Особенности развития физических качеств и контроля над технической подготовленностью юных волейболистов

 

Построение системы многолетней подготовки спортивных резервов существенным образом зависит от знания закономерностей возрастного развития детей, подростков, юношей и их возможностей на каждом возрастном этапе при овладении специальными навыками. Овладение приемами игры, тактическими действиями, игровыми навыками в целом, динамика спортивной деятельности, способность выдерживать большие физические и психические нагрузки, и многие другие особенности спортсменов в значительной степени обусловлены типологическими свойствами их нервной системы. Однако уже к 10-14 годам можно успешно решать задачи специализированной спортивной подготовки [5].

К 13-14 годам достигает высокого развития, способность ориентироваться в пространстве, обостряется чувство темпа движений, ощущение расстояния, способность анализировать мышечные ощущения, улучшается координация движений. Высокая пластичность нервной системы в детском возрасте способствует лучшему и более быстрому освоению двигательных навыков. Однако при обучении детей надо создать условия, облегчающие овладение движениями, устраняющие какие - либо помехи.

Основные показатели быстроты движений достигают высокого уровня развития к 12-14 годам. Это относится к скрытому периоду двигательной реакции, скорости и частоте движений. Принято считать, что возраст от 10 до 14 лет наиболее благоприятен для развития быстроты.

С возрастом увеличивается мышечная сила. Наибольший прирост и увеличение мышечной силы приходится на 15-18 лет. К 17-18 годам максимальная сила приближается к уровню развития ее у взрослых. К 11 годам наблюдается скачок в развитии силы. После 13-14 лет происходит резкое увеличение абсолютной мышечной силы, а в 15-17 лет - абсолютной и относительной силы. Сила мышц в разгибательных движениях значительно превосходит мышечную силу в сгибательных движениях. В возрасте 14 - 15 лет уже появляются благоприятные возможности для целенаправленного развития мышечной силы, в том числе с помощью отягощений.

Для решения специальных задач подготовки волейболистов, особое значение имеют скоростно-силовые качества, основу которых составляет взаимосвязь быстроты и силы. Уровень скоростно-силовых качеств начинает заметно увеличиваться после 7-8 лет и достигает наибольших показателей к 17 - 18 годам, при этом в 12 - 15 лет наблюдается своеобразный скачок.

Выносливость развивать можно уже в 10 - 12 лет. При этом надо стремиться решать эту задачу параллельно с развитием других двигательных качеств. С этих позиций в занятиях особое внимание целесообразно уделять развитию специальной выносливости (скоростной, прыжковой, игровой) и скоростно-силовым усилиям [5].

Ребята школьного возраста отличаются высоким развитием ловкости, что необходимо использовать в работе с юными волейболистами. Упущенные здесь возможности восполнить чрезвычайно трудно.

В возрасте 9-12 лет следует увеличить объем времени на развитие быстроты, ловкости, выносливости (по 20%), гибкости (10%) и силы(30%).

В возрасте 12-13 лет на быстроту и силу целесообразно отводить по 25%, на выносливость - 30%, на ловкость - 15% и на гибкость - 5%. В возрасте 14-15 лет объем времени на развитие силы увеличить до 20%, быстроты - до 25%, а выносливости - до 35%, ловкости и гибкости - до 10%.

Особой сложностью отличается период от 10 — 11 до 14 — 15 лет — перехода от детства к юности. Здесь наблюдаются большие, чем раньше, ежегодные прибавки в росте и весе. В этот период появляются признаки полового созревания (у девочек — с 11 - 12, у мальчиков - с 13 - 14 лет), что отражается на показателях физического развития. Рост тела в длину преобладает - конечности растут быстрее, чем туловище. Это отражается на пропорции тела, а, следовательно, на выполнении упражнений. Значительно изменяется костно-мышечная система, интенсивно идет процесс окостенения скелета. Развитие скелета, мышц, сухожилий и связок к 10 - 12 годам достигает уровня, обеспечивающего возможность правильного овладения приемами игры в волейбол.

Важное значение в связи с этим имеют вопросы соответствия паспортного и биологического возраста: в пубертатный период наблюдаются значительные индивидуальные колебания, как в сроках наступления полового созревания, так и в интенсивности его протекания у лиц, относящихся к одной и той же возрастной группе. Подростки с разным уровнем полового созревания значительно отличаются по уровню морфофункциональных показателей, который больше связан с индивидуальными темпами полового созревания, чем с паспортным возрастом.

В целом возрастные особенности детей школьного возраста открывают благоприятные возможности для решения задач специализированных занятий, по волейболу начиная с 10 -12лет [7].

Контроль в управлении процессом обучения на тренировке осуществляется в виде предварительного, текущего, оперативного и итогового учета успеваемости [3].

Принято использовать следующие формы педагогического контроля:

1. Проверка правильности выполнения технических приемов и оценка их с помощью заранее установленной шкалы баллов. Так контролируют подготовку занимающихся в секциях коллективов физической культуры, в школах, младших группах ДЮСШ. В командах высшей квалификации это осуществляется с помощью кинографии, хроноциклографии, динамометрии и т. д.

2. Проверка уровня технической подготовленности с помощью контрольных нормативов и упражнений, в которых регистрируются результаты технических приемов. Эти нормативы можно использовать на различных этапах тренировки. Как правило, их устанавливают для технических приемов, которые отражают уровень современного развития волейбола.

Для нормативной оценки результативности подобраны следующие упражнения, которые оцениваются в зависимости от уровня подготовленности:

- верхние передачи двумя руками на точность;

- подачи на точность и максимальную скорость полета мяча;

- нападающие удары из различных зон в определенном направлении на точность;

- прием мяча снизу двумя руками на точность [27].

В каждом из контрольных упражнений существуют определенные нормативы, соответствующие квалификации занимающихся.

3. Регистрация результата, достигнутого при нападении или защите с помощью определенных технических приемов при соответствующих действиях противника. Для этого используют специальные записи, позволяющие судить об эффективности применения техники и, таким образом, о технической подготовленности игрока и команды в целом.

В процессе занятий рекомендуется осуществлять контроль систематически по периодам и этапам тренировки. Наиболее целесообразной формой контроля является соревнование [15].

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: