КОНСПЕКТ
урока литературного чтения
Ф.И.О. Яровой Маргариты Сергеевны
специальность 44.02.02
Преподавание в начальных классах
III курс, группа 32
Консультация методиста: дата _______ подпись _________
Консультация учителя: дата _______ подпись _________
Допуск к уроку ______________________________________
(подпись методиста)
Фамилия учителя Шарыгина Александра Ивановна
Дата проведения урока 29.04.2020
Оценка за урок ______________________________
Класс 3 - Б Дата 29. 04. 2020
Тема. «Мурзилка» и «Весёлые картинки» - самые старые детские журналы. Путешествие по страницам этих журналов.
Цель:
Ø образовательная: познакомить учащихся с детскими журналами, показать их многообразие; расширять кругозор через знакомство с детскими периодическими изданиями;
Ø развивающая: развивать умение пользоваться периодической печатью; обогащать словарный запас;
|
|
Ø воспитательная: воспитывать читательский интерес у учащихся.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: наглядный материал на доску (тема урока, скороговорки, слоги, образы Мурзилки, герои журнала «Весёлые картинки», картинки журналов), раздаточный материал (красные и зелёные кружки, страна журнала «Мурзилка»), презентация, ноутбук.
ХРОНОМЕТРАЖ УРОКА
1. Организация начала урока 1 мин.
2. Актуализация и коррекция знаний 3 мин.
3. Мотивация учения школьников. Сообщение ученикам темы,
цели и задач урока 3 мин.
4. Восприятие и осознание учениками фактического материала 7 мин.
5. Осмысление знаний, связей и зависимостей между элементами 25 мин.
6. Обобщение и систематизация знаний 5 мин.
7. Итоги урока 1 мин.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Организация начала урока.
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Маргарита Сергеевна и сегодня урок литературного чтения, проведу у вас я.
- Проверьте, готовы ли вы к уроку, у вас на партах должны лежать: учебник и пенал, всё остальное уберите.
II. Актуализация и коррекция знаний.
- Прочитайте скороговорки по слогам.
- Прочитайте сердито.
- Прочитайте с удивлением.
- Прочитайте скороговоркой 3 раза.
Зря Кузьма козла дразнил
|
|
Козел задиру не забыл.
Тощий немощный Кощей
Тащит ящик овощей.
III. Мотивация учения школьников. Сообщение ученикам темы, цели и задач урока.
- На доске слоги - МУР, КАР, ЗИЛ, КИ, СЕ, ВЕ, КА, ЛЫ, ТИН, Е
- Зачем нам эти слоги? (Надо составить слова). МУРЗИЛКА, ВЕСЕЛЫЕ КАРТИНКИ. (Дети составляют у доски).
- Что обозначают эти слова? (Названия журналов).
- Для кого предназначены эти журналы? (Для детей).
- А зачем детям нужны журналы? (Чтобы больше знать, лучше учиться, читать новые рассказы, сказки, узнавать новые игры).
- Итак, тема нашего урока: ««Мурзилка» и «Весёлые картинки» - самые старые детские журналы. Путешествие по страницам этих журналов».
- Чем же мы будем заниматься сегодня на уроке? (Будем рассматривать журналы).
- Чему будем учиться? (Работать с журналами).
- Давайте откроем учебник на странице 174 и прочитаем там небольшую статью по теме нашего урока.
IV. Восприятие и осознание учениками фактического материала.
- Ребята, а кто-то из вас, знает, что-нибудь о журнале «Мурзилка»?
Рассказ о журнале «Мурзилка».
«Мурзилка» - популярный детский литературно-художественный журнал. Издаётся с мая 1924 года и адресован детям от 6 до 12 лет. За 89 лет существования всеми любимого детского журнала его выпуск не прерывался ни разу.
Своё имя Мурзилка получил благодаря озорнику и проказнику - маленькому лесному человечку, существовавшему в популярных книгах для детей.
Это был человечек во фраке, с тросточкой и моноклем. Вот какое описание Мурзилки-эльфа, было дано в 1908 г. в газете «Журнал Мурзилки»:
Стук, стук, стук в стекло…
Отворил окошко,
Вижу - вдруг влетает очень странный гость.
Ростом с ноготочек, юркий тонконожка
И в своей ручонке крепко держит трость…
Был тот гость во фраке с фалдами-концами,
В шёлковом цилиндре, с стёклышком в глазу,
в сапогах изящных с длинными носками
И похож глазами был на стрекозу…
Потом образ лесного Мурзилки поменялся на образ обыкновенной маленькой собачки, помогающей всем, кто попал в беду. Но Мурзилка в обличии щенка просуществовал недолго.
В 1937 году знаменитый художник А. Каневский создал новый образ Мурзилки. С тех пор в детском издании «Мурзилка» живёт жёлтый герой, в красном берете и шарфе, с перекинутым через плечо фотоаппаратом.
На страницах современного «Мурзилки» можно найти: увлекательные рассказы и стихотворения, яркие рисунки, статьи обо всём на свете, кроссворды, раскраски, самоделки, игры.
Подсчитано, что с мая 1924 года по май 2011 вышло 1020 номеров «Мурзилки»!
В 2011 г. журнал был занесён в книгу рекордов Гиннесса. Он был признан самым долго издающимся журналом для детей.
Рассказ о журнале «Весёлые картинки».
- Ребята, а кто-нибудь, знает, что-то о журнале «Весёлые картинки»?
«Весёлые картинки» - детский юмористический журнал. Рассчитан на детей от 4 до 10 лет. Издается в Москве ежемесячно с сентября 1956.
Журнал включает стихи и рассказы, настольные игры, комиксы, ребусы, шутки, загадки. Он организует досуг всей семьи, поскольку маленьким детям читают родители, а дети постарше нуждаются в одобрении взрослых, хорошо ли выполнено задание из журнала, правильно ли отгадана загадка.
Наряду с «Мурзилкой» был наиболее популярным детским журналом в СССР в 1960-80-е годы. В начале 1980-х годов его тираж достигал 9,5 миллионов экземпляров.
Идея появления «Весёлых картинок» принадлежала Ивану Максимовичу Семёнову, народному художнику СССР. Он стал первым редактором журнала и вместе с художником Виталием Стацинским. Название журнала было выбрано исходя из того, что забавные и весёлые картинки, сопровождаемые короткими остроумными надписями, всегда нравятся маленьким детям.
Одними из постоянных героев таких иллюстрированных историй стали Весёлые человечки - группа сказочных персонажей, включающая Карандаша, Самоделкина, Буратино, Чиполлино, Незнайку и других.
|
|
Иван Максимович придумал и нарисовал главного героя, ставшего символом журнала - Карандаша, - забавного, доброго и весёлого человечка с красным грифелем вместо носа, одетого в нарядную синюю блузу, на голове - элегантный берет, а на шее повязан красный бант.
На страницах журнала печатаются сказки, приключенческие рассказы, загадки, игры и пр. В рубрике «Школа Карандаша» детей учат рисовать, в «Школе Самоделкина» - мастерить игрушки, в «Весёлой азбуке» знакомят с буквами.