(Анкета)
1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.
2. Он не может промолчать, если чем-то недоволен.
3. Если кто-то причинит ей зло, он обязательно старается отплатить тем же.
4. Иногда ему без всяких причин хочется поругаться.
5. Бывает, что он с удовольствием разбивает, ломает игрушки, что-то портит.
6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
7. Он не против того, чтобы дразнить животных.
8. Спорить с ним бесполезно.
9. Очень сердится, если ему кажется, что кто-то с ним шутит.
10. Иногда у него появляется желание сделать что-то плохое, что может шокировать
окружающих.
11. В ответ на обычное указание стремится сделать все наоборот.
12. Часто не по-возрасту ворчлив.
13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виновных.
16. Легко ссорится, вступает в драку.
17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
|
|
18. У него нередкие приступы раздражительности.
19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
20. Уверен, что любую задачу выполнит лучшее других.
Утвердительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.
Высокая агрессивность - 15-20 баллов.
Средняя агрессивность - 7-14 6аллов.
Низкая агрессивность -1-6 баллов.
Показатель проявления агрессивности ребенка вносится в соответствующую графу таблицы №8 (Сводная таблица по результатам изучения социально-психолого-педагогической готовности детей к школе)
Методика «ЛЕСТНИЦА» (определения самооценки дошкольника)
Теоретическая и практическая значимость изучения самосознания, включая различные аспекты самоотношения и осознания своего места в системе социальных связей, настолько велика, что предопределила необходимость использования этой методики для диагностики самооценки ребенка.
Ребенку предлагается лесенка из пяти ступенек, где верхняя ступенька – позитивная оценка, а нижняя негативная. Просят отметить крестиком на каждом отрезке свое место «среди всех людей» по уровням, соответственно «здоровья», «ума», «характера», «счастья», «красоты», «доброты». Считается, что отмеченные значения характеризуют общую удовлетворенность – «счастье» и частные самооценки – «здоровье», «ум», «характер», «красота», «доброта».
Для дошкольников благоприятны завышенные самооценки с различных позиций по всем уровням (самый умный, самый красивый). Низкие самооценки характеризуют наличие внутриличностных и межличностных конфликтов у ребенка.
|
|
После выполнения этого задания ребенок отмечает условным обозначением (кружочком, звездочкой, крестиком другого цвета и т.п.) свое место по уровням с позиции мамы, папы, воспитателей, детей. Если другие значимые люди (по мнению ребенка) оценивают его так же, как он оценил себя или дают более высокую оценку – ребенок защищен психологически, эмоционально благополучен.
здоровый умный
больной глупый
хороший (характер) красивый
плохой некрасивый
добрый счастливый
злой несчастный
Рис. 19
Средний показатель результатов изучения уровня самооценки вносится в соответствующую графу «Сводной таблицы» (Таблица 8):
- «заниженная»
- «адекватная»
- «завышенная»