Неслушание как защитное поведение

Неслушание нередко используется и рекомендуется как средство защиты. Игнорирование услышанного в той или иной форме позволяет человеку регулировать свои эмоциональные состояния и препятствовать коммуникативным действиям собеседника, угрожающим его самооценке или эмоциональной стабильности. Поскольку предметом защиты выступает прежде всего представление человека о самом себе, его отношение к самому себе, то есть его Я-концепция, то основными «зонами риска» в процессе слушания оказываются сообщения, так или иначе затрагивающие его личность. Не-слушание и призвано «обезопасить» слушателя от восприятия информации, угрожающей его Я. Направлениями разговора, создающими такой риск, могут быть:

· темы, которые слушатель относит к категории «запретных», то есть вызывающих у него или очень сильные эмоции, или моральное неприятие;

· критические замечания, способные усилить внутренний конфликт, подвергнуть риску внутреннюю стабильность и целостность, устойчивость сложившейся Я-концепции;

· критика, направленная на оценку занятий или действий, в которые слушатель вложил много времени и сил и потому считает их личностно значимыми;

· проблемы и трудности, переживаемые другими людьми, вызывающие сильную эмоциональную вовлеченность и одновременно ощущение бессилия из-за невозможности эффективно помочь;

· новая информация о ком-либо или чем-либо, касающаяся того, о чем у слушателя уже сформированы определенное мнение и отношение, следовательно, требуются определенные усилия для ее переосмысления и, возможно, переоценки своего отношения.

Неслушание выполняет защитную роль и при общении со слишком разговорчивыми или напористо-привязчивыми людьми. Оно может выступить средством противодействия манипуляции.

Сам процесс неслушания не всегда внешне реализуется как прекращение коммуникации. Как мы уже говорили, не слушающие люди могут создавать видимость участия в разговоре. Здесь уместно вспомнить обсужденные нами ранее трудности, связанные с управлением вниманием. Однако, если в случае содержательного разговора, важного и/или увлекательного для обоих собеседников, неспособность сосредоточиться, отвлечение на собственные мысли, переключение внимания с темы разговора на мотивы и намерения говорящего или на используемые им приемы воздействия, рассматривались как реальные барьеры на пути эффективного слушания, то в случае неслушания как защитной стратегии в межличностной коммуникации те же самые способы отвлечения и переключения внимания становятся техниками защиты.

ВЫВОДЫ

1. Слушание — это процессвосприятия человеком звуковой информации, отвечающей его потребностям и интересам и позволяющей ему ориентироваться в окружающей среде. Оно разворачивается каксложноорганизованная деятельность, включающая физиологическую, когнитивную, коммуникативную активность человека.

2. В межличностной коммуникации слушание рассматривается как коммуникативное действие, то есть как активность, направленная на создание и поддержание порядка и согласованности речевого взаимодействия между людьми, как важнейшее средство организации и управления ходом межличностного разговора и межличностного общения в целом, фактором, определяющим его стиль и содержание.

3. С точки зрения целевой направленности и решаемых задач можно выделить два вектора слушания: 1) слушание с целью точного восприятия содержания сообщения (так называемое информационное слушание); 2) слушание, управляющее межличностными отношениями (так называемое участвующее эмпатическое слушание). В первом случае перед слушателем стоят задачи понять, запомнить, проанализировать и оценить точность и ситуативную ценность (качество) содержания сообщения. Во втором случае задачи слушателя — понять намерения и чувства собеседника, создать поддерживающую среду, в которой отправитель сообщения может открыто и свободно выражать себя, обеспечить взаимопонимание как основу производства межличностных значений, формирования, поддержания, развития межличностных отношений.

4. Умение слушать в отличие от способности слышать приобретается путем его целенаправленного формирования и совершенствования. Оно связано с освоением техник нерефлексивного и рефлек­сивного слушания, направленным вниманием к невербальным аспектам общения, совершенствованием приемов запоминания, выработкой одобрительной установки по отношению к говорящему.

5. Среди причин, препятствующих эффективному слушанию, можно выделить: факторы внешней среды, особенности мыслительной деятельности человека, психологическое состояние слушающего, особенности поведения говорящего, характер сообщения, эгоцентрическую коммуникативную установку собеседников, отсутствие необходимых коммуникативных навыков.

6. Для повышения качества информационного слушания необходимо совершенствовать навыки концентрации внимания, запоминания, умение точно определить цели использования данной информации в конкретной ситуации, владение приемами рефлексивного слушания и эмоционального саморегулирования. Основные навыки, необходимые для слушания, ориентированного на поддержание межличностных отношений, связаны с приемами ведения легкой беседы, или малого разговора, и приемами эмпатического слушания.

7. Социальная жизнь людей включает ряд ситуаций, в которых уместным и конструктивным оказывается неслушание, то есть отсутствие отклика на высказывания, прямо или косвенно обращенные к слушателю. К таким ситуациям относятся: вежливое неслушание при разговоре посторонних или третьих лиц; молчаливое слушание при нежелательном разговоре; не-слушание как способ психологической защиты в ситуациях угрозы личностной самооценке.

Ключевые понятия по теме:

· слушание как коммуникативное действие;

· барьеры слушания;

· векторы слушания;

· компоненты слушания;

· информационное слушание;

· участвующее эмпатическое слушание;

· нерефлексивное слушание;

· рефлексивное слушание;

· навыки эффективного слушания;

· неслушание как коммуникативное поведение.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Атватер И. (1988). Я вас слушаю… М.: Экономика.
  2. Барли-Аллен М. (2007). Как слышать людей насквозь. 2-е изд. Минск: Попурри.

3. Берн Э. (1988). Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Прогресс.

  1. Булюбаш И. Д. (2008). Я тебя слышу. М.: БАХРАХ-М.

5. Вацлавик П., Бивин Дж., Джексон Д. (2000). Психология межличностных коммуникаций / Пер. с англ. СПб.: Речь.

6. Винокур Т. Г. (1993). Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М.: Наука.

  1. Горелов И. Н., Седов К. Ф. (2004). Основы психолингвистики. Учебное пособие. М.: Лабиринт.

8. Гофман И. (2001). О «работе лицом». В кн.: Межличностное общение. Серия «Хрестоматия по психологии» (сост. и ред. Н. В. Казаринова, В. М. Погольша, с. 132-170). СПб.: Питер.

  1. Гусев С. С. (2009). Условия эффективности коммуникативных действий. В кн.: Коммуникативная рациональность: эпистемологический подход (с. 94 112). М.: ИФРАН.
  2. Девятко И. Ф. (2003). Социологические теории деятельности и практической рациональности. М.: Аванти плюс.
  3. Кларк Г. Г., Карлсон Т. Б. (1986). Слушающие и речевой акт. Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVII. С. 270 321.
  4. Лорейн Г. (2008). Развитие памяти и способности концентрироваться. Минск: Попурри.

13. Макаров М. Л. (2003). Основы теории дискурса. М.: ИТДГК «Гнозис».

14. Николс Р. Дж., Стивенс Л. А. (2006) Учимся слушать людей. В кн.: Эффективное деловое общение (с. 9-30). М.: Альпина Бизнес Букс.

  1. Петиколлен К. (2009). Учиться слушать. М.: ИД Мещерякова.

16. Сидоренко Е. В. (2004). Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб.: Речь.

17. Уоллен Джон Л. (2001). Развитие эффективной межличностной коммуникации. В кн.: Межличностное общение. Серия «Хрестоматия по психологии» (сост. и ред. Н. В. Казаринова, В. М. Погольша, с. 450–473). СПб.: Питер..

18. Эган Дж. (2001). Слушание: непременное условие поддерживающего поведения. В кн.: Межличностное общение. Серия «Хрестоматия по психологии» (сост. и ред. Н. В. Казаринова, В. М. Погольша, с. 330–340). СПб.: Питер.

  1. Энрайт Дж. (1993) Позиция слушателя-терапевта //Вестник РАТЭПП. № 1-2. С. 40-78. (перевод с польс. А. Быкова)
  2. Adler, R. B., Rosenfeld, L. B., & Towne, N.l. (2004). Interplay: the process of interpersonal communication. 9-th ed. NY: Oxford University Press.
  3. Duck, S., & McMahan, D. (2009). The basics of communication: A relational perspective. Los Angeles: Sage.

22. Wood, J. T. (2004). Interpersonal communication. Everyday encounters (4th ed.). Boston, MA: Wadsworth.

 

 


[1] Термин «фатическая функция речи» был впервые употреблен Б. Малиновским в книге “The Problem of Meaning in Primitive Languages” (1935) для обозначения контактно-ритуальных речевых формул.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: