План темы:
8. Понятие законности как торжества закона и ее принципы. Конституционная и правовая законность. Верховенство конституционного закона. Равенство всех перед законом. Точное и единообразное применение закона.
9. Правовая законность и дисциплина. Виды дисциплины. Причины нарушения законности, пути и способы их преодоления.
10. Правовая законность и целесообразность. Правовая законность и справедливость. Правовая законность и демократия.
11. Правопорядок как часть общественного порядка: понятие и принципы. Соотношение правопорядка и законности.
12. Гарантии осуществления правовой законности и правопорядка (юридические, политические, экономические, общественные).
Законность – широкая сквозная категория комплексная – государственно-правовая.
Государствоведы: законность под углом зрения функционирования государства (метод государственного руководства, принцип деятельности государственного аппарата и т. д.);
правоведы: с точки зрения эффективности права (принцип осуществления правовых требований, конституционный принцип верховенства права, неукоснительное соблюдение законов и др.).
Допустимо и одноплановое рассмотрение.
подходы к пониманию законности
«Законность» в тоталитарных системах:
«Законность» (т.е. узаконенный произвол) была и при тиранических, тоталитарных режимах (массовые репрессии во времена культа личности).
"Законность" в тоталитарной системе соответствует формуле: "приказ начальника — закон для подчиненных.
Государство законности - это полицейское государство, где " все - от выпуска носков до рождения детей регулируется государством".
Право не масштаб свободы, а правила, регламентирующие весь процесс общественной жизни (даже «неправовые» отношения).
Отсутствует конституционного механизма ответственности должностных лиц всех ветвей власти за принимаемые решения.
В процессе формирования правового государства и правового гражданского общества, объективно подразумевается именно правовая законность, а не законность вообще. В современной отечественной и зарубежной науке наряду с правовой законностью, оперируют понятиями конституционная законность, диктатура закона как ключевой элемент демократического государства.
Н.В.Витрук: конституционная законность - реально действующая система конституционализма, обеспечивающую полное действие правовой Конституции.
Конституционная законность
1. Правовой характер Основного Закона государства (должна выражать принципы демократии, свободы и справедливости, права и свободы человека и гражданина, отраженные в международных нормах, принципы правового государства).
2. Верховенство Конституции в правовой системе государства. Все законы и иные акты органов государственной власти и органов местного самоуправления издаются на основе и в соответствии с Конституцией. Законы и подзаконные акты, противоречащие Конституции, не имеют юридической силы.
3. Прямое действие Конституции. Правоприменительная практика всех государственных органов должна соответствовать Конституции.
4. Конституционный контроль как специфические функция госорганов и институт обеспечения конституционной законности. Введение конституционного механизма ответственности должностных лиц всех ветвей власти.
Законность – (советская трактовка) точное, строгое и неукоснительное соблюдение и исполнение всеми субъектами права (или только должностными лицами) всех действующих на территории государства НПА (или только содержащих право?).
ЗАКОННОСТЬ - комплексное (принцип, метод, режим) социально-правовое явление, характеризующее организацию и функционирование общества и государства на правовых началах.
Требования законности прогрессивны, если их реализация способствует развитию общества, и, наоборот, реакционны, если речь идет об исполнении антидемократического законодательства.
Правовая законность – (правозаконность по Алексееву) это верховенство, непререкаемость, торжество правовых законов в правоустановлении и правореализации. Правовая законность существует, если:
а) издаются правовые законы;
б) на их основе устанавливаются подзаконные акты;
в) организационно предусматривается механизм реализации действующего законодательства;
г) действует система профилактики, предупреждения, недопущения правонарушений;
д) правонарушители изобличаются и наказываются в точном соответствии с правовыми законами;
е) права и законные интересы потерпевших восстанавливаются, гарантируются.
Нарушается ли законность при нарушении закона? И да, и нет.
Да, нарушается законность, если преступления не наказываются, неправосудный приговор не отменен, незаконное решение государственного органа остается в силе и т. д.
Нет, не нарушается законность, если в установленном законом порядке права потерпевшего восстановлены, преступник наказан, незаконное постановление отменено и т. д., т. е. когда закон восторжествовал.
Принципы законности:
· Единство законности,точность и единообразность в применении правовых законов- единство юридической (нормативной) основы законности, единообразное понимание НПА, их толкование и применение;
· Верховенство правого закона и верховенство конституционного закона в правоустановлении и правореализации, определение способов их охраны;
· Общеобязательность, реальность и непререкаемость законности- неуклонность исполнения законов всеми, обязательность законов для всех без какого-то ни было исключения;
· Равенство всех перед законом и судом;
· Гарантированность прав и свобод личности- конституционная обязанность государства защитить эти права;
· Беспрепятственная реализация юридических прав и обязанностей;
· Неотвратимость наказания за нарушение законности- любое правонарушение должно быть раскрыто, а виновные в его совершении понести адекватное содеянному наказание;
· Недопустимость подмены законности целесообразностью и непротивопоставление законности, справедливости и целесообразности- субъектам права должны принять наиболее целесообразное и справедливое решение в границах юридической нормы, категорически запрещается нарушать закон, руководствуясь требованиями целесообразности;
· Неразрывная связь законности с общей и правовой культурой граждан и должностных лиц государства;
· Постоянный и эффективный контроль и надзор за осуществлением правовых законов;
· Профилактика, предупреждение правонарушений;
· Исключение произвола в деятельности властных органов и должнocтных лиц.
Формальная сторона | Содержательная сторона |
Наличие законов; Верховенство Конституции. | Их соблюдение. Содержание законности- точное и единообразное исполнение законов и основанных на них подзаконных актов. |
2. Правовая законность и дисциплина. Виды дисциплины. Причины нарушения законности, пути и способы их преодоления.
Дисциплина (в узком смысле слова) — это | Дисциплина (в широком смысле слова) - это |
это система общественных отношений, которая складывается в учреждениях, предприятиях и организациях и других общественных местах в соответствии с нормами права, правилами внутреннего распорядка и другими социальными нормами, способствующими достижению социально-значимых результатов. | совокупность требований, предъявляемых к поведению людей и отвечающих сложившимся в обществе социальным нормам. |
Государственная дисциплина –
Воинская дисциплина – это дисциплина по поводу соблюдения правил, установленных военными законами, уставами и приказами.
Трудовая дисциплина – это дисциплина в процессе производства материальных благ, регулируемая нормами трудового законодательства.
Финансовая дисциплина – это дисциплина по поводу соблюдения субъектами правоотношений бюджетных, налоговых и иных финансовых правовых предписаний.
Технологическая дисциплина – это дисциплина в процессе производства при соблюдении субъектами технологических норм.
Договорная дисциплина – это дисциплина при соблюдении субъектами правоотношений обязательств по договорам.
Государственная дисциплина - это
сознательное повиновение всех граждан порядкам и правилам, установленным государством и его полномочными органами.
это дисциплина, связанная с выполнением тех требований, которые предъявляются к государственным гражданским служащим.
Законность — более узкое понятие, чем дисциплина. Законность — соблюдение лишь правовых норм.
Дисциплина - соблюдение всех социальных норм. Результат законности - правопорядок, результат дисциплины - порядок общественный.
Дисциплину связывают непосредственно с трудовой (учебной) деятельностью.Законность служит основой, ядром дисциплины, т.к. одним из требований дисциплины является соблюдение законов и других НПА. Законность — способ защиты дисциплины, т.к. основные требования дисциплины оформляются в виде норм НПА. Т.е., задача законности состоит в поддержании и укреплении дисциплины.
Юридические средства укрепления законности одновременно являются средствами укреплния дисциплины. Без дисциплины невозможна и законность.
Правопорядок — это часть дисциплины, которая проявляется в совокупности отношений и связей, которые обеспечивают устойчивое развитие общества. Это основанный на законе и праве порядок жизнедеятельности общества и государства, имеет в своей основе соблюдение всеми его субъектами норм и требований дисциплины и законности.
Дисциплина нужна для регулирования правомерного поведения, свободного и непринуждаемой реализации субъективных прав и обязанностей субъектов правоотношений.
Элементы понятия дисциплины:
наличие определенной системы правил, норм поведения людей;
практическое соблюдение этих правил всеми обязанными субъектами, которым они адресованы;
Система контроля и привлечения к ответственности за нарушение.
Отсутствие любого элемента исключает само понятие порядка и дисциплины.
Способы обеспечения законности в сфере государственной власти:
пресечение малейших нарушений закона;
предупреждение их;
принятие мер к ликвидации причин, их порождающих;
восстановление нарушенных прав и законных интересов граждан и организаций;
наказание виновных;
создание атмосферы неотвратимости ответственности;
воспитание работников аппарата управления в духе строжайшего соблюдения закона.
Контроль
это система наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения его отклонения от заданных параметров.
Признаки контроля:
Между контролирующим органом (должностным лицом) и подконтрольным объектом в большинстве случаев существуют отношения подчиненности или подведомственности;
Объектом контроля является как законность, так и целесообразность деятельности контролируемого.
Контролирующий имеет право вмешиваться в текущую административно-хозяйственную деятельность контролируемого;
Контролирующий часто наделяется правом отменять решения контролируемого;
Контролирующий вправе применять меры воздействия к контролируемому за допущенные нарушения.
Контроль органов исполнительной власти
а) общий
б) ведомственный
в) надведомственный
Надзор
заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальными государственными органами за деятельностью неподчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности.
Общий надзор прокуратуры
Предметом прокурорского надзора является точное и единообразное исполнение законов всеми физическими и юридическими лицами.
Деформации законности — эҭо такое искажение права в любом его легальном проявлении, которое ведет к разрушению права, утраты им фундаментальных категорий гуманизма, равенства и справедливости.
Например, искажение принципов законности, когда при сохранении внешних форм, изменяется сущность правоотношения, которое пеҏестает отвечать требованиям законности, оставаясь формально легальным.
Самые опасные деформации от государства (деформации по ветвям власти), а не от общества.
Объективные (падением правовой культуры общества, негативные изменения в структуҏе правосознания, низкое качество законодательства, правовые коллизии) и субъективные (сознательное «отторжение» правовых установлений и дефекты (намеренными и ненамеренными) правопрᴎᴍеʜᴎтельной практики).
Формы деформации законности
злоупотребление правом,
и нарушение права действиями или бездействиями уполномоченного государством правопрᴎᴍеʜᴎтеля (внутриотраслевой дефект).
Виды дефектов законности: дефекты правопрᴎᴍеʜᴎтельной практики (коррупция, дефекты судебных ҏешений или актов государственных органов);
коллизии (противоҏечия между НПА, ҏегулирующими одни и те же смежные общественные отношения, а также противоҏечия в процессе осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий);
низкий уровень правовой культуры граждан;
правовой нигилизм.
Причины деформаций законности
законность и обеспечение прав и свобод человека не возможны без сильного государства. Там главенствует Закон, а не воля начальника, где «вертикаль» власти высҭҏᴏена так, ҹто «вниз» пеҏедаются не команды, а полномочия. Такое государство защищает граждан и неукоснительно выполняет свои обязанности, где чиновник – слуга народа. Коррупция. Бюрократизм.
законность невозможна без четко отлаженных механизмов защиты прав человека.
качественное законодательство.
законность существует, лишь опираясь на массовое общественное сознание, на поддержку населения страны. «Жить по праву», а не по понятиям. Правовой нигилизм власти особо опасен.
Методы обеспечения законности:
это политические, организационные и иные способы обеспечения действия права:
«прозрачность» государства;
открытость и осведомленность общества о нарушениях законов и мерах, принятых к нарушителям, кого бы это ни касалось;
широкое использование независимой судебной системы в укреплении законности;
активная защита гражданами своих прав;
персонализации ответственности должностных лиц за исполнение незаконных актов, приказов и распоряжений;
Методы обеспечения законности:
воплощение идеи господства права в жизни общества и государства;
равенство всех перед законом и судом;
неукоснительное соблюдение (исполнение) правовых актов всеми;
обеспечение неукоснительной реализации прав и свобод;
верховенство закона - осуществление всех государственно-властных функций исключительно на основе законов при строгом соблюдении должностными лицами предусмотренных законом прав и свобод личности;
Методы обеспечения законности:
обеспечение конституционной законности специальными структурами (Конституционным судом);
введение механизма конституционной ответственности должностных лиц всех ветвей власти;
практическое обеспечение принципа «вся власть закону» в деятельности прокуратуры и других правоохранительных органов; эффективная работа законодательного органа; решительное предупреждение и пресечения любых правонарушений, от кого бы они ни исходили; неотвратимость наказания за совершенное правонарушение; гарантированность от необосновательного привлечения к ответственности или незаконного лишения благосостояния;
искоренение коррупции и бюрократизма.
Для укрепления законности в условиях формирования правового государства и гражданского общества необходимо:
1. укрепить белорусскую государственность;
2. создать условия для экономического развития государства;
4. обеспечить реальную защиту прав и свобод граждан;
5. повысить качество законодательства;
6. формировать правосознание и правовую культуру граждан с использованием различных форм правового воспитания.
Проблема ликвидации нарушений законности не только юридическая проблема. Необходимые пҏедпосылки и важнейшие пути укҏепления законности и правопорядка: стабилизация экономических отношений, рост материальной обеспеченности людей, их нравственное воспитание, укҏепление социальных связей, развитие демократии.
3. Правовая законность и целесообразность. Правовая законность и справедливость. Правовая законность и демократия
Целесообразность -соотношение между целью права и деятельностью субъекта права по ее достижению; соответствие действий прежде всего органов исполнительной власти, а также других участников управленческой деятельности тем целям, которые стоят перед ними. Быть целесообразным означает быть способным к воплощению цели в реальной действительности.
Законы и подзаконные акты, ставя перед органами исполнительной власти, должностными лицами задачи и цели, не всегда определяют их конкретные действия и условия, при которых они должны совершаться. Им дается возможность и право в пределах своей компетенции самостоятельно выбирать наиболее целесообразные пути и конкретные меры по решению поставленных перед ними задач.
Соотношение законности и целесообразности:
Законность и целесообразность едины. Законность всегда целесообразна, и целесообразность выступает как принцип, основа законности. Целесообразность не допускает принятия произвольных, субъективных решений государственным органом, и уж тем более нарушения требования закона под видом его нецелесообразности.
Все законы и правоприменительные акты считаются целесообразными и подлежащими обязательной реализации до их дополнения, изменения или отмены. Это влечет строгий контроль за соблюдением законности и обязывает нормативные органы вовремя устранять расхождения права и реальной жизни.
При отсутствии правового предписания по конкретному вопросу орган управления или должностное лицо действует, исходя из целесообразности;
При наличии правового предписания
недопустимо
руководствоваться целесообразностью.
Целесообразность вторична к законности и допустима
только в рамках законности.
В рамках законодательства орган управления или должностное лицо, избирает оптимальный, т.е. наиболее целесообразный вариант действия.
Например, санкции уголовно-правовых норм являются относительно определенными, что позволяет
государственному органу
избрать наиболее
целесообразную в конкретных
условиях меру наказания.
Недопустимость подмены законности целесообразностью и их противопоставления.
Диспозиция (санкция), как правило, допускает известную свободу правоприменителя в выборе решения. Но свобода ограничена требованием целесообразности.
Целесообразность проявляется по-разному в зависимости от особенностей дела и выражается в соблюдении принципов справедливости, эффективности, учета материального положения сторон, индивидуализации ответственности и др. Нецелесообразность решения о мере ответственности может выражаться в чрезмерно суровом или слишком мягком наказании.
«Aequum et bonum est lex legum»справедливость и общее благо есть закон законов. Древние римские юристы определяли право как науку о добром и справедливом.
Проблемы законности нельзя воспринимать вне концепции современного правопонимания, выдвигающего требования соответствия права гуманистическим идеалам добра и справедливости.
Правовая законность и справедливость
Справедливость - социальный и этический критерий права, отражающий нравственную природу законности. Однако нельзя их отождествлять: правовое не всегда справедливо, а справедливое шире права.
Воплощаясь в действующем праве и практике его реализации, справедливость приобретает юридические черты. Закон определяет ее официальный уровень.
Справедлив тот закон, что соответствует принципам права. Человек чувствителен к (не)справедливости. Через осознание справедливости личность определяет для себя нравственные обязанности, осуществляет самоконтроль и, в конечном счете, правовое поведение. Действовать по справедливости означает действовать по праву.
Совершенствование нормативной стороны законности означает, что содержание законодательства должна соответствовать прогрессу в обществе, моральным основам общества, в т.ч. справедливости.
Учет требований справедливости необходим не только в правообразовании, но и на уровне правореализации (правоприменении), особенно при назначении наказания. Справедливо соответствие меры наказания и правонарушения с учетом личности виновного. Если акт правоприменения соответствует закону и справедливости, то достигается не только правовая, но и моральная цель права.
Понятие справедливости правоприменения близко к понятию "целесообразность". Нарушение справедливости - это одновременно и нарушение целесообразности.
Взаимодействие законности, справедливости и целесообразности важно особенно в ситуациях, когда человеческое поведение трудно поддается однозначной нравственной и юридической квалификации. Вынесение законных и справедливых решений требует от правоприменительных органов высокой профессиональной подготовки.
С позиций нравственности и справедливости законность - это средство защиты прав, свобод и законных интересов каждой личности. Она обеспечивает охрану человека как от произвола самого государства и его органов, так и от противоправных действий со стороны других лиц. От состояния законности, уровня его соответствия принципам морали, справедливости и целесообразности зависит степень свободы личности, реальность ее прав и свобод, уровень реальной демократии.
Законность и демократия
Е.А. Лукашина: связь демократии и законности неоднозначна, но внутренне необходима, закономерна в условиях правового государства:
Общее - Всякое серьезное нарушение демократии выливается в нарушение законности, а всякое нарушение правовой законности не демократично;
Отличия:
через соблюдение законности (средство) достигается проведение воли большинства, полновластие трудящихся (цель).
содержание (власть народа) и форма его воплощения (законность).
явление (демократии) и его свойство (законность).
Законность выступает как определяющий институт и правовая основа народовластия.
Законность есть реализация свободы человека, смоделированная в нормах права. Законность - это сфера свободного волеизъявления субъектов, в которой они осуществляют любые не запрещенные правом действия. Свободное, а не принуждаемое воплощение в жизнь прав, свобод и обязанностей людей обеспечивает демократический образ жизни, реальную демократию, характеризует цивилизованное общество как общество правопорядка. В этом одно из принципиальных отличий правопорядка от узаконенного произвола.
4. Правопорядок как часть общественного порядка: понятие и принципы. Соотношение правопорядка и законности.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК — в широком смысле это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на соблюдении и исполнении всеми субъектами всех действующих социальных норм (морали, права, корпоративных, религиозных и т.д.); это определенная закономерностями социального развития система институтов и правил, которые призваны обеспечивать упорядоченные общественные отношения, придавать общественным отношениям установленную организационную форму.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК – В УЗКОМ СМЫСЛЕ порядок, складывающийся в общественных местах (улицы, площади, парки, места зрелищных, развлекательных мероприятий и др.). Такой подход обоснован и служит решению правоохранительными органами практических задач.
Правопорядок —состояние упорядоченности общественных отношений на основе права и законности; система общественных отношений на основе принципов права, естественных прав человека;это система общественных отношений, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления правовых норм всеми субъектами права; режим реально действующего права; реализованная законность.
В.В. Борисов: «Правовой порядок – это состояние социальной жизни, которое характеризуется внутренней согласованностью, урегулирован-ностью системы правовых отношений, основанных на нормах права, его принципах и законности, а также на демократических, гуманистических и нравственных требованиях, правах и обязанностях, свободе и ответственности всех субъектов права».
Р. Паунд – как режим упорядоченных отношений между людьми посредством систематического применения силы политически организованного сообщества.
Цицерон: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?»
Г. Кельзен: достигший определенной степени централизации централизованный правопорядок и олицетворяется государством, и есть государство.
Правопорядок проявляется в:
Правовой идеологии и психологии;
Сущности и форме права;
Правотворчестве;
Реализации права;
Правосудии;
Законности.
Признаки правопорядка:
Запланирован в нормах права;
Возникает в результате реализации норм права;
Обеспечивается государством;
Создает условия организованности общественных отношений;
Выступает итогом законности. Их нельзя отождествлять, но и разделять!
Основой правопорядка является не законность, а право! Законность - условие правопорядка!
Принципы правопорядка: конституционность; законность; определенность; системность; единство и множественность; организованность;
целостность и структурированность; субординация и соподчинение; упорядоченность и нормативность; справедливость и нравственность; гарантированность; простота, оптимальность и универсальность; у устойчивость; подконтрольность.
СТРУКТУРА ПРАВОПОРЯДКА: правовая система общества; правоотношения и связи; НПА.
Виды и масштабы правопорядка:
Мировой, национальный, региональный;
Общеправовой, отраслевой и специальный (он же малый правопорядок - порядок выборов; введение в действие НПА…);
Конституционный, гражданско-правовой, судебный и административный;
Сложный, упрощенный и элементарный;
Оформленный и неоформленный.