Освободительные революции в странах Латинской Америки

Дата проведения: 29.04 2020

Курс: 2 Группа 91 Специальность:   (машинист крана (крановщик))

Тема программы: Раздел VI. РОССИЯ И МИР В КОНЦЕ XVIII-XIX В.

Тема урока: § 55. Страны Западного полушария в XIX в. Гражданская война в США.

Форма работы: индивидуальная, электронное обучение.

Тип урока: урок углубления, обобщения и систематизации знаний

Цель урока: показать губительное влияние иностранного засилья на судьбу народов латиноамериканских стран; выяснить суть гражданской войны в США, ее итоги и значения.

 

Используемая литература: Сахаров А.Н., Загладин Н.В. С 22 История с древнейших времён до конца XIX века: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень / А.Н. Сахаров, Н.В. Загладин. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2013. — 448 с.: ил. — (ФГОС. Инновационная школа).

Количество часов, отведенное на тему: 1

Задачи урока:

· Образовательные: дать представление об экономическом и социально-политическом развитии США в первой половине XIX века, показать различия в развитии Севера и Юга, рассмотреть причины и итоги Гражданской войны.

· Воспитательные: сформировать у учащихся отношение к рабовладению как к безнравственному явлению.

· Развивающие: продолжить формировать умения работать иллюстративным материалом, текстами документов, схемами, оценивать исторические явления, устанавливать причинно-следственные связи.

 

Основные понятия: рабовладение, сегрегация, аболиционизм, конфедерация, гражданская война, гомстед.

Содержание урока:

Назовите основные противоречия, существовавшие между метрополиями и колониями.

Освободительные революции в странах Латинской Америки.

Большая часть Латинской Америки к началу XIX в., за исключением португальской колонии Бразилия, входила в состав Испанской империи. Недовольство порядками в испанских колониях было повсеместным. Большая часть латиноамериканских земель и рудников находилась в собственности короны, Церкви и помещиков-латифундистов. Основную массу населения составляли безземельные арендаторы и наследственные долговые рабы — пеоны. Индейцы несли обязательную трудовую повинность, бесплатно работая на рудниках. Попытки протеста беспощадно подавлялись. Испанские власти облагали население колоний высокими прямыми и косвенными налогами (королевская монополия на табак, спирт, гербовую бумагу), запрещали вывоз продукции шахт и плантаций в другие страны. Это мешало развитию местной торговли, ремесла, мануфактуры, поскольку испанский рынок не мог поглотить всю продукцию колоний и, в свою очередь, обеспечить их промышленными товарами. Это вызывало недовольство даже у привилегированных слоёв населения — владельцев плантаций, коммерсантов, офицеров и чиновников. В их среде, особенно после освобождения североамериканских колоний Англии, стали попу­ лярными идеи Просвещения. Вдохновляющим для рабов и пеонов стал успех восстания во французской колонии Гаити, где в 1804 г. было провозглашено государство, свободное от рабства.

В 1810-1814 гг. в латиноамериканских странах произошёл подъём освободительного движения. В Мексике под руководством священников М. Идальго и Х.М. Морелоса вспыхнула крестьянская война под лозунгами достижения независимости, отмены рабства, ликвидации помещичьего землевладения. В Венесуэле была про­ возглашена республика. Её основателю Боливару Национальный конгресс Венесуэлы присвоил почётное звание «Освободитель». На юге Латинской Америки в вице-королевстве Ла-Плата (современная Аргентина) было образовано военное правительство (хунта), возглавленное М. Белъграно и X. Сан-Мартином. Независимость провозгласили также Уругвай и Парагвай. С восстановлением в Испании абсолютистской монархии ей уда­ лось вернуть себе контроль над большей частью латиноамериканских вла дений, за исключением Ла-Платы. Успеху властей метрополии содействовала разобщённость освободительного движения. Многие землевладельцы-креолы опасались, что индейцы и пеоны будут претендовать на их земли. Реставрация старых колониальных порядков вызвала новый подъём освободительного движения. В 1817 г.

С. Боливар, получив помощь от властей Гаити, высадился на побережье Венесуэлы.

К 1822 г. его войска освободили всю северную часть Южной Америки, где была провозглашена Республика Колумбия. На юге континента армия Соединённых провинций Ла-Платы под командованием Сан-Мартина в 1817 г. перешла Анды и освободила от испанского господства Чили. В 1820-1821 гг. она вступила на территорию Перу. С севера эту страну, которая также декларировала независимость, освободили войска Боливара. В Мексике в 1821 г. армия, возглавленная А. Итурбиде, бывшим полковником испанской армии, взяла Мехико. После этого Итурбиде стал императором Мексики. В результате восстания, вызванного деспотическим характером его правления, Мексика в 1823 г. была провозглашена республикой. Король Португалии, бежавший в годы наполеоновских войн в Бразилию, объявил её единым с Португалией королевством.

С отъездом короля в Европу его сын, принц-регент Педро, в 1822 г. провозгласил себя императором Бразилии, которая стала не­ зависимым государством. Испания и Португалия, заручившись поддержкой Священного союза, начали подготовку к интервенции в Латинскую Америку для борьбы с революционным движением. Однако в 1823 г. президент США Дж. Монро осудил страны Европы за попытки навязать свои порядки в Новом Свете или рассматривать его как объект для колониальной экспансии. «Доктрина Монро» декларировала принцип взаимного невмешательства Америки и европейских стран во внутренние дела друг друга. Это было серьёзным поражением Священного союза. Благодаря этому латиноамериканские государства утвердились на пути независимого развития. Последний испанский гарнизон на территории Перу капитулировал в 1826 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: