Первая (теоретическая) глава

Формулировка названия главы должна отражать тему и теоретический аспект проблемы исследования. Например: «Теоретические аспекты изучения проблемы нарушений чтения и их предупреждения у дошкольников». Содержание теоретической главы. Теоретическая глава – это фундамент работы, она представляет собой не просто описание научных подходов, а их научный анализ, сопоставление, оценку с точки зрения возможностей решения поставленной проблемы. Содержание теоретической главы (в зависимости от темы работы) отражает основные научные подходы, концепции, идеи, законы, закономерности, принципы, механизмы, факторы, условия, понятия и их толкование, показывает связи между основными понятиями (и, соответственно, изучаемыми вопросами, феноменами). Любое понятие, после того, как дано его определение, должно употребляться в том же значении в ходе всей работы.

Логика построения текста главы может строиться на переходе от рассмотрения общих проблем к описанию конкретных вопросов. Например, параграфы по теме ««Предупреждение нарушений чтения у дошкольников с общим недоразвитием речиIIIуровня»

1.1 Развитие психологических механизмов чтения в онтогенезе.

1.2 Современные представления о дислексии.

1.3 Психолого-педагогические характеристики детей с общим недоразвитием речиIIIуровня.

    Стиль изложения теоретической главы. Тема работы должна раскрываться логично и последовательно. Этому способствует стиль научной речи – соответствие изложения нормам литературного и профессионального языка: грамотность письменной речи; владение категориальным аппаратом педагогики (научными понятиями); оперирование речевыми оборотами, принятыми в научной литературе и облегчающими понимание логики изложения материала («Прежде всего…», «Рассмотрим основные научные подходы…», «Анализ ведущих концепций позволяет нам…», «Описанные тенденции характеризуют…», «Итак, обзор основных подходов позволяет констатировать, что…», «Таким образом, рассмотренный материал позволяет заключить, что…», «В заключение следует отметить…» и т.п.); грамотность и корректность цитирования.

    Изучению должны быть подвергнуты все виды источников, содержание которых связано с темой курсовой работы. Виды источников информации:

- нормативная литература, регламентирующая исследуемую проблему (Конституция РФ, федеральные и региональные законы, указы Президента РФ, решения глав субъектов РФ, акты органов исполнительной власти и местного самоуправления, локальные нормативные акты, приказы Министерства образования и науки РФ и органов управления образованием, а также иной нормативный материал). Необходимые нормативные акты можно найти в официальных изданиях, к числу которых относятся сборник «Собрание Законодательства РФ», Российская и Парламентская газеты;

- монографии по исследуемой и смежным темам;

- учебники, подготовленные наиболее авторитетными специалистами;

- справочники;

- научные статьи, опубликованные в специализированных научных журналах и сборниках;

- сборники научных трудов, издаваемые различными вузами и коллективами ученых, материалы научных конференций.

        

Результаты теоретической главы – это, прежде всего,позиция автора, ненавязчивое и корректное выражение его отношения к разным подходам, идеям, точкам зрения, собственном оригинальном творческом подходе (если он обоснован и обеспечен профессионально-личностными ресурсами студента). Завершением теоретической главы может стать: определение теоретических ориентиров для дальнейшего эмпирического исследования, теоретическая модель процесса или феномена, сравнительный анализ с выделением ключевых свойств процесса или явления, выявлением их особенностей, классификация, систематизация материала.

 

 Выводы по первой главе

    Выводы – это завершение главы. Они должны отражать ее основное содержание, последовательность и логику изложения материала, уровень решения задач, соответствующих теоретической части исследования. Можно сказать, что это краткий конспект (1-2 страницы) главы и, одновременно, ответ на поставленные в начале исследования вопросы. Желательно оформлять выводы в виде пронумерованных тезисов (от 5 до 7). Допустимо оформление в виде простого текста, разбитого на абзацы. Выводы не должны дублировать содержание главы. Важно, чтобы в Выводах отражалась связь с последующим эмпирическим исследованием (главы 2 и 3).

Вторая глава

Во второй главе описывается констатирующее исследование включающее: планирование, разработку модели диагностического обследования, проведение первичного диагностического обследования, изложение его результатов и их обсуждение – интерпретацию.Планирование эмпирического исследования предполагает «перевод» теоретических понятий в конкретные исследовательские переменные, подбор методов и методик исследования и обработки полученных данных, определение выборки участников исследования, определение места и условий его проведения.

Например,Глава 2. «Экспериментальное изучение предпосылок к овладению чтением у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня» включает следующие параграфы:

2.1 Организация исследования предпосылок к овладению чтением у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

2.2 Методики исследования предпосылок к овладению чтением у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

2.3 Анализ и результаты констатирующего эксперимента.

Я НЕ ПОНЯЛА НАШУ ПРАВКУ, ЭТОТ ПУНКТ ИСКЛЮЧИТЬ?

 

Принципиально важными моментами констатирующего исследования являются: выбор диагностического инструментария, формирование выборки испытуемых, обработка результатов исследования, ход работы, представление результатов.

Планируя методики и процедуры эмпирического исследования, необходимо учитывать их объективность, надежность, валидность. Объективность – устранение воздействия субъективных факторов со стороны лиц, проводящих исследование. Надежность – тождественность результатов повторного исследования результатам первичного исследования при условии, что промежуток времени между исследованиями не может повлиять на существенное изменение измеряемого качества, а метод используется в тех же условиях (или тождественность результатов, полученных разными методами). Валидность – соответствие метода исследования диагностируемому качеству.

Использование диагностических методик предполагает знание их авторов, условий разработки и опыта предшествующей апробации. Предпочтение отдается стандартизированным методикам (за исключением проективных).

Число детей, отбираемое для исследования должно быть достаточным для доказательства эффективности коррекционной программы. При утверждении темы студенту дается рекомендация по численности детей.

Помимо метода качественной обработки диагностических данных – интерпретации – объяснения результатов диагностического обследования с использованием определенной разъяснительной системы (определяющейся темой и проблемой исследования), рекомендуется использование методов математической статистики. Они придают большую убедительность эмпирическим данным и повышают достоверность научных выводов.

Ход работы, ее последовательность описываются детально и обычно в хронологическом порядке. При этом обязательно указываются инструкции, которые давались испытуемым, способы и средства фиксации данных (инструкции для наблюдателей, бланки, приборы (если использовались) – компьютеры, измерительные установки и пр.).

Описание результатов строится на анализе количественных и качественных показателей. В таких описаниях важен лаконизм и четкость изложения. Характерный стиль изложения результатов констатирующего исследования подчиняется следующей логике:

1. Рассмотрим результаты, полученные с помощью методики (метода)....

2. Они представлены в таблице…, на рисунке….(результаты приводятся в табличной и графических формах)

3. Как видно из таблицы... испытуемые... характеризуются...

4. Таким образом, можно сделать вывод, что...

В качестве иллюстрации выявленной тенденции приводятся конкретные примеры (важно помнить об этической стороне психолого-педагогической деятельности – данные об испытуемом в тексте и таблицах приводятся анонимно).

Критерии анализа эмпирических данных. Анализ эмпирических данных производится по заранее выделенным критериям. В зависимости от содержания работы приоритет может быть отдан разным критериям.

Текст второй главы сопровождается наглядно-иллюстративным материалом. В таблицах и графических формах (диаграммы, гистограммы, графики и пр.) приводятся только конечные результаты: средние значения, процентные соотношения и пр. (таблицы с «сырыми» эмпирическими данными по каждому испытуемому приводят в Приложениях).

Пример оформления таблицы

Таблица 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: