Скажем немного иначе: Мизансцена — это образ целого в частном, в малом.
Приведу несколько примеров из общеизвестных фильмов. «Иван Грозный» С.Эйзенштейна. На фоне кремлевского окна - крупным планом - острый, рельефный профиль царя. Да, мы знаем, что это царь Иван Грозный, но сейчас нам кажется, что это сам дьявол, страшный идол, а за окном - тянущийся сюда, на свою погибель, длинный, бесконечный людской поток идолопоклонников. Вот так, в одной мизансцене С.Эйзенштейн выразил свою сверхзадачу. А какая у него выразительная, эмоциональная, еще более действенная мизансцена в «Броненосце Потемкине»! Я имею в виду сцену расстрела матросов, накрытых брезентом, - страшный образ жестокого произвола!
«Баллада о солдате» Г. Чухрая. Дорога, уходящая за горизонт. Не сводя с нее глаз, смотрит вдаль мать солдата. Дождется ли она сына, вернется ли он с войны?
Вот это и есть - по Станиславскому - «ударные места, соответствующие кульминационным моментам»,
которые и создаются режиссерами-постановщиками при помощи мизансцены.
|
|
Делаем очередной вывод:
Мизансцена - это способ выражения авторской идейной установки посредством образного обобщения, созданного пластическими изобразительными средствами театра и кино.
Мизансцена может быть выстроена и без участия артистов. Например, покосившийся крест на куполе полуразрушенного храма; одиноко стоящий в поле под грозой старый дуб, две голые сухие ветви которого вскинуты кверху, словно молят пощады, дождь и ветер безжалостно хлещут его, гнут к земле, хотят сломать, дуб скрипит-стонет, кажется, вот-вот силы его покинут, но держится он, держится за землю, и мы невольно сострадаем ему, нам хочется, чтобы дуб-старик устоял.
О «сострадании» (эмоциях) я повторяю умышленно, чтобы подчеркнуть:
Мизансцена - это не только «идейное оружие», но и непременно эмоциональное. Только эмоции, чувства, вызванные у зрителей мезансценой, оправдают ее и «сделают невидимой» технику ее исполнения.
И еще следует особо отметить:
Мизансцена органична по своей образной выразительности и попадает в цель лишь в том случае, когда рождена природой и логикой чувств, когда является естественным выразителем авторской сверхзадачи.
Уважительно нужно относиться ко всем вспомогательным элементам мизансцены (декорация, костюмы, грим, музыка, шумы и т.п.); все они — в отдельности или во взаимодействии — являются неотъемлемыми средствами выразительности, при помощи которых режиссеры-постановщики и осуществляют образное решение спектакля, фильма.
По стародавней, но еще не отвергнутой и по настоящее время действующей теории драматического искусства, основными элементами формы являются:
|
|
- сюжет (мы знаем, что это такое);
- язык, как средство выразительности, выражения мысли, по Станиславскому - словесное действие (этот элемент «системы» нам тоже известен); И, наконец,
- композиция.
Каждому произведению свойствен свой «порядок построения». Он определяется общепринятым, тоже нам уже известным, условным делением на «основные моменты действия»: завязка (где исходное событие), кульминация (где главное событие), развязка (где происходит окончательное «разрешение» сквозного действия, сюжета).
Так вот, композиция и устанавливает определенные закономерности связи между отдельными частями произведения - основными моментами действия, эпизодами, сценами и, при необходимости, внутри них. Скажем проще, больше опираясь на живую практику, чем на сухую теорию:
Установление определенной взаимосвязи и взаимозависимости между предыдущим и последующим действиями, событиями - как и чем они влияют друг на друга - это и есть (по теории) «установление закономерностей связи между отдельными частями произведения», что и должно быть основной «заботой» композиции.
А теперь дадим композиции совсем короткое, «рабочее» определение:
Композиция - это сопоставление, соразмещение отдельных частей произведения (пьесы, сценария, спектакля, кинофильма). То есть композиция (по деловому рассуждая) «отвечает» за построение произведения, принимая
в этом процессе непосредственное участие.
Теперь рассмотрим два основных вида построения (композиции).
Произвольное - происходит (извините за легкость суждения, но оно так и есть) от слова «произвол», то есть когда автор пьесы, сценария, или режиссер спектакля, фильма, действительно творят произвол: они в своей работе не придерживаются никаких правил, никаких законов построения произведений.
Такой произвольной композиции соответствует и ее способ реализации - механический, когда «структура произведения» создается не на основе природы драматургического материала, конфликта и т.д., а механически, и насильственно подгоняется под надуманную трактовку, в результате - жанровая эклектика, сюжетная нелепица, абсурд.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы неоднократно и справедливо подчеркивали значение «системы Станиславского» - как важно знать ее и умело ею пользоваться на профессиональном уровне. Иначе и быть не должно: режиссерам и артистам нужно знать законы своего искусства, законы творчества. Только овладев методом действенного анализа, всеми основными элементами «системы», ее главнейшим приемом «через сознательную технику - подсознательное творчество»,- только тогда можно подняться на вершину своей творческой профессии! Только тогда режиссерам станет подвластно создание глубоких по содержанию и классических по форме спектаклей и фильмов, актерам - перевоплощение, создание образов!
Обходиться сегодня без «системы Станиславского» - это непростительная «бесхозяйственность». Это значит жить по старинке, это все равно, что иметь самые современные высококлассные летательные средства, но пытаться летать на крыльях Икара.
Если кто-то из вас ошибался - не страшно. Страшно повторять, множить свои ошибки. Никогда не поздно начать работать по-новому. Только для этого необходимо волевое усилие и твердое решение: «Сегодня - первый новый день всей моей оставшейся творческой жизни!»