Документы ИКАО рассматривают действия аварийно-спасательной и противопожарной службы аэропорта на трех этапах: до возникновения, во время, и после аварийной ситуации.
На этапе «довозникновения аварийной ситуации» организуется система аварийного оповещения на аэродроме и система визуального и электронного наблюдения и связи службы ПАСОП, схема которой представлена в Приложении Г.
Рисунок.2 - Типовая схема оповещения расчётов АСК авиапредприятия
На каждом предприятии предусматривается дублирующая система оповещения.[2] При оповещении указывается:
1. Тип и номер ВС, терпящего бедствие.
2. Характер происшествия.
3. Номер квадрата, в котором произошло АП (по координатной сетке схемы территории аэродрома и прилегающей местности).
4. Количество пассажиров на борту ВС.
5. Наличие, характер и степень опасности грузов
Отсутствие некоторых из указанных сведений не должно задерживать аварийное оповещение. По мере получения дополнительных данныхи информации они сообщаются расчетами АСК при движении к месту сбора по радио.
|
|
Подтверждения о получении сигналов «Тревога» или «Готовность» руководители штатных и нештатных расчетов АСК докладывают руководителю аварийно-спасательных работ через ПДСП или АДП.
На этапе действий «во время аварийной ситуации» в соответствии с заданием на курсовую работу необходимо выбрать из перечня типовых процедур необходимые в данной ситуации.
С учетом максимально возможной пассажировместимости (180 человек) выбираем процедуры:
Б-1 Тушение пожара и спасание.
Б-2 Оцепление и контроль допуска
Б-4 Обслуживание пострадавших.
Б-5 Поддержка санитарно-медицинских служб.
Б-6 Транспортировка пострадавших.
Б-7 Обслуживание не пострадавших.
Б-8 Обслуживание сопровождающих родственников.
Б-10 План эвакуации.
Б-12 Ограничение аэропорта в воздушном сообщении.
Б-13 Покрытие ВПП пеной.
Б-20 Центр информации при аварийных ситуациях.
Б-22 Ограниченное открытие терминала.
В дополнение к типовым считается необходимым ввести процедуру обеспечения пожарной безопасности на месте АП. Для реализации данной процедуры необходим один расчет АСК на автомобиле легкого типа АА-40, с целью предотвращения повторных возгораний. Данные процедуры будут проводиться на месте АП руководителем АСР в следующем порядке
(рисунок.3).
Рисунок 3 - Процедуры на месте АП:
1 - Прибытие штатных и нештатных формирований; 2 - Ликвидация пожара на объектах а/п; 3 - Спасание и тушение пожара; 4 - Транспортировка пострадавших; 5 - Обслуживание пострадавших; 6 - Обслуживание непострадавших; 7 - Обслуживание встречающих (провожающих) и родственников; 8 - Эвакуация, удаление, перемещение ВС с летного поля аэродрома; 9 - Оцепление и контроль допуска; 10 - Ограничение аэропорта в воздушном сообщении; 12 - Ограничение работы терминала;
|
|
Схема оборудования на месте происшествия представлена в Приложении Б. Порядок докладов при оповещении об авиационном происшествии с гражданскими ВС в Российской Федерации представлена на рисунке 4.
Рисунок 4-Схема управления и связи на месте АП
На этапе «действия после аварийной ситуации» старшие расчетов АСК сдают заполненные формуляры чек-листов аварийного плана, а руководитель АСР составляет отчет о проведенных работах.
1. Общие сведения.
а) дата, время происшествия;
б) тип и принадлежность воздушного судна;
в) характер происшествия (все виды авиационных происшествий, включая эвакуацию выкатившихся за пределы ВПП, РД воздушных судов);
г) количество пассажиров и членов экипажа, находящихся на борту.
2. Метеорологические условия.
видимость, наличие осадков или других явлений, температура воздуха, направление и скорость ветра.
3. Данные по времени.
3.1. Если происшествие произошло на аэродроме:
а) время объявления тревоги;
б) время оповещения взаимодействующих организаций (КП войсковых частей, пожарных команд МВД, медицинских организаций и т.д.);
в) время прибытия к месту происшествия расчетов АСК аэропорта и взаимодействующих организаций;
г) время начала работ по эвакуации пассажиров и тушению пожара;
д) время локализации пожара;
е) время окончания эвакуации людей;
ж) время ликвидации пожара;
з) время эвакуации воздушного судна из летной зоны аэродрома;
и) время закрытия аэропорта, связанное с данным происшествием, и сколько рейсов задержано и направлено на другие аэродромы.
3.2. Если происшествие связано с поиском:
а) время объявления тревоги;
б) время вылета поисковых воздушных судов;
в) время обнаружения судна, потерпевшего бедствие;
г) время оказания помощи потерпевшим бедствие;
д) время эвакуации потерпевших бедствие.
4. Обстановка к моменту прибытия АСК на место происшествия и условия аварийно-спасательных работ.
5. Данные по силам и средствам.
а) какие силы и средства были применены подразделениями ГА и взаимодействующими организациями;
б) сколько и какие пожарные автомашины были использованы при тушении пожара;
в) какие огнегасящие средства и методы были применены при тушении пожара;
г) какие средства были применены при эвакуации воздушного судна с места происшествия.
6. Результаты аварийно-спасательных работ.
а) количество спасенных;
б) получили телесные повреждения;
в) какая помощь оказана пострадавшим;
г) оценка эффективности проведенных аварийно-спасательных работ;
д) анализ проведенной АСР. Ошибки, недостатки, предложения по методике и оценке выбора технических средств.
С целью закрепления теоретических знаний, приобретения, закрепления практических навыков и привития психологической устойчивости личному составу расчетов АСК при проведении аварийно-спасательных работ в предприятиях проводятся тренировки и учения поисковых и аварийно- пасательных сил с участием в них взаимодействующих предприятий и организаций других ведомств.
Начальники служб СПАСОП управлений и предприятий ГА составляют графики проведения учений и тренировок, разрабатывают планы их проведения, готовят необходимую документацию, организуют учения и тренировки, контролируют ход их выполнения, проводят разборы, в процессе которых анализируют действия личного состава и дают им оценку.
Учения проводятся не реже 1 раза в год.
Тренировки проводятся:
с расчетами: пожарно-спасательным, медицинским – 1 раз в месяц;
с остальными (нештатными) расчетами АСК – ежеквартально;
|
|
с АСК (в каждой смене) – 2 раза в год.
Кроме того, при сезонной подготовке предприятия к ОЗН и ВЛН проводится проигрывание оперативного плана тушения пожара на воздушном судне.
Руководитель предприятия ГА в своих планах должен предусмотреть личное руководство проведением плановых тренировок и комплексных учений АСК.
В процессе практических занятий и тренировок должны отрабатываться действия по:
· Оповещению об АП;
· Прибытию расчетов АСК в нормативное время к месту происшествия;
· Организации и выполнению поиска воздушного судна, потерпевшего бедствие;
· Открытию основных и аварийных выходов из воздушного судна;
· Вскрытию фюзеляжа воздушного судна;
· Организацию эвакуации пассажиров и экипажа из ВС;
· Вентиляции салонов воздушного судна;
· Тушению пожара на воздушном судне;
· Оказанию первой медицинской помощи пострадавшим;
· Эвакуации пострадавших в медицинские учреждения;
· Эвакуации воздушного судна с летного поля аэродрома.
· В результате теоретической подготовки, практических занятий, тренировок и учений личный состав службы СПАСОП предприятия должен знать:
· Сигналы оповещения и действия на случай объявления тревоги или готовности;
Порядок действий в случае проведения поисково-спасательных работ;
· Устройство и порядок использования аварийно-спасательного снаряжения и оборудования, которым оснащается аварийно-спасательные расчеты АСК;
· Способы проникновения в воздушное судно при авариях и катастрофах;
· Методы спасения людей в различных условиях;
· Устройство и порядок применения первичных средств пожаротушения;
· Теория горения и возгорания материалов и тактику тушения пожаров;
· Способы оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
· Правила эвакуации пострадавших в медицинские учреждения;