Контроль за силовой подготовленностью спортсменов

 

В практике физического воспитания силовые возможности оцениваются двумя способами:

1) с помощью измерительных устройств — динамометров, динамографов, тензометрических силоизмерительных устройств;

2) с помощью специальных контрольных упражнений, тестов на силу.

Современные измерительные устройства позволяют измерять силу практически всех мышечных групп в стандартных заданиях (сгибание и разгибание сегментов тела), а также в статических и динамических усилиях (измерение силы действия спортсмена в движении). В массовой практике для оценки уровня развития силовых качеств наиболее часто используются специальные контрольные упражнения (тесты). Их выполнение не требует какого-либо специального дорогостоящего инвентаря и оборудования. Для определения максимальной силы используют простые по технике выполнения упражнения, например, жим штанги лежа, приседание со штангой и т.п. Результат в этих упражнениях в очень малой степени зависит от уровня технического мастерства. Максимальная сила определяется по наибольшему весу, который может поднять занимающийся (испытуемый) [9].

Для определения уровня развития скоростно-силовых способностей и силовой выносливости используются следующие контрольные упражнения: прыжки через скакалку (рис. 3.3), подтягивания (рис. 3.7, 3.8), отжимания на параллельных брусьях, от пола или от скамейки (рис. 3.9, 3.10), поднимание туловища из положения лежа с согнутыми коленями (рис. 3.6), висы на согнутых и полусогнутых руках (рис. 3.14), подъем переворотом на высокой перекладине, прыжок в длину с места с двух ног (рис. 3.2), тройной прыжок с ноги на ногу (вариант — только на правой и только на левой ноге), поднимание и опускание прямых ног до ограничителя (рис. 3.5), прыжок вверх со взмахом (рис. 3.1) и без взмаха рук (определяется высота выпрыгивания), метание набивного мяча (1-3 кг) из различных положений двумя и одной рукой (рис. 3.11, 3.12, 3.13) и т. д. Критериями оценки скоростно-силовых способностей и силовой выносливости служат число подтягиваний, отжиманий, время удержания определенного положения туловища, дальность метаний (бросков), прыжков и т. Д [29].

Для оценки уровня развития силовой ловкости необходима такая методика контрольных упражнений, которая позволила бы одновременно выявить и уровень развития мышечной силы, и способность к точной диф-ференцировке усилий. Причем одна группа контрольных упражнений должна позволить зафиксировать с по­мощью динамометрии или инерционной динамографии статическую или динамическую силу отдельных мышечных групп. (Допустим, у гимнастов необходимо прежде всего оценить уровень развития приводящих мышц плеча. Вначале замеряют исходные показатели при про­явлении максимальных усилий. Повторное измерение уровня силы этих же мышечных групп характеризует происшедшие изменения.) Одновременно другая группа контрольных упражнений должна позволить оценить в баллах способность спортсмена выполнить «на технику» движения, состоящие из отдельных наиболее сложных технических и силовых элементов, и всю комбинацию в целом. (Повторная оценка в баллах при сопоставлении с данными изменения силовых показателей покажет изменения, происшедшие в уровне развития силовой ловкости) [11].

 

Рисунок - 3. Контрольные упражнения (тесты) для оценки уровня развития силовых, скоростно-силовых способностей и силовой выносливости

При раскрытии вопросов контроля за уровнем специального силового развития говорилось о контрольных упражнениях (тестах) и основной аппаратуре, позволяющих судить о происходящих сдвигах прежде всего у спортсменов, специализирующихся в видах спорта, требующих преимущественного воспитания или взрывной силы, или силовой выносливости, или силовой ловкости. При оценке уровня развития специальной силы в видах спорта, связанных с комплексным проявлением ведущих двигательных качеств (спортивные игры, борьба, бокс, фехтование), можно использовать аналогичные принципы подбора контрольных упражнений и аппаратуры с учетом двигательной специфики вида спорта. Особую помощь практике должны оказать исследования в отдельных специализациях с помощью факторного анализа, которые позволят выявить упражнения, наиболее точно отражающие изменение уровне специального силового развития [25].


 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Теория и практика физического воспитания и спорта показывает, что существует категория способностей, степень развития которых во многом определяет успешность развитие скоростно-силовой подготовки. Развитие силовой подготовки характеризуют целый ряд параметров двигательной деятельности, связанных с быстротой реакции, адаптацией к изменяющимся условиям выполнения движения, пространственной, временной и  динамической точностью движений.

Проблема развития силовых качеств у спортсменов старших разрядов является актуальной в методике физической культуры и спорта. Особое место в процессе физического воспитания должно быть отведено воспитанию силовых способностей данного контингента, так как высокий уровень развития этих способностей во многом способствует успешной спортивной деятельности вне зависимости от выбранного вида спорта.

Следует сказать, что рассмотренные в исследовании подходы к силовой тренировке, как правило, взаимосвязаны и полностью изолированная тренировочная работа над отдельными компонентами силовых способностей практически невозможна, речь может идти только о преимущественной направленности работы. Выбор конкретных подходов к развитию силовых способностей и приоритет их использования определяется исходя из текущих задач и специфики спортивной деятельности.

Методика воспитания силы (равно как и любого другого двигательного качества) включает в себя совокупность средств, методов, режимов мышечной работы, величин преодолеваемого сопротивления, интенсивности выполнения упражнения, количества повторений упражнений в одном подходе, длительности и характера отдыха между подходами. При этом возможно подчеркнуть, что все перечисленные компоненты методики тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Если в процессе силовой подготовки квалифицированных спортсменов будет выпущен из виду хотя бы один из этих компонентов, это может не только резко снизить её эффективность, но и измениться характер силового развития в целом.

В ходе работы подтверждена гипотеза исследования – раскрытие специфики проявления мышечной силы в различных видах спорта и особенностей методики ее воспитания у спортсменов старших разрядов позволяет определить роль силовой подготовки для общей и специальной физической подготовки спортсменов данной категории.

В продолжении исследования в рамках дальнейшего изучения темы возможно создание на основе выявленных общих компонентов методики развития силовых способностей для определенного вида спорта.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: