Роль педагога дополнительного образования в патриотическом воспитании

Аннотация. Воспитание молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, изменения содержания социокультурной жизни подрастающего поколения, принципов и форм функционирования образовательных учреждений, а также средств массовой информации, детских и молодежных организаций. Все это предопределило значительный рост интереса к проблемам воспитания не только среди педагогической общественности, но и в целом российского социума.

Известно, что патриотическое воспитание как многостороннее явление включает в себя следующие составляющие: военно-патриотическое воспитание; героико-патриотическое воспитание; национально-патриотическое воспитание; гражданское воспитание; гражданско-патриотическое воспитание [1]. Развитию патриотических чувств, способствует учреждения дополнительного образования, общеобразовательные школы, которая формирует в сознании подрастающего поколения гражданско-патриотические ценности, социальные нормы поведения. У обучающихся отмечаются чувства солидарности и дружбы, верность своему народу и уважение традиций и культуры других наций.

Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, дополнительное образование, педагог, гражданско-патриотическое воспитание.

 

Особое место в гражданско-патриотическом воспитание занимает дополнительное образование. В Центре Детского Творчества «Глобус» активно реализуется работа гражданско-патриотического воспитания. Целью этой работы заключается в воспитании патриотов России. В центре функционируют такие занятия дополнительного образования как «стрельба из традиционного лука», «этно-арт скульптура», «башкирский народный танец», другие хореографические коллективы и занятия декоративно-прикладного творчества, где создаются все условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции. Разнообразные виды деятельности, охватывают весь педагогический процесс.

Ежегодно в центре детском творчества проходят мероприятия, посвященные патриотическому воспитанию подрастающему поколению. Воспитанники центра детского творчества активно принимают участие в мероприятиях: «День Победы», Акция «Музей в чемодане», «Военно-спортивные соревнования», акции добра. Так же проводятся мероприятия с Советом Старшеклассников, где они проявляют свои личные качества, знания. Целью патриотического воспитания в нашем Центре Детского Творчества является развитие у детей социальной активности, гражданской ответственности, становление личности. Педагогам даны большие возможности в воспитании детей, которые реализуются через деятельность различных объединений. С 2017 года в Центре активно реализуется программа «Юнармия». Юнармия позволяет увидеть и понять то главное, что действительно важно в этом возрасте: любовь к Родине, любовь к своей семье, творческая самореализация, добровольчество, осознанный выбор профессии.

Документы о школе военных лет показывают, что учащиеся, овладевая знаниями, помогали фронту и освобожденным районам, летом трудились на колхозных полях (док. №№ 158, 183). Особая забота проявлялась об обучении и воспитании эвакуированных детей (док. 159, 164). В те суровые годы продолжалась подготовка специалистов в вузах республики. Студенты после занятий шли в госпитали помогать раненым, трудиться на заводах и фабриках, заготавливать топливо. Было голодно и холодно, но учеба не прерывалась. В вузах велась активная научно-исследовательская работа в основном по оборонной тематике (док. №174,178). Документы свидетельствуют о тяжелом материальном положении работников культуры в годы войны. В те суровые года литераторами, художниками, композиторами были созданы замечательные произведения, артисты театров выезжали на фронт, выступали в госпиталях, на заводах и фабриках [2]. Несмотря на тяжелое время, учеба, работа педагогов не была приостановлена.

Педагог – ключевая фигура в воспитании патриотизма. Деятельность педагогов в воспитании истинного патриота своей страны трудно переоценить, воспитать гражданина и патриота своей страны можно только в результате подхода к вопросам патриотического и гражданского воспитания. Педагоги дополнительного образования, которые тесно связаны с деятельностью музеев боевой славы, спортивных объединений имеют широкие возможности патриотического воспитания.

Педагоги используют самые разнообразные формы и приемы учебной воспитательной работы. В системе воспитательной работы важное место должно занимать углубленное изучение родного края, привязанность к тем местам, к своей земле, к родине. Формирование патриотизма способствует участие детей в художественно-творческой деятельности. Самое главное в воспитание нравственных чувств – это проявление их в реальных поступках.

Нельзя оставить без внимания и психолого-педагогические особенности детей. В среднем школьном возрасте начинают меняться критерии, по которым дети оценивают себя, окончательно формируется самооценка и само сознание. У подростков обостряется желание выделиться чем-то среди сверстников, они становятся более критичными. В такой период, важным является выявить группу риска. К группе риска относятся подростки, которые нуждаются в психологической поддержке. В эту группу, прежде всего, входят дети, которые испытывают трудность в самоутверждении [1, с. 109].

Сама деятельность по становлению гражданско-патриотического воспитания должна иметь конкретную структуру, по которой должен действовать педагог, что будет способствовать самореализации личности, ее развития. В результате гражданско-патриотического воспитания реализуется через деятельность объединений дополнительного образования. Применения разнообразных форм проведения занятий позволяют выстроить свою работу так, чтобы дети вышли в жизнь с твердой позицией, что они патриоты нашей Родины.

Таким образом, педагог, играет огромную роль в воспитание патриотизма, от его личностных качеств, знаний, зависит, усвоят ли учащиеся значение патриотизма, будут ли им руководствоваться, станут ли истинными патриотами Отечества.

 

Литература:

1. Башкирия в годы Великой Отечественной войны. Под ред. Г.Д. Иргалина и Г.Р. Мухаметдинова. – Уфа, 1995.

2. Воспитательной работе – профессиональный подход: Методическое пособие в помощь зам. командиров по воспитательной работе, организаторам общественно-государственной подготовки и информирования личного состава. – Ростов-на-Дону, 1996. – 190 с.

3. Веденеева Е.А. Гражданско-патриотическое воспитание в дополнительном образовании // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(20).

4. Закон РФ «О днях воинской Cлавы России».

5. Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе».

Удк 37.018.5

Салихов Т. Р.

 БГПУ им. М. Акмуллы, аспирант (Уфа, Россия)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: