В Швеции предусмотрена довольно сложная процедура внесения поправок в Конституцию. В соответствии с Формой правления после роспуска Риксдага выборы должны быть проведены не позднее чем по истечении 10 месяцев с момента принятия той или иной поправки. Референдум в данном случае носит факультативный характер, не является обязательным и проводится только в случае если существует запрос не менее чем от 1/10 членов Риксдага при условии одобрения требования не менее 1/3 депутатов.
Референдум проводится вместе с выборами депутатов в парламент. Проект поправок считается принятым, если за него проголосовало большинство населения. В таком случае Риксдаг рассматривает законопроект в окончательной редакции.
В Дании в отличие от Швеции процедура включает три стадии[11]. Поправки сначала принимаются Фолькетингом в первоначальном составе. 2 стадия - это утверждение проекта новым составом парламента и только после этого поправки выносятся на референдум, в отличие от Швеции, где выборы нового состава парламента проходят одновременно с референдумом. Кроме того, в принятии конституционных поправок принимает участие Правительство, что также является одной из особенностей законодательной процедуры в Дании. Проект поправок считается принятым на народном голосовании, если его поддержало большинство избирателей, но не менее 40% от общего количества избирателей.
|
|
Согласно параграфу 121 Конституции Норвегии перед внесением проекта поправок на первую, вторую, третью сессию парламента проводится всеобщее голосование. Для принятия поправки сессиями Стортинга необходимо, чтобы за неё проголосовало не менее 2/3 членов парламента. Здесь стоит отметить, что поправки не должны коренным образом изменять положения Конституции и противоречить ее принципам. Секретарь и президент Стортинга подписывают принятую поправку для дальнейшей ее промульгации королем.
В Исландии сразу после внесения предложения об изменении и дополнении основного закона Альтинг подлежит роспуску. Президент одобряет законопроект после принятия поправок новым составом Альтинга и в таком случае указанный законопроект имеет силу конституционного закона. Как уже было отмечено ранее в Исландии проведение референдума не предусмотрено, однако есть исключение, связанное со статусом Евангелическо-лютеранской церкви, которая признаётся в качестве государственной согласно статье 62 Конституции. В данном случае предложенная поправка выносится на референдум.
В Финляндии предусмотрен усложнённый порядок принятия конституционных поправок. Необходимо абсолютное большинство голосов депутатов парламента для одобрения поправок или проекта самой Конституции. После этой процедуры Эдускунта распускается и проходят новые выборы. Отличительной особенностью является то, что проект можно объявить срочным, если за это проголосует не менее 5/6 членов Эдускунты. В таком случае законопроект сразу принимается не менее 2/3 голосов депутатов и в конце промульгируется президентом республики.