Тема: ЗВУК [Ч]
Цели: закрепить артикуляцию и характеристику звука [ч]; развивать фонематический слух, внимание и память; упражнять в звуко-слоговом анализе и синтезе слов; упражнять в правиль ном употреблении слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: предметные картинки, 2 куклы (большая и маленькая), схемы, таблица, мяч.
Речевой материал: чайник, чайка, чашка, чемодан, черепаха, кирпичи, качели, учитель, очки, бочка, удочка, бабочки пчёлы, лётчик, грач, мяч, обруч и др.
Ход занятия
I Организационный момент.
- Сядет тот, кто угадает, какое слово я задумала,
м, д, о; р, з, о, а; с, у, м, к, а;
а, р, к; п, к, у, а; с, а, н, к, и;
л, к, у; т, а, у, к; п, а, р, т, а;
и, п, р; т, а, к, н; з, а, й, к, а.
II. Введение в тему.
Педагог показывает детям картинку (черепаха).
- Кто это? Назовите первый звук в этом слове?
• Артикуляция звука [ч] (губы округлены и слегка выдвинуты вперед; зубы не смыкаются; кончик языка поднят за верхние зубы; воздушная струя идёт через рот.)
•Характеристика звука (согласный, глухой, мягкий).
|
|
Игра «Назови лишний слог».
Игра «Кто внимательнее?».
- Поставить столько фишек, сколько слогов со звуком [ч] я произнесу:
Ча, тя, са, ща, но, сё, ся, те, щи, чи, че, щу.
- Назвать предложенные картинки, выбрать те, в названиях которых звук [ч] стоит в середине слова, затем в конце слова. Определить количество слогов в слове.
Игра «Поздравим с днем рождения Лену и Ниночку».
У каждого ребенка по две картинки, например: яблоко и яблочко. Ребенок дарит куклам подарки. «Лене я подарю яблоко, а Ниночке я подарю яблочко». И т. д.
Физкультминутка. Игра «Доскажи словечко».
- 4. Игра «Как их зовут?».
- - Подобрать слова к схеме № 9.
- Выкладывание схемы слов «стульчик, стаканчик» с последующим анализом.
III. Итог занятия.
- Занятие (129) Произношение
Тема: ЗВУК [Ч]
- Цели: закрепить произношение звука [ч] в предложениях и в связной речи; развивать фонематический слух, внимание и память; упражнять в звуко-слоговом анализе и синтезе слов.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки, схемы, наборы цифр, мяч.
Ход занятия
- 1 Организационный момент.
- Сядет тот, кто назовет слово ласково.
У меня стакан, а у тебя... (стаканчик).
Слова: палец, ваза, утка, рамка, рубашка, миска, кувшин, санки, шапка, стул, лиса, коса, коляска, замок, кольцо и др.
-
- П. Закрепление изученного материала.
- •Характеристика звука.
1. Игра «Добавь слог «ча» или «чу».
Ту.., да.., ку.., у.., ле.., упла.., ска.., уда.., зада.., переда.., ка.. И др.
-С помощью цифрового ряда определить место звука [ч] в слове.
- Кольчуга, чудо, чистый, огурчик, печь, пуговичка, шкафчик,
|
|
- 'пограничник, бабочка и др.
- 2. Игра «Определи место звука» (по карточкам).
• Составление предложений по предметным картинкам.
Выкладывание схемы слов «пальчик, грач, читать последующим анализом.
Физкультминутка. Игра «Добавь словечко».
•Чтение рассказа «Чижик».
У Леночки был чижик. Чижик жил в маленькой клеточке. Чижику было тесно и скучно в клеточке, и он молчал. Леночка выпустила чижика на волю. Чижик полетел и весело запел.
•Пересказ рассказа детьми.
III. Итог занятия.
Занятие 65(128) Обучение грамоте
Тема: БУКВА«Я»
Цели: развивать фонематический слух, внимание и памяти. познакомить детей с буквой «Я»; учить выкладывать слоги и слова из букв разрезной азбуки.
Оборудование: таблица, кассы букв, карандаши, тетради, изографы, ребусы.
Ход занятия
I Организационный момент.
- Сядет тот, кто правильно произнесет слог, который я скажу, и правильно определит, какой согласный звук в этом слоге - мягкий или твердый.
Пы, ты, ся, ми, си, сы, пя и т. д.
II. Знакомство с буквой.
- Детям предлагается произносить слоги «сы» и «си». Затем логопед задаёт вопрос: «В чём разница между этими слогами?»
- Дети выкладывают, а затем читают слог «сы». Как сделать из слога «сы» слог «си»? Дети выкладывают и читают слог «си».
- Детям даётся задание сложить слог «са» и ответить на вопрос:
- «Какие звуки в этом слоге?».
- «Какой согласный звук в слоге «ся»? (Мягкий звук.) Логопед на наборном полотне складывает слог «са», убирает букву «а» и говорит: «Для того чтобы сложить слог «ся», надо после мягкого звука [с] вместо буквы А поставить гласную букву «я». Затем он ставит букву «я»
•Рассматривание буквы «Я».
•Преобразование слогов.
Са - си - ся - ня - пя - мя - ля и др.
•Чтение таблицы № 76.
•Выкладывание слов из букв разрезной азбуки: Маня, Таня, Ваня, Оля и др.
•Графический диктант № 93.
•Буквенный диктант. Мел, Лиза, магазин, зебра.
Физкультминутка. Игра «Найди свой домик».
•Чтение изографов № 2, 7, 8, 10, 12, 14.
•Отгадывание ребусов.
III. Итог занятия.
Занятие 66 (131) Обучение грамоте
Тема: БУКВА«Я»
Цели: развивать фонематический слух, внимание и память; упражнять в умении выкладывать слова и предложения из букв разрезной азбуки.
Оборудование: таблицы, кассы букв, карандаши, тетради, изографы.
Ход занятия
Организационный момент.
- Сядет тот, кто придумает слово с мягким согласным звуком.
И.Чтение таблиц № 77, 78.
III. Графический диктант № 94.
IV. Закрепление изученного материала. •Выкладывание слов из букв разрезной азбуки: ряды,
дядя, мясо, сидят, ходят, ловят, возят, носят.
Чтение выложенных слов. •Выборочный анализ выложенных слов:
- Сколько слогов в слове?
- Назови второй слог.
- Назови первый звук во втором слоге. Какой он? И т. д.
- Физкультминутка. Игра «Найди свой домик».
- •Выкладывание предложения
Ляля и Оля возят кукол. Ляля и Оля носят кукол. Коля и Костя ловят рыбу. Малыши ходят в садик. •Чтение изографов №16, 17, 18.
- Составить с прочитанными словами предложения.
•Отгадывание ребусов.
V. Итог занятия.
Занятие 67(133) Обучение грамоте Тема: БУКВА«Ю»
Цели: развивать фонематический слух, внимание и памяи. познакомить детей с буквой «Ю»; учить выкладывать и читай слоги и слова из букв разрезной азбуки.
Оборудование: таблица, кассы букв, тетради, каранда ши, изографы, палочки, шапочки-звуки.
Ход занятия.
Организационный момент.
- Сядет тот, кто найдет своё слово (у детей буквы: я, и, с, и. т, е, л, ь, б, о, ы, м).
..ма | Ка..я | Не..о |
..мя | Л..с | К..тик |
..има | Со..ь | Д..ня |
Ни..а | Плат..е | Пись..о |
П. Графический диктант № 95.
III. Знакомство с буквой.
«Анализ начертания буквы «Ю».
Написать букву пальцем в воздухе.
Выложить букву из палочек.
«Выкладывание слов из букв разрезной азбуки.
|
|
Юрта, юнга, Люба, Люда, индюк, утюги, луна, зубы, Катю-\а, Илюша, Ванюша, Валюша.
1. Игра «Слоги рассыпались»:
та, юр (юрта); га, юн (юнга); ка, ют, ква (квакают).
2. Игра «Буквы рассыпались»:,-. л, ю, а (юла); р, Ю, а (Юра); л, Ю, я (Юля).
IV. Физкультминутка. Игра «Найди свой домик».