Порядок принятия, внесения дополнений и изменений в конституции стран Северной Европы

В Швеции предусмотрена довольно сложная процедура внесения поправок в Конституцию. В соответствии с Формой правления после роспуска Риксдага выборы должны быть проведены не позднее чем по истечении 10 месяцев с момента принятия той или иной поправки. Референдум в данном случае носит факультативный характер, не является обязательным и проводится только в случае если существует запрос не менее чем от 1/10 членов Риксдага при условии одобрения требования не менее 1/3 депутатов.

Референдум проводится вместе с выборами депутатов в парламент. Проект поправок считается принятым, если за него проголосовало большинство населения. В таком случае Риксдаг рассматривает законопроект в окончательной редакции.

В Дании в отличие от Швеции процедура включает три стадии[11]. Поправки сначала принимаются Фолькетингом в первоначальном составе. 2 стадия - это утверждение проекта новым составом парламента и только после этого поправки выносятся на референдум, в отличие от Швеции, где выборы нового состава парламента проходят одновременно с референдумом. Кроме того, в принятии конституционных поправок принимает участие Правительство, что также является одной из особенностей законодательной процедуры в Дании. Проект поправок считается принятым на народном голосовании, если его поддержало большинство избирателей, но не менее 40% от общего количества избирателей.

Согласно параграфу 121 Конституции Норвегии перед внесением проекта поправок на первую, вторую, третью сессию парламента проводится всеобщее голосование. Для принятия поправки сессиями Стортинга необходимо, чтобы за неё проголосовало не менее 2/3 членов парламента. Здесь стоит отметить, что поправки не должны коренным образом изменять положения Конституции и противоречить ее принципам. Секретарь и президент Стортинга подписывают принятую поправку для дальнейшей ее промульгации королем.

В Исландии сразу после внесения предложения об изменении и дополнении основного закона Альтинг подлежит роспуску. Президент одобряет законопроект после принятия поправок новым составом Альтинга и в таком случае указанный законопроект имеет силу конституционного закона. Как уже было отмечено ранее в Исландии проведение референдума не предусмотрено, однако есть исключение, связанное со статусом Евангелическо-лютеранской церкви, которая признаётся в качестве государственной согласно статье 62 Конституции. В данном случае предложенная поправка выносится на референдум.

В Финляндии предусмотрен усложнённый порядок принятия конституционных поправок. Необходимо абсолютное большинство голосов депутатов парламента для одобрения поправок или проекта самой Конституции. После этой процедуры Эдускунта распускается и проходят новые выборы. Отличительной особенностью является то, что проект можно объявить срочным, если за это проголосует не менее 5/6 членов Эдускунты. В таком случае законопроект сразу принимается не менее 2/3 голосов депутатов и в конце промульгируется президентом республики.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: