Эволюция схоластики. Фома Аквинский

Период схоластики (VIII – XIV в.) - второй период философии Средневековья.

Схоластика (лат. – школьный) – умствование, стремление установить истину путем соединения догматических предпосылок (теологических положений) с философско- теоретическими суждениями. Сначала для этого использовались идеи Платона, а позже Аристотеля. Предпочтение отдавалось формально-логическим построениям. При помощи цепи правильно построенных суждений дедуктивным путем выводилось умозаключение, которое и считалось истиной. Так происходила рационализация богопознания.

Этапы схоластической философии:

1)Этап становления или подготовительная фаза схоластики (VI – IX вв.)

Наиболее перспективные представители схоластики опирались на учение аббата Иоанна Скота Эриугены, который настаивал на преимуществе разума перед авторитетом религиозного предания. Учение аббата под влиянием неоплатонизма тяготело к пантеизму, поэтому все труды были запрещены церковью, а сам он погиб от руки ортодоксальных теологов.

2)Этап формирования (IX - XII вв.)

Отличается острыми противоречиями, вызванными монастырскими реформами, крестовыми походами, политикой обновления церкви.

Главный идеолог этого периода – Ансельм Кентерберийский. «Не ищу уразуметь, дабы уверовать, но верую, дабы уразуметь». Вера – исходный пункт философского познания, необходимо проливать разум на то, что есть в вере. Таким образом, разум – союзник веры.

Пьер Абеляр – один из основателей Парижского университета. Принцип – «Понимаю, чтобы верить». Рацио (разум вопрошающий) – непрерывно находится в творческом поиске. Разум не может и не стремится поглотить веру. Вера закономерно включает в себя разум. Философия не может подменить теологию, но делает теологические понятия более понятными и приемлемыми. Все творения разума способствуют лучшему пониманию веры.

В этом периоде начинается спор об универсалиях – общих понятиях, их сущности.

3)Этап расцвета (XIII в.)

Альберт Великий – считал, что мудрость основывается на высшем разуме, освещенном верой, ввел в контекст христианской мысли идеи Аристотеля.

Фома Аквинский (1225 — 1274) — доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, положил начало томизму — одному из господствующих направлений католической Церкви.

Основные произведения Фомы Аквинского:

- "Сумма теологии"

-"Сумма философии"

- комментарии к Библии

- комментарии к произведениям Аристотеля.

Проблемы, исследуемые Фомой:

А) Бытие Бога

До Фомы существовало только одно доказательство бытия Бога: Бог существует, так как существует окружающий мир – его творение (так считал Августин Блаженный). 

Фома выдвигает пять собственных доказательств существования Бога:

 • Движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим — следовательно, есть первичный двигатель всего — Бог;

• причина: все, что существует, имеет причину — следовательно, есть первопричина всего — Бог;

• случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого — следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;

• степени качеств: все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) — следовательно, должно существовать высшее совершенство — Бог;

• цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл - значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог.

Б) Бытие всего сущего

• различаются сущность (эссенция) и существование (экзистенция).

• эссенция - "чистая идея" вещи либо явления - совокупность признаков, черт, назначения, которые существуют в разуме Бога (Божественный за-мысел);

• экзистенция - сам факт бытия вещи;

• считает, что любая вещь или явление это чистая идея, которая приобрела материальную форму в силу акта Божественной воли;

• бытие и благо обратимы, то есть Бог, так же, как дал сущности сущетствование, так может и лишить, следовательно, окружающий мир бренен и непостоянен;

• сущность и существование едины только в Боге, следовательно, Бог не может быть обратим — Он вечен, всемогущ и постоянен, не зависит от иных внешних факторов.

Исходя из данных посылок, согласно Фоме:

• все состоит из материи и формы (идеи);

• суть любой вещи — единство формы и материи;

• форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм;

• форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи;

• идея (форма) любой вещи троична: существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека.

В) Познание

• откровение и разум (вера и знание) - не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия;

• вера и разум одновременно участвуют в процессе познания;

• вера и разум дают истинное знание;

• если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание;

• все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо;

• разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.;

• не поддаются рациональному (разумному) познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение;

• философия и теология — разные науки;

• философия может объяснить только то, что познаваемо разумом;

• все остальное (божественное откровение) может познать только теология.

Историческое значение философии Фомы Аквинского (прежде всего для католической Церкви) в том, что им были:

• даны пять доказательств существования Бога;

• систематизирована схоластика;

• закреплено разделение эссенции и экзистенции (сущности и существования), что доказывало всемогущество Бога и полную зависимость от Него, Его воли всего сущего;

• доказаны (с точки зрения католиков) правильность, преимущество идеализма над материализмом, существование Божественных идей, которые предшествуют вещи: господство идеи над материей (а следовательно, Бога над окружающим миром);

• выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере;

• вычленены сферы бытия, которые могут быть познаны только через откровение;

• разделены философия и теология, причем философия поставлена в подчиненное положение по отношению к теологии;

• логически доказан ряд положений теологии и схоластики.

В 1878 г. учение Фомы Аквинского решением Папы Римского было объявлено официальной идеологией католицизма.

В настоящее время получил распространение неотомизм — философско-религиозное учение, основанное на идеях Фомы Аквинского.

4)Поздний (заключительный) этап (XIV - XV вв.)

Уильям О́ккам — английский философ, францисканский монах из Оккама, сторонник номинализма

- существует только индивидуальное, универсалии существуют только благодаря абстрактному мышлению в человеческом уме, а помимо этого не обладают никакой метафизической сущностью.

- абсолютная свобода Божественной воли означает, что в акте творения она не связана ничем, даже идеями. В Боге нет универсалий так же, как их нет в вещах. Идеи -это не что иное, как сами вещи, производимые Богом.

- единичное познаётся не через понятия, которые являются универсалиями, а путём созерцания.

- универсалии – это некоторые обозначения, или знаки, в уме. Сами по себе они единичны, а не множественны. То есть их способность охватывать множество заключается не в бытии, а в функции.

- знаки бывают естественные и условные. Естественные знаки относятся к единичным вещам, они существуют в уме в виде представлений и образов и обозначают какое-то качество, иногда вымышленное, но способное обозначить предмет. Условные знаки – это словесные выражения данных образов.

- среди естественных знаков существуют первые интенции ума – мысленные имена, приспособленные для того, чтобы видеться вместо вещи, которая не является знаком; и вторые интенции – понятия, означающие первые интенции.

- интенция – это устремление души на предмет познания.

В XIV веке Уильям Оккам был одним из самых известных философов своего времени, но сегодня мы знаем его лишь как автора принципа простоты, который он сформулировал в одной из своих книг, предложив «сбривать» лишнюю сложность в аргументации. Этот принцип получил название «бритва Оккама» и звучал приблизительно так: «Не нужно множить сущности без необходимости». Это предупреждение о том, что не надо прибегать к сложным объяснениям там, где вполне годятся простые.

Спор об универсалиях (от лат. – общий) имеет свои корни в учении Платона об идеях. Речь шла о том, как соотносится общее и отдельное, существует ли общее (универсалии) реально?

Продолжался на протяжении нескольких этапов схоластического периода.

Три точки зрения:

1. Реализм (лат. – действительный) - общие идеи существуют так же реально, как и сами вещи, но до них и независимо от сознания человека – в божественном разуме. Представители: Ансельм Кентерберийский

2.Номинализм (лат. – имя, название) – в реальности нет универсалий, действительным бытием обладают лишь отдельные вещи. Общее же не имеет собственной реальности, оно не более, как название вещи, ее имя.

Представители: И. Росцелин (считал что Бог – это просто слово, был объявлен еритиком), У. Оккам.

3.Концеплтуализм – общее существует реально, но в виде понятий, концептов, которые отражают сходные признаки вещей

Представитель: П. Абеляр

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: