IV. Анализ рассказа «Челкаш»

Урок

Максим Горький (1868 – 1936)

«Явление босяка» в творчестве писателя.

 Рассказ «Челкаш»: герои и их судьбы. Авторское представление о счастье.

I. Слово учителя.

Горький и явление босяка.

Босяк - человек без определенного места жительства, не связанный по­стоянным трудом, семьей, не владеющий собственностью и потому не за­интересованный в сохранении мира и спокойствия в обществе.

Переломный характер эпохи с ее экономическим кризисом, безработи­цей вызвал появление большого количества босяков. Например, в годы, когда Горький проходил в Казани свои «университеты», на 120000 населе­ния приходилось 20000 босяков.

Всю тяжесть капиталистической действительности и ужас сложивших­ся социальных взаимоотношений Горький хорошо знал и изобразил в сво­их художественных произведениях. На себе самом испытав гнет эксплуата­ции, Горький прекрасно знал пестрый социальный состав босяков, обита­телей трущоб и ночлежек, страшное «дно» портовых и промышленных го­родов.

Непосредственной предшественницей горьковской прозы была проза Чехова. Чеховских героев «беспощадно засасывает житейская тина», они непосредственно жалуются, что «надорвались». «Взамен этих... минорных мелодий, Горький дал нам мажор, - писал известный публицист Б. Наза-ревский. -...он нарисовал фигуры людей «дна», которые назло горю-злосчастью забавляются удалою напевочкой: «Когда у меня нет ничего, то и терять мне нечего», а головы не вешают; напротив, у них своеобразная бо­сяцкая философия с привкусом модного ницшеанства».

У раннего Горького господствуют мотивы жадности к жизни, жажды и культа силы, страстного стремления выломиться за привычные, мещанские рамки жизни, поэтому он отказывается от обычных прозаических жанров и пишет сказки («Старуха Изергиль», 1895), песни («Песня о Соколе», 1895), поэмы в прозе («Человек», 1904).

Скитания горьковских героев по бескрайней стране, их неожиданные, удивляющие окружающих поступки, даже преступления, - что угодно, только не обыденная, скучная жизнь среди скучных, ходящих ежедневно на службу людей. Все это прочитывалось российским обществом как пафос «восстание личности против всякого рода давящих ее тисков», по выраже­нию одного из критиков.

Горький ввел в литературу новую фигуру - босяка. «Босяк» до Горького в жизни и сознании общества был один, а после Горького стал совсем дру­гой, - писал ведущий критик журнала «Русский вестник» Н. Стечкин. - До Горького босяк считался общественной язвой, отравляющей обществен­ный оранизм... Принималось за истину, что общество живет в главных принципах правильной жизнью и что уклонения общества от правильного пути и его законов способны порождать дикообразные явления, каково босячество. Теперь, после «откровения» Горького выходит, что общество со всеми утопиями есть ложь... Оно все сгнило и испортилось до корня и в нем только и осталось здорового, что «босяк»».

Таким образом, Горький в ряде своих произведений, написанных в 80-90-е годы XIX века изображает людей, опустившихся на «дно» жизни, но сохранивших в себе человеческие чувства. Писатель объяснял свой писа­тельский и человеческий интерес к босякам тем, что он видел перед собой людей, единственным стремлением

которых было «жульнически высасы­вать кровь человека, сгущая ее в копейки», он возненавидел этих мещан, «похожих друг на друга, как медные пятаки чекана одного года».

Обратимся к рассказу М. Горького «Челкаш».

 

II. История создания рассказа «Челкаш».

Созданию рассказа «Челкаш» предшествовали следующие события: в июле 1891 года Алексей Пешков в селе Кандыбово Херсонской области вступился за истязаемую женщину, за что сам был избит до полусмерти. Считая его мертвым, мужики выбросили его в кусты, в грязь, где его подоб­рали проезжие люди (история эта описана в рассказе Горького «Вывод»). В больнице города Николаева будущий писатель встретился с лежащим там босяком, о котором потом вспоминал: «...Изумлен был я беззлобной на­смешливостью одесского босяка, рассказавшего мне случай, описанный мною в рассказе «Челкаш».

Три года спустя Горький возвращался с поля, где гулял ночью, и встре­тил писателя В.Г. Короленко у крыльца его квартиры. «Было уже девять часов утра, - пишет Горький, - когда мы воротились в город, прощаясь со мною, он мне напомнил:

- Значит - попробуйте написать большой рассказ, решено?

Я пришел домой и тотчас сел писать «Челкаша»... Написал в два дня и послал черновик рукописи Владимиру Галактионовичу. Через несколько дней он сердечно, как только он умел делать, поздравил меня.

- Вы написали недурную вещь, даже прямо-таки хороший рассказ!..
Расхаживая по тесной комнате, потирая руки, он сказал:

- Радует меня удача ваша...

Незабвенно хорошо было мне в этот час с этим лоцманом, я молча сле­дил за его глазами - в них сияло так много милой радости о человеке.

Радость о человеке - ее так редко испытывают люди, а ведь это вели­чайшая радость на земле».

«Странные были люди среди босяков, и многого я не понимал в них, но меня очень подкупало в их пользу то, что они не жаловались на жизнь, а о благополучной жизни «обывателей» говорили насмешливо, иронически».

«Очень многие потянулись к живому облику горьковского босяка, по­тому что говорят, что в сердце каждой домашней утки лежит отголосок то­го, когда она была дикой, и уверяют... что когда дикие утки летят по подне­бесью, то домашние утки приходят в волнение. И таких диких уток Горький показал домашним уткам». (А.В. Луначарский).

III. Творческое задание.

Навопрос: «Часто ли прототипом действующих лиц являются для вас живые люди?» - Горький отвечал: «Почти всегда. Но само собой разумеется, что характер героя делается из многих отдельных черточек, взятых от различных людей его социальной группы, его ряда. Необхо­димо очень хорошо присмотреться к сотне-другой попов, лавочников, рабочих для того, чтобы приблизительно верно написать портрет одно­го рабочего, попа, лавочника».

- Подтвердите эти слова, используя прослушанный сегодня на уроке материал.


IV. Анализ рассказа «Челкаш».

Работа над композицией рассказа, ее структурными компонентами.

1. Как построен рассказ? (Вступление и три главы).

2. В чем заключается их основное содержание?

3. Как начинается произведение и что начинается таким началом или экспозицией?

Экспозиция - это вступительная часть произведения, в которой изла­гаются обстоятельства, предшествующие основному событию.

(Во вступлении перед читателем разворачиваются картины жизни южного порта: огромные машины, созданные человеком и поработившие его, маленькие фигурки обезличенных людей, рабов созданного их же рука­ми - резко контрастирует с картиной свободной морской стихии. Карти­на порта и его жизни вырастает до символа капиталистического мира в целом, где неизбежно порабощение человека и человеческого труда капи­талом. В общей системе образов образ порта существенно важен, так как он объясняет причину существования челкашей. В описании морской стихии угадывается приближение очистительной силы.)

4. Какие художественные приемы использует автор при создании образа порта?

(Например, звукопись: «Звон якоРных цепей, гРохот сцепления ваго­нов, подвоЗящих гРуЗ, металлический вопль желеЗныхлистов, дРебеЗжа-ние иЗвоЗчичьих телег...»; эпитеты: «дикая музыка труда», «звонкий воз­дух», «страстный гимн»; сравнения: «жаркое солнце смотрит в зеленова­тое море, точно сквозь тонкую серую вуаль».)

5. Как связано описание морского порта с основным сюжетом рас­сказа? Определите яркие контрасты рассказа.

(Описание морского порта – это та самая рамка, в которую «оправлен» сюжет: столкновение старого портового волка, контрабандиста Гришки Челкаша, похожего на хищную птицу, вольного, любящего море и опасности, с крестьянским парнем Гаврилой, с наивными голубыми глазами, мечтающе­го заработать деньги и завести собственное хозяйство. Острая конфликт­ность сюжета определяет резкую контрастность изображаемого: порт и порабощенные им люди, вольный Челкаш и раб денег Гаврила.)

6. Какую роль играет пейзаж в произведении? В какой степени море вообще является своеобразным действующим лицом в рассказе? Какое настроение создают картины моря?

(Пейзаж принимает активное участие в произведении. Так, босяк Чел­каш любит море, а Гаврила боится его. И море, вначале спокойней, начинает волноваться по мере обострения конфликта между героями. Пейзаж моря дан в живописно-романтической манере. Он придает и образу Челкаша не­которую романтическую окраску, помогает раскрыть положительные качества Челкаша; с другой стороны, этот же пейзаж резче оттеняет ни­чтожество Гаврилы. Море является как бы участником рассказа: оно меня­ет психику и настроение героев, оно вызывает определенный строй чувств и мыслей человека, влияя на исход дела. Наконец, описание бурного моря имеет в какой-то степени и символическое значение и говорит о той грядущей бу­ре, которая очистит жизнь.)

Таким образом, в описании природы звучит радость жизни, вели­чие красоты мира. Природа пробуждает лучшие чувства в человеке.

7. Чем отличается отношение к морю Челкаша и Гаврилы? Под­твердите свои мысли текстом.

(Как говорит Горький, герой преображается, глядя на море, приобща­ясь к его могучей красоте: «Он, вор, любил море. Его кипучая нервная на­тура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась созерцанием этой темной широты, бескрайней, свободной и мощной... На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чеувство, - охватывая всю его душу, оно немного очищало ее от житейской скверны». У Гаврилы другой взгляд. На вопрос Челкаша: «Хорошо море?» Гаврила тупо отвечает: «Ничего, только боязно в нем...» Со стороны Челкаша это вызывает презрительную усмеш­ку: «Боязно! Экая дура!» Таким образом, герои, у которых пробуждается сознание и сильно чувство человеческого достоинства, особенно глубоко и радостно воспринимают красоту и величие окружающего их мира.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: