Глава III конституционные реформы в странах Северной Европы в XXI веке

В главе будут рассмотрены важнейшие конституционные реформы, произошедшие в странах Северной Европы на современном этапе.

Конституционные поправки, вынесенные в Финляндии, Норвегии и Исландии за последние два десятилетия, отражают тенденцию в правовых системах Северных стран уделять больше внимания обязанности министров предоставлять соответствующую действительности и правильную информацию парламенту. Как правило, конституционные и правовые положения допускают осуществление министрами определенных полномочий: они могут оценить, какие материалы необходимы для конкретного вопроса. Однако, если министр дает неверную или вводящую в заблуждение информацию или намеренно решает не предоставлять информацию, имеющую большое значение для какого-либо вопроса, это может стать основанием для привлечения его к политической или юридической ответственности.

Норвежский парламент – Стортинг – изначально представлял собой двухпалатный орган, что было закреплено в Эйдсволльской конституции 1814г. Палаты назывались Одельстинг (нижняя палата) и Лагтинг (верхняя палата). В 2007 г. Стортинг постановил формально упразднить палаты Одельстинга и Ландстинга, однако законопроекты, а также обвинения против министров, продолжили проходить две стадии рассмотрения.

Кроме того, поправки были связаны с порядком передачи власти монарха. В частности, в Дании последний референдум прошёл в 2009 году и касался внесения поправок в Закон «О престолонаследии» 1953 года. Изменения были связаны с переходом от Кастильской системы к принципу первородства, в соответствии с которым наследует старший по возрасту потомок независимо от пола. Ранее преимущество отдавалось младшему сыну перед старшей дочерью.

Конституция Норвегия является старейшей в Европе. В истории конституционного развития Эйдволльской конституции была осуществлена модернизация, связанная с юридической техникой, а именно с изменением языка изложения текста. С 1980 года в стране официально действуют два языка: литературный (bokmål) и новонорвежский (nynorsk). Ранее язык и орфография в Конституции основывались на относительно консервативной нормализации языка, которая была проведена в 1903 году. Изменения коснулись не только языка, но и содержания Конституции. В частности, были внесены поправки в параграф 100 Конституции, гарантировавший подданным свободу печати. Согласно реформе, была изменена формулировка на «свободу высказываний». Кроме того, параграф 110, гарантировавший право на труд, был дополнен гарантией участия рабочих в управлении производством. В 2006 году были закреплены права саамов. Многие норвежские конституционалисты считают, что вся Конституция - не только язык, но и политическая составляющая - нуждается в пересмотре. Другие хотят сохранить Конституцию как можно ближе к ее текущей версии. То, что мы можем назвать конституционным консерватизмом, в основном проистекает из опасения, что полномасштабный пересмотр повлечёт за собой слишком сложные дискуссии и серьезные проблемы в достижении общего консенсуса.

Отдельное внимание стоит уделить ряду поправок, связанных с правовым статусом личности. Права человека традиционно играют важную роль в письменных конституциях стран Северной Европы. И в последние десятилетия права человека стали еще более центральными и заметными в конституциях Северных стран из-за реформ во всех скандинавских странах, за исключением Дании, где самая последняя поправка датируется 1953 годом. В 2011 году в Форму правления Швеции была внесена дополнительная поправка, включающая в себя положение о защите личной неприкосновенности и частной жизни. Поправка распространила запрет дискриминации на сексуальную ориентацию, а также усилила конституционную защиту народа саами, других этнических, языковых и религиозных меньшинств в целях сохранения и развития их культурной и социальной жизни (§2 гл.1; §12 гл. 2).

Изменения коснулись и Исландии. Поправки 1995 года добавили ряд новых прав в Конституцию и модернизировали существующие положения. До этой поправки положения прав человека оставались неизменными со времени вступления в силу первой Конституции Исландии. В 2010 году парламентом Исландии было принято решение о создании специальной комиссии для пересмотра Конституции. Одна из основных целей этой реформы заключалась в том, чтобы привлечь граждан к разработке новой исландской конституции, частично посредством так называемого «краудсорсинга». Несмотря на то, что создание новой Конституции Исландии в конечном итоге не удалось, эта попытка способствовала повышению осведомленности общественности об основах Конституции Исландии, в том числе касающихся прав и свобод человека.

Ещё в 1995 году Финляндия приняла всеобъемлющую реформу конституционного каталога прав. В результате нынешняя глава 2 Конституции устанавливает ряд экономических, социальных и культурных прав в дополнение к традиционным гражданским и политическим правам. Кроме того, существуют конкретные положения об ответственности каждого человека за окружающую среду (§20 глава 2 Конституции), а также гарантии справедливого судебного разбирательства (§21 глава 2 Конституции).

Как уже было упомянуто ранее, Швеция традиционно подчеркивает право на доступ к публичным документам и право на информацию в целом как важные аспекты свободы выражения и демократических основ в их конституционном выражении. В наши дни Конституции Финляндии (в §12 главы 2) и Норвегии (в §100) также закрепляют эти права.

Последние поправки, направленные на усиление защиты прав человека, состоялись в 2014 году в Норвегии. В отличие от конституционных реформ в Финляндии, Исландии и Швеции, норвежская конституционная поправка 2014 года не была направлена на перечисление новых прав. Вместо этого основной целью было прояснить уже существующие права, объединив их в одну главу. Вступительная часть статьи 92 новой части Е Конституции Норвегии предусматривает, что государственные органы должны уважать и обеспечивать права человека, как они выражены в Конституции и в договорах о правах человека, которые являются обязательными для Норвегии. За этим следует ряд положений о таких правах человека, которые также закреплены в ЕКПЧ, Международном пакте о гражданских и политических правах и других международных актах. Кроме того, ссылки на права человека можно найти в тех конституционных положениях, в которых изложены основополагающие принципы и цели этих Конституций. Например, вводное положение Конституции Финляндии предусматривает, что Конституция гарантирует неприкосновенность человеческого достоинства, свободы и прав личности и способствует справедливости в обществе. Аналогичным образом, в Конституцию Норвегии была включена статья 2, которая предусматривает, что Конституция должна обеспечивать демократию, верховенство закона и права человека.

Кроме письменного закрепления в Основных законах, есть место для признания некоторых прав человека или, по крайне мере, важных их аспектов, посредством неписаных конституционных принципов или доктрины. В особенности, это характерно для Дании, где в Конституции закреплено относительно мало прав, и изменить ее очень трудно. В других четырёх скандинавских странах вероятность того, что определенное право будет защищено посредством неписаных принципов конституционного права, ограничена из-за вышеупомянутых реформ. Так, одна из основных причин проведения конституционной реформы в Норвегии в 2014 году заключалась в том, что старая Конституция не давала достаточно четкую и исчерпывающую картину степени защиты прав человека норвежским конституционным законом и правопорядком.

Современная защита прав человека в Скандинавских странах в основном состоит из уровней защиты, где конституционные национальные и международные уровни защиты дополняют друг друга и способствуют общей защите и поощрению прав человека. Одним из основных аспектов конституционной динамики в сфере защиты прав человека была тенденция к усилению судебных гарантий прав человека, в результате чего это оказало влияние на традиционные нордические конституционные отношения между законодательными органами и судами. Другая значительная тенденция связана с влиянием международных договоров по правам человека, в частности ЕКПЧ, на внутренние конституционные системы защиты прав человека. Помимо того, что указанные акты являлись основным источником вдохновения для конституционных реформ, связанных с правами человека с 1990-х годов, международные договоры стали играть важную роль в толковании внутренних конституционных положений и доктрин прав человека.

Отдельное внимание стоит уделить влиянию Европейского союза на правовые системы североевропейских стран, что ранее было многократно отмечено автором данной работы. Несмотря на то, что Швеция и Финляндия являются членами ЕС в течение более короткого срока в отличие от Дании, их членство быдл отражено в конституционных поправках в 2011 и 2012 годах соответственно. В Форме правления Швеции это отражено в §10 главы 1. Кроме того, в Конституции содержится конкретное положение о передаче полномочий принятия решений в рамках сотрудничества с ЕС (§6 глава 6). Что касается Конституции Финляндии, то она содержит подробное положение об участии парламента в национальной подготовке вопросов Европейского союза в §96 и о праве парламента получать информацию о международных вопросах, связанных с деятельностью ЕС – в §97.

Если посмотреть на 5 стран Северной Европы, то можно отметить, что так называемые страны «востока» Финляндия и Швеция прямо упоминают ЕС в своих конституциях, в то время как в конституциях стран «запада» Дании, Норвегии и Исландии данный факт не отражен. Формально может показаться естественным, что Норвегия и Исландия не упоминают ЕС, поскольку они являются лишь частью сотрудничества Европейского экономического пространства и не входят в состав ЕС. Однако в действительности ЕС играет важную роль в их правовых системах в любом случае. Дания, являясь участницей ЕС более 40 лет, так и не включила в Конституцию данные изменения, которые отражали бы современную реальность. Это связано отчасти с отмеченной нами ранее сложной процедурой внесения поправок, требующей, чтобы и парламент, и датский народ согласились на изменения, но в то же время и с §20 Конституции, который можно толковать довольно широко, поскольку данная статья предоставляет широкие полномочия органам власти в части их делегирования международным организациям, что также можно экстраполировать и на ситуацию с Европейским союзом.

В целом можно отметить, что сфера охвата конституционной защиты личных прав человека в Северной Европе расширилась в результате пересмотра Конституции в последние десятилетия. Конституции Северных стран в настоящее время предоставляют права каждому независимо от гражданства. Исключения из правил можно найти в таких конституционных положениях, которые регулируют свободу передвижения и определенные избирательные права. Такие права предоставляются только гражданам и подданным указанных стран.

Таким образом, во всех странах Северной Европы все чаще наблюдается тенденция к гармонизации конституционной и международной защиты прав человека, отчасти благодаря значительному воздействию международных договоров по правам человека на вышеупомянутые внутренние конституционные реформы и отчасти из-за влияния практики международных органов как ЕСПЧ, а также благодаря толкованию конституционных положений о правах человека.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, следует отметить, что автором работы была достигнута главная цель исследования - был проведен сравнительный анализ, в котором были отражены различные этапы развития конституционных систем Северных стран в свете европеизации и интернационализации.

В ходе работы были изучены конституции пяти стран Северной Европы – Дании, Норвегии, Исландии, Швеции и Финляндии и выявлены определенные сходства и различия. Таким образом, автор работы пришел к ряду выводов.

Во-первых, сходство многих институтов и принципов конституционного права Северных стран, например, парламента, принципа народного суверенитета, обусловлено близким расположением, общностью исторического развития региона.

Во-вторых, стоит отметить, что были выявлены особенности структуры Конституций. Самым большим конституционным актом является неконсолидированная Конституция Швеции. К лаконичным актам относятся Конституции Дании и Норвегии. Кроме того, были отражены различия в процедуре внесения поправок в Конституции. В частности, они касаются очередности проведения голосования и референдумов по указанным поправкам.

В-третьих, можно отметить, что страны Северной Европы традиционно уделяют внимание демократическим институтам. Именно в указанных государствах впервые возник и получил свое развитие институт омбудсмана – специального органа по контролю за соблюдением законности и прав человека.

В-четвертых, на современном этапе был окончательно сформирован принцип парламентаризма, который имеет свои особенности в каждой стране. Если в Дании и Норвегии главой исполнительной власти признается монарх, сохранивший некоторые свои прерогативы в этой области, а в Исландии - президент, то в Швеции король и юридически и фактически перестал быть источником власти, осуществляя лишь представительские функции. В силу сказанного государственный режим в Дании, Норвегии и Исландии можно отнести к парламентскому правлению, а в Швеции - к монистическому парламентаризму, который характеризуется тем, что при нем парламент является единственным источником государственной власти.

В-пятых, в целом можно наблюдать закономерности конституционного сходства и сближения конституционных систем Северных стран в том, что касается защиты прав человека. Обусловлено это в первую очередь унификацией институтов прав человека и появлением международных стандартов после Второй Мировой Войны. Кроме того, и важную роль играет и вступление в международные организации по защие прав человека.

В-шестых, в качестве основного элемента конституционных систем Северных стран может быть упомянуто уважение прав человека. Права человека являются частью всех скандинавских конституций, хотя долгое время не были закреплены. Социальные права являются важной особенностью сильного государства всеобщего благосостояния и закрепляются во всех нордических конституциях, например, в Дании положения о праве на социальное обеспечение, если у человека нет иного дохода или финансовой поддержки, восходят еще к 1849 году. В недавно пересмотренных Конституциях Северных стран, как например, в Финляндии, мы находим положения более современного характера – нормы от ответственности каждого за окружающую среду.

В-седьмых, конституции государств Северной Европы также исходят из принципа недискриминации в том, что касается осуществления прав человека. Следовательно, отправной точкой является то, что осуществление прав не зависит от таких оснований, как происхождение, национальность, язык, религия, убеждения, политическая деятельность, состояние здоровья или сексуальная ориентация. Кроме того, в Скандинавских конституциях содержатся отдельные нормы, например, о равенстве полов и защите прав ребенка. Помимо физических лиц, в скандинавских конституциях содержатся положения о правах языковых и культурных групп. Например, Конституции Финляндии, Норвегии и Швеции содержат четкие конституционные положения л защите культурных и языковых прав народа саами.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: