коллективы и выехали на восток. Но в подавляющем большинстве случаев коллектив МГПИ им. В.И. Ленина проявил себя достойно, выдержал все испытания, выпавшие на его долю. Уверенность в победе над врагом ни на миг не покидала студентов и преподавателей вуза. Эту уверенность поддерживал и укреплял энергичными и самоотверженными действиями директор института С.П. Котляров [14. С. 95-97].

Остававшиеся в Москве преподаватели и студенты стремились возобновить занятия в институте. Сначала начали действовать отдельные кружки, некоторые преподаватели проводили консультации, иногда читали лекции. Среди преподавателей, первыми возобновившими работу, были профессора Н.П. Грацианский, Н.Ф. Дератани, Ф.А. Рау, доценты С.Е. Крючков, Е.А. Василевская, Н.М. Черемухина, Н.А. Тимофеева.

13 ноября 1941 г. общее собрание оставшихся в Москве преподавателей и студентов решило возобновить занятия в полном объеме. На собрании присутствовало 70 человек. 17 ноября, в первый занятий, явилось 103 студента. Постепенно число занимающихся росло. 20 декабря на занятиях в институте было уже 468 студентов, а 16 февраля 1942 г. — 645.

Как только МГПИ им. В.И. Ленина возобновил занятия, на них стали приходить и студенты других московских вузов — МГУ, МИФЛИ, МОПИ, МГПИ им. К. Либкнехта, но по мере возобновления их работы, эти студенты возвращались в свои институты. К концу учебного года в МГПИ им. В.И. Ленина осталось 532 студента [12. Д. 124. Л. 2 ].

В декабре 1941 г. начались занятия эвакуированного в столицу Горного Алтая город Ойрот-Туру МГПИ им. К. Либкнехта. Все его имущество и оборудование, оставшееся в Москве, было передано МГПИ им. В.И. Ленина. Поэтому летом 1943 г. было принято решение о целесообразности присоединения МГПИ им. К. Либкнехта к МГПИ им. В.И. Ленина [9, 1942. 30 июля].

Военное время вносило свои коррективы в работу московских педагогических вузов. Численность профессорско-преподавательского состава сократилась. К 1 марта 1942 г. в МГПИ им. В.И. Ленина работали 28 профессоров, 46 доцентов и преподавателей [12. Д. 124. Л. 2 ]. Соответственно сократилась и численность студентов.

Помимо учебных занятий студентам и преподавателям приходилось выполнять и ряд обязанностей, связанных с военным временем. В частности, нужно было нести ночные дежурства по охране зданий института. Многие студенты не получали стипендий и должны были работать, чтобы обеспечить себя самым необходимым. Война диктовала условия существования: частые выключения электрического света, нехватка топлива, отсутствие пособий и оборудования для кабинетов и лабораторий, в зданиях была нарушена часть отопительной и водопроводной систем. В зимние месяцы в учебных помещениях температура держалась около нуля градусов. На семинарах и лекциях сидели в верхней одежде. С началом войны часть зданий МГПИ им. В.И. Ленина была передана другим учреждениям. В результате даже в условиях занятий в две смены институт испытывал дефицит учебных площадей.

Бодрость духа и оптимизм, уверенность в победе над Германией не покидала ни на миг коллектив МГПИ им. В.И. Ленина. В институте проводились встречи с фронтовиками, партийными и государственными руководителями, артистами и писателями, проходили вечера художественной самодеятельности, в которых принимали участие преподаватели и студенты.

На завершающем этапе войны чаще стали проводиться торжественные митинги и собрания, приуроченные к различным знаменательным датам. В октябре 1943 г. праздновалось 25-летие ВЛКСМ. Обстановка на фронтах позволила торжественно отметить майские и ноябрьские праздники в 1944-1945 гг.

Таким образом, военная пора стала для вузовских коллективов столицы, в том числе и для Московского государственного педагогического института им. В.И.Ленина, временем испытаний на прочность, на верность Родине, на способность вести учебно-воспитательный процесс немыслимых условиях, несмотря на все невзгоды поддерживать в душах своих студентов жажду знаний, поиска и открытий.

 

Литература:

1. Великая Отечественная война в региональном измерении. Материалы Всероссийской научной конференции / Сост. А.С. Минаков. Орел: ИД «Орлик», 2015.

2. Наука и образование в годы войны // Великая Отечественная война 1941–1945 годов: в 12 т. М.: Кучково поле, 2014. Т. 10. Государство, общество и война. С. 455–516.

3. Половецкий С.Д. Нормативно-правовое регулирование деятельности общеобразовательных школ в годы Великой Отечественной войны // Право и образование. 2017. № 5. С. 149–155.

4. Россинский Ю.Г. Система образования РСФСР в годы Великой Отечественной войны // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015. Вып. № 2 (23). С. 24–39.

5. Бызова О.М. Народное образование Москвы в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 4 (108). С. 339–342.

6. Половецкий С.Д. Московское образование в дни суровых испытаний (К 75-летию Московской битвы) // Проблемы современного образования. 2016. № 6. С. 111–117

7. Половецкий С.Д., Минаков А.С., Аширов Э.Р. Военно-исторический аспект в подготовке будущих педагогов: Из опыта работы Дирекции изучения истории Московского педагогического государственного университета //Преподавание военной истории в России и за рубежом: Сб. ст. Вып. 2. М., СПб.: Нестор-История. 2019. С. 242–250.

8. Овчинников А.В. Роль государства и учительской общественности в обучении и воспитании школьников в годы Великой Отечественной войны // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015. № 2 (23). С. 10–23.

9. Учительская газета.

10. Педвузовец.

11. Очерки истории Московского педагогического государственного университета. – М.: Прометей, 2002. – 480 с.

12. Центральный государственный архив Москвы (ЦГА Москвы). Ф. Р-586. Оп. 1.

13. Архив Московского педагогического государственного университета (Архив МПГУ).

14. Лубков А.В., Москвин В.В., Полозов Г.П., Романов Ю.В., Савельев П.Ю. Ректоры МПГУ. 1872-2000. Очерки. – М.: Издательский дом Магистр-Пресс. 2000. – 160 с.

 

УДК 93/94

Самохин А. Н.

Преподаватель Саратовского областного колледжа искусств

 (Саратов, Россия)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: