Понятие предпосылочного знания

 

Современная гносеология, рассматривая конкретный акт познавательной деятельности, подчеркивает его подготовленность, а также обусловленность как сторон познавательной деятельности (объекта и субъекта), так и хода и отчасти – результатов познания некоторыми предшествующими факторами, лежащими за пределами самого познавательного акта. Выявление этого предпосылочного знания, существующего до начала конкретного познавательного акта и участвующего в нем, необходимо для адекватного понимания реального процесса познания.

Хотя задача исследования предпосылочного знания была сформулирована в своем подлинном содержании лишь современной гносеологией, постановка проблемы опиралась на достаточно длительную философскую традицию. Современной формулировке проблемы предшествовали вопросы, появившиеся еще в античной гносеологии: каково началопознавательной деятельности, что лежит за исходной чертой познания, существует ли нечто, предшествующее ему?

Существенное отличие первоначальной постановки проблемы от современной очевидно: речь шла не о предпосылках конкретного познавательного действия, а о том, что предшествует познанию вообще. В первоначальной постановке проблемы центральным был вопрос о существовании врожденных идей. Таким образом, признание возможности прирожденного, доопытного знания – это одно из традиционных допущений классической гносеологии.

В современной же гносеологии при анализе предпосылочного знания обнаруживается разделение его на явное и неявное. Явное – это знание, которое целенаправленно привлекается для осуществления данной познавательной операции и существование которого осознается человеком. Неявное – это знание, которое влияет на решение, но его присутствие не рефлексируется, оно существует как неосознаваемый фон решения. Именно к неявному знанию часто принадлежат нормы познавательной деятельности, исследовательские установки, навыки и приемы действий. С неявным знанием связан феномен интуиции, когда информации, явно привлеченной для решения проблемы, недостаточно, но проблема все-таки решается за счет подключения неосознаваемых информационных механизмов.

Неявное знание не является врожденным, оно возникает в опыте вне целенаправленного восприятия и запоминания. В повседневном опыте, в профессиональной деятельности информация, которая воспринимается органами чувств, намного обширнее, чем данные, на которых человек специально фиксирует внимание (как считает Л. Бриллюэн, соотношение их составляет 1000000:1). Есть данные некоторых наблюдений, свидетельствующие о том, что все содержание нашего опыта сохраняется и может быть актуализировано. Рассматривая проблему неявного знания, современная гносеология взаимодействует со сформировавшимся в философской антропологии направлением исследований бессознательного и его роли в человеческой деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: