Неслушание как коммуникативное поведение: когда и как можно не слушать

До сих пор мы обсуждали слушание как коммуникативное поведение, приемам которого следует обучаться и навыки которого нужно совершенствовать на протяжении всей жизни. Однако интерес представляют и ситуации, в которых вполне обоснованно применяется и нередко требует исполнительского мастерства неслушание.

«Не слушать» в прямом смысле означает не реагировать на сказанное — ни вербально, ни невербально. Неслушание и воспринимается как отсутствие отклика на высказывания, прямо или косвенно обращенные к слушателю. Вспомним, при каких обстоятельствах один человек может сказать другому: «Да ты не слушаешь меня!» Обычно это происходит либо в том случае, когда говорящий не получает на свое высказывание никакого ответа, либо этот ответ никак не связан с его сообщением. Определенное таким образом неслушание — яркий пример действия аксиомы о невозможности отсутствия коммуникации: в ситуации, когда люди доступны для восприятия друг друга, любое поведение обладает информационной ценностью и, как бы при этом человек ни старался, он не может не вступать в коммуникацию [Вацлавик и др., 2000].

Таким образом, неслушание, как и слушание, является коммуникативным действием. Отсутствие отклика на полученное сообщение (независимо от мотивов и ожиданий участников взаимодействия) содержит определенный коммуникационный смысл. Вместе с тем, очевидно, что неслушание выполняет функции, противоположные слушанию. Как мы обсуждали в начале этой главы, слушая друг друга, собеседники не просто обмениваются теми или иными информационными сообщениями, но, ориентируясь друг на друга, признавая и принимая друг друга в качестве участников коммуникации, они создают и реализуют возможности появления осмысленной коммуникации, совместных значений. Неслушание же скорее нарушает коммуникацию, следовательно, провоцирует разделенность, непонимание, одиночество. И тем не менее, как мы уже сказали, социальная жизнь людей включает ряд ситуаций, в которых неслушание не только уместно, но и конструктивно. В их числе:

· вежливое неслушание при разговоре посторонних или третьих лиц;

· молчаливое слушание при нежелательном разговоре;

· неслушание как способ психологической защиты в ситуациях угрозы личностной самооценке.

Обсудим их подробнее.

ВЕЖЛИВОЕ НЕСЛУШАНИЕ

На вежливое невнимание как тривиальную черту повседневной жизни в свое время обратил внимание И. Гофман, рассматривая его как форму ритуального поведения, ритуального уважения, проявляемого к постороннему человеку [Гофман, 2001]. Это средство приспособления к большому числу людей, с которыми мы имеем какие-то контакты ежедневно и о которых мы ничего не знаем. Оно выглядит как деликатный баланс между узнаванием окружающих и уважением их права на анонимность. Не-слушание в ситуациях, когда мы слышим разговоры находящихся рядом с нами людей — как незнакомых, так и знакомых (например, деловые разговоры между коллегами по работе или разговоры по телефону наших друзей), — можно рассматривать как вариант такого вежливого невнимания. Выразительными действиями при исполнении этого ритуала становятся:

· невербальные знаки (стремление невольного слушателя увеличить пространство между собой и говорящими, отвернуться от говорящих, избегать контакта глазами с говорящими);

· подчеркнутое занятие чем-либо — чтение какого-либо текста, ведение записей, работа за компьютером и пр.;

· вербальные реплики, содержанием которых становится указание на невключенность слушателя в данный разговор. Так, при попытке вовлечения разговаривающими присутствующего человека в свою беседу можно услышать от него реплику «Я не слушал, о чем вы говорили», или после окончания разговора в случае прямого вопроса от кого-либо из беседующих: «Вы слышали, что он мне рассказал?» получить ответ: «Нет. И что же?».

Подобное поведение обычно расценивается как приемлемое и этикетно оправданное. Нарушители нормы вежливого неслушания чаще воспринимаются как бестактные и неприятные люди.

МОЛЧАЛИВОЕ СЛУШАНИЕ ПРИ НЕЖЕЛАТЕЛЬНОМ РАЗГОВОРЕ

Молчаливое слушание, то есть молчание в ответ на высказывания говорящего, по своей форме выглядит и может восприниматься как неслушание. Вместе с тем оно уместно в ряде ситуаций как эффективное средство управления разговором, а именно прекращения нежелательного разговора. Например, когда родитель или учитель читают нотации, содержание которых давно усвоено, или когда нужно свернуть разговор, чтобы прервать встречу, или когда друг рассказывает вам в десятый раз о своих любовных неурядицах. В этих и подобных случаях вербальный отклик поощрял бы говорящего к продолжению своих действий, то есть приводил к реакции, прямо противоположной желаемой вами. Молчание как отклик с использованием слабо выраженных невербальных знаков внимания и действует на межличностную коммуникацию разрушительным образом, сводит разговор на нет. Подчеркнем, что не следует смешивать молчание как тактический прием прекращения разговора с нерефлексивным слушанием, направленным на поддержание и развитие разговора, когда слушатель отдает себе отчет в том, что его активное вмешательство может быть неуместным в конкретной ситуации или разрушительным для беседы (скажем, вопросы лектору и комментарии его выступления по ходу чтения лекции или уточняющие вопросы при рассказывании анекдота или забавной истории, способные нарушить ритм и жанр рассказа).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: