Современная сложность четкого определения термина «журналистика» в российских медиаисследованиях проистекает из его многозначности, из того обстоятельства, что многие исследователи под ним подразумевают и явления, которые с высокой долей точности обозначаются другими понятиями, — (система) СМИ / массмедиа, медиаиндустрия, отрасль СМИ, публичное пространство общества, публичная/общественная сфера и т.д. [Иваницкий, 2010; Назаров, 2002; Науменко, 2005; Прохоров, 2009; СМИ и политика, 2008; Фомичева, 2007].
Следует подчеркнуть, что природа журналистского творчества и его «результата» — журналистского текста — должна рассматриваться не только с позиций филологической науки. Имея ввиду социальные функции СМИ, а также эффекты, производимые в разных сферах общества журналистскими текстами, журналистику нельзя вывести за пределы изучения социологии, социальной психологии, когнитивистики, политологии, культурологии. Исследования журналистики только как системы журналистских текстов невозможно уместить в рамки традиционной филологии, причем, как мы видели выше, сложная природа этих текстов, их многослойность и комплексность влияний заставляют даже филологов двигаться в сторону интеграции с другими исследовательскими полями. Следовательно, современное определение журналистики неизбежно расширяется, опираясь на междисциплинарные подходы. Так, с точки зрения политологов, в журналистском тексте жанрово-стилистические особенности определяются задачами или политического анализа, или убеждения — в зависимости от целей самого текста. То же самое можно сказать и о подходе исследователей других гуманитарных наук.
|
|
Именно поэтому подход к журналистике уже не как к профессии (предметной деятельности), но как к общественному институту, общественной системе предполагает анализ ее в связи с важнейшими концепциями современного социума. И, очевидно, что в центре их стоит понятие демократии [Бурдье, 1993; СМИ и политика, 2008; Прохоров, 2004; Фукуяма, 2005; Хабермас, 2005; Habermas, 1989].
Изучение природы журналистики приобретает особую значимость, если мы исходим из убеждения, что демократия — это фундаментальный общественный принцип, на котором базируется жизнь большинства современных государств. Опираясь на нормативные представления о СМИ и журналистике, многие политические системы стран Европы и Северной Америки наделяют журналистов ключевой ролью в социальной жизни. Это объясняется наличием своего рода неформального общественного договора, сложившегося во многих политических системах, согласно которому граждане возлагают на избранных политиков право представлять себя и свои интересы в вопросах, касающихся политической сферы жизни, и сохраняют при этом за собой право контролировать их деятельность между выборами. Осуществление этого контроля граждане делегируют СМИ и журналистам, создающим для них доступ к информации, необходимой для формирования общественного мнения и индивидуальной гражданской позиции, принятия политических решений. В России в 1990 гг. эта концепция получила заметную поддержку [Засурский, 2007], несмотря на то, что упомянутый выше общественный договор между всеми политическими силами — избираемой властью, политическими партиями и движениями, гражданским обществом, пассивными гражданами — все еще далек от идеала.
|
|
Такой подход определяет этический долг медиапрофессионалов: все структуры и институты общества предполагают, что журналисты будут предоставлять правдивые и актуальные новости, а также анализировать факты в национальном контексте и глобальной перспективе. Тем самым журналистика становится важной составляющей демократии, структурируясь при этом в определенный социальный институт — или в «четвертое сословие» (forth estate), если обратиться к историческому пониманию сословного общества, или в «четвертую власть» (forth power) (или «сторожевого пса демократии», watchdog of democracy) в контексте современных политических систем [Сиберт, Шрам, Питерсон, 1998].
Тот факт, что власть эта никем не избирается, но для общества является необходимой, в целом признанной и даже уважаемой, отражает принципиальную характеристику современной общественной жизни. По определению Д. Халлина и П. Манчини, это и есть «рационально-легитимная власть» журналистики, позволяющая ей оказывать непосредственное воздействие на политический процесс [Hallin, Mancini, 2004]. Демократическое общество, его институты, граждане коллективно признают эту власть, что и дает основание считать журналистику не только профессией с общественно важными функциями, но и общественным институтом.
Формулируя задачи этого института, многие исследователи сходятся в том, что журналистика должна проводить анализ жизни общества, обращая особое внимание на то, что политическая или бизнес-элита не превышает своих полномочий. Как подчеркивает П. Далгрен, демократическая роль журналистики должна заключаться не только в том, чтобы предоставлять информацию и выполнять функцию «сторожевого пса», но и в том, чтобы «затрагивать наши чувства, вдохновлять нас и предлагать пищу для наших каждодневных гражданственных размышлений» [Dahlgren, 2009, p. 146].
Конечно, трудно однозначно судить о природе, целях и функциях журналистики в качестве ключевого института демократии, если сегодня не только в российском обществе, но и во многих странах мира идут активные дискуссии о самой демократии как форме правления народа, ее природе и базовых ценностях. Разделяя прямую и представительскую демократию, мы понимаем, что ее типов в практике современных обществ можно насчитать достаточно много. Так, в 1996 г. Ю. Хабермас на основе такого критерия, как формы участия граждан в политическом процессе, выделял различные типы демократического общества, такие, как гражданский республиканизм и процедурный либерализм. К ним он добавлял и третий тип, основанный на собственном подходе, который определял как «гражданское самоопределение», интегрируя положительные стороны уже существующих типов. Выделились еще всеобщая и совещательная модели, предполагающие разные типы гражданского участия [Habermas, 1966, p. 22]. Это, очевидно, подтверждает, что не существует единой теории и модели демократии в условиях рынка — как не существует и единого понимания журналистики в этих условиях.
|
|
В результате мы имеем совершенно разные представления о природе и критериях профессионализма журналистики в рамках различных общественных систем — от либерально-рыночных до демократических корпоративистских, от плюралистических до социально ответственных, от подотчетных власти/элитам до патерналистских, власти/элитам подчиняющихся [Сиберт, Шрам, Питерсон, 1998; Last Rights: Revisiting Four Theories of the Press, 1995; Hallin, Mancini, 2004; Прохоров, 2004].
Однако важное отличие оценки журналистики как общественного института в зарубежных и российских исследованиях всегда заключалось в том, что первой в условиях рыночных обществ журналистика рассматривалась как составная часть медиасистемы, интегрирующей ее с другими сферами, — рекламой, связями с общественностью, развлечением (см. выше) [Picard, 1985]. И потому в зарубежных исследованиях было легче «развести» по разные стороны такие разные роли СМИ, как предоставление информации (новостная журналистика) и предоставление развлечений (коммерческие массмедиа, реклама), формирование повестки дня (журналистика) и пропаганда (паблик рилейшнз, в том числе и государственные), создание контекста новости, анализ ситуации (журналистика) и манипуляция общественным сознанием (коммерческие массмедиа).
Следует, вероятно, и в современной российской теории выявлять более явную связь, более однозначную зависимость между журналистикой — новостной и/или аналитической — и демократией, отделяя ее от связи коммерческих медиа, создающих такие гибриды и в чем-то даже пародии на журналистику, как инфотейнмент, докудрама или эдветориал, с практиками рынка и потребительской экономики. Развитие процессов глобализации, внедрения цифровых интерактивных технологий в производство и распространение новостей увеличивают скорость передачи медиасодержания, внося новые «опасности» в традиционные роли журналистики. В погоне за скоростью передачи новостей в условиях конкуренции со множеством информационных служб журналисты вынуждены ускорять процесс подготовки своих материалов, упрощать их содержание, сокращать время на их серьезную проработку, готовить материалы, вообще не выходя из редакции, что извращает смысл профессионализма и контрольных функций журналистики [Davies, 2008]. Страдают не только массмедиа, но страдает и само общество, лишенное достоверных и глубоко проанализированных новостей.
|
|
В последние десятилетия дискуссии о связи журналистики и демократии вышли на новый уровень из-за с глобального распространения Интернета и развития в Сети новых форм социальной коммуникации. Интернет породил большие надежды на увеличение демократического потенциала общества, появление возможностей новых медиа влиять на политический процесс. Сами термины «электронная демократия», «электронное правительство» базируются на представлениях о возросших возможностях доступа избирателей к информации, об увеличении интерактивности в процессах коммуникации власти и граждан, главным образом в период между выборами, когда возможности избирателей услышать власть, задать ей острые вопросы и услышать ответы власти практически минимальны [Democracy and New Media, 2003].
Развитие Интернета вызвало к жизни новые подходы к пониманию социальной и политической коммуникации, общественной сферы и инструментов выражения политических взглядов. Несомненно, граждане получили еще более эффективные, чем прежде, средства для публичного выражения собственного мнения. При этом, как подчеркивает Г. Грэм, в публичной сфере Интернет почти идеально реализует принцип равенства «один человек — один голос», однако оставляет непроясненным, «являются ли высказанные мнения и подсчитанные голоса осмысленными или нет, отражают ли знание или невежество, ангажированность или беспристрастность?» [Graham, 1999, p. 80]. И более того, считает автор, «мы можем сколько угодно рассуждать о будущем Интернета и демократии, однако следует задаться вопросом, не усиливает ли Интернет социальную фрагментацию, вместо того, чтобы создавать общественный консенсус?» [ibid, p. 83].
Цифровая революция также оказывает воздействие на терминологический аппарат современных исследований СМИ и журналистики. В этом контексте прежде всего надо определиться со смыслом такого понятия, как новые медиа. Одними исследователями оно признается как видообозначающее, другими отрицается, поскольку определение «новые» четко не характеризует сущность этих медиа. Для многих авторов, признающих условность определения «новые», вопрос вообще заключается не в том, что нового в новых медиа, а в том, что нового для общества приносят те цифровые, конвергентные, интерактивные сетевые медиа, которые описываются этим термином? [The Handbook of New Media: New Social Shaping and Consequences of ICTs, 2002, p. 1—15].
В действительности абсолютное большинство исследователей согласны с тем, что существуют заметные различия между массмедиа [Flew, 2003], ориентированными на широкие несегментированные аудитории и предполагающими ограниченный выбор содержания, и немассовыми (новыми) медиа, которые взаимодействуют с более узкими аудиторными нишами, дают при этом пользователям большую свободу и в выборе содержания, и в возможностях его преобразования. Очевидно и то, что технологическая природа, уровень интерактивности у последних иные, и потому возникает потребность в разграничении этих двух групп в рамках медиасистемы. Но тем не менее само понятие «новые медиа» все еще вызывает споры, несогласия, поскольку значительная часть исследователей считают, что Интернет — это больше, чем просто новый канал доставки традиционного медиасодержания.
Еще один важный терминологический аспект связан с изменением понимания ролей журналиста и аудитории. Массовая коммуникация всегда рассматривалась как коммуникация, достаточно неактивная со стороны аудитории. Сама же она представлялась как сообщество пассивных потребителей информации, как пассивных субъектов коммуникационного процесса. Сложность сегодня возникает, потому что в условиях новых медиа активность аудитории возросла, и при этом аудитория не только стала более активна в выборе информации, но и сама зачастую начала принимать непосредственное участие в создании медиатекстов — комментариев, мнений, историй (нарративов), фото- и видеоматериалов. По мнению многих современных авторов, такую аудиторию следует определять как активную, учитывая не только ее возможности и желания в выборе медиасодержания, но и ее вклад в редактирование медиаконтента, произведенного профессионалами, а также в создание собственного содержания [Jillmore, 2004]. Правда, остается еще неясным, насколько социально значима и корректна эта активность, насколько «профессиональны» любительские медиатексты, насколько самостоятельна аудитория в своих действиях. Но очевидно, что поведение аудитории меняется и это способно привести к качественным изменениям как в практиках редакций СМИ, журналистов, так и в социальной реальности [Мирошниченко, 2011].
Понятно, что зафиксировать все причины, которые определяют необходимость в осмыслении и уточнении многих понятий, в одной статье невозможно. Современное общество и его структуры, институты, практики, в том числе и профессиональные, подвержены масштабным изменениям. Но очевидно, что для нашей предметной исследовательской области, которая и сама еще не имеет строго академического поименования, сегодня необходима активная дискуссия вокруг таких понятий, как журналистика, журналист, массмедиа, средства массовой информации, массовая коммуникация, медиа. От абстрактного теоретизирования необходимо переходить на другие уровни формулирования, рассматривая реальные процессы, происходящие в медиасистемах и обществе.