ВВЕДЕНИЕ
Глубокие преобразования российской социально-экономической системы в 90-х гг. XX в. создали необходимые предпосылки к становлению рыночной экономики. Уравнивание в правах всех форм собственности вызвало к жизни огромное количество активных субъектов рыночной деятельности. Но далеко не все из них оказались подготовленными к успешной работе на рынке. Возникла острая потребность в специалистах, которых советская система практически не готовила. Это менеджеры, биржевые агенты, брокеры, аудиторы, специалисты по валютно-финансовым операциям, юристы в области прав частной собственности и т.д. Среди них важное место занимают специалисты по маркетингу — маркетологи. Прежняя государственная система готовила едва ли больше 200 — 300 специалистов ежегодно, что явно недостаточно для новой экономической ситуации. Поэтому курс маркетинга начали читать во всех финансово-экономических высших учебных заведениях, а также на экономических факультетах технических вузов. На прилавках книжных магазинов появилось множество изданий по маркетингу. Были изданы на русском языке классические работы Ф. Котлера, Дж. Р. Эванса и Б. Бермана, С. Маджаро, Г. Картера, Ф. Портера и других известных зарубежных авторов. Первые публикации по маркетингу отечественных товаров носили компилятивный характер, что, в общем, вполне объяснимо. Дело в том, что в нашей стране не было практического опыта в использовании принципов маркетинга за исключением отдельных направлений внешнеэкономической деятельности.
|
|
Анализ литературы по маркетингу отечественных авторов говорит о появлении публикаций по применению маркетинга на различных российских производственных предприятиях и в коммерческих структурах. Тем не менее потребность в учебно-методических материалах и пособиях по маркетингу не удовлетворена в полной мере. Это относится к системе среднего образования, в рамках которой возникло большое число колледжей с экономическим уклоном.
Учитывая интерес к учебной литературе по маркетингу в среднем звене образования, автор подготовил учебное пособие в рамках методических требований Научно-методического центра среднего профессионального образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.
Автор опирался на основополагающие положения известных зарубежных ученых, а также на труды отечественных ученых и
специалистов — монографии П.С.Завьялова и В.Е.Демидова, О.Д.Андреевой, И.С.Березина. Кроме того, в работе над рукописью автор использовал свой многолетний опыт преподавания основ маркетинга в высших учебных заведениях, а также на курсах повышения квалификации преподавателей в системе общего и профессионального образования.
|
|
В учебнике много внимания уделяется вопросам исследования рынка на основе сбора первичной и анализа вторичной информации, а также методам ее обработки, психологическим и иным аспектам поведения потребителей на рынке. Значительное место занимают вопросы изучения внешней среды маркетинга, включая формирование в России общественных классов и групп, демографических, политических, научно-технических, культурно-исторических факторов.
Рассмотрены принципы классификации рынка, конъюнктурообразующие факторы и сегментация потребительских рынков и рынков товаров промышленного назначения, проведение товарной политики и планирования, особенности современных подходов к созданию новых товаров и обеспечению их конкурентоспособности на рынке, включая методы распространения и продвижения товаров на рынок.
Успех любой производственной или коммерческой организации на рынке в значительной степени зависит от умения планировать свою деятельность. Поэтому достаточно подробно освещены наиболее часто встречающиеся стратегии маркетинга и тактические действия фирмы, призванные обеспечивать достижения целей фирмы, а также методологии составления плана маркетинга.
В работе приводятся конкретные примеры, поясняющие положения маркетинга, а в конце каждой главы даются тесты для закрепления изученного материала.
Глава 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МАРКЕТИНГА
Цель маркетинга — сделать усилия по сбыту ненужными.
Л.Дракер
Изучаемые вопросы: определения маркетинга; маркетинговое мышление; история и эволюция маркетинга; сбытовой маркетинг; товарный маркетинг; потребительский маркетинг; социально-этический маркетинг; глобализация маркетинга; инфраструктура маркетинга; цели и задачи маркетинга; восемь состояний спроса и соответствующие им задачи маркетинга; основные сферы применения маркетинга.
1.1. МАРКЕТИНГ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
Маркетинг в отличие от различных экономических теорий — не плод каких-то научных воззрений. Его естественными источниками стали многовековой опыт и обобщение практики отношений между производителем и потребителем, между производством и рынком. Известный теоретик маркетинга Ф. Котлер рассматривает маркетинг как общественный процесс, в ходе которого решаются задачи удовлетворения потребительского спроса, и как систему управления всей организационной и производственно-хозяйственной деятельностью предприятия.
Маркетинг можно рассматривать и как экономический процесс, связанный с проведением ценовой, товарной и сервисной политики в условиях постоянно меняющейся экономической конъюнктуры. Экономический смысл использования маркетинга состоит в ускорении отдачи производственных фондов предприятия, повышении мобильности производства и уровня конкурентоспособности товаров, своевременном создании новых товаров и ускорении их продвижения на рынки, где можно получить максимальный коммерческий эффект.
В последнее время все более продуктивным представляется понимание маркетинга как качественно новой философии производства, предполагающей формирование у деятелей рынка маркетингового мышления в процессе своей деятельности и осуществление детального анализа, прогнозирования изменений рынка и
разработку на их основе программ и планов, наилучшим образом удовлетворяющих запросы потребителей.
1.2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ МАРКЕТИНГА
В мире современного бизнеса «маркетинг» относится к наиболее употребляемым понятиям. Этому понятию придается самое разнообразное смысловое значение. Германский институт маркетинга приводит данные, что в настоящее время насчитывается порядка 2000 определений маркетинга. По существу каждый специалист по маркетингу в своих публикациях дает собственную трактовку этого понятия — от упрощенного и лаконичного до многословного и всеобъемлющего.
|
|
С позиции предприятия маркетинг — это комплексная система организации и управления производственно-хозяйственной, коммерческой и сбытовой деятельностью, ориентированная на удовлетворение конкретных потребностей определенного сегмента покупателей. Здесь подчеркивается один из основополагающих принципов маркетинга — производить продукцию в адрес заранее определенного потребителя.
С этим определением перекликается определение в словаре американской ассоциации маркетинга (1960): маркетинг — это предпринимательская деятельность, которая управляет продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю или пользователю, или социальный процесс, посредством которого прогнозируется, расширяется и удовлетворяется спрос на товары и услуги путем их разработки, продвижения и реализации.
В этих определениях несколько преувеличивается роль движения товаров от производителя к потребителю и игнорируется важность взаимодействия производителей, продавцов и покупателей, а также воздействие на маркетинг различных социальных групп — профсоюзов, акционеров, объединений потребителей и государственных структур. Поэтому многие авторы стремятся давать более широкие определения понятия маркетинга. Так, Ф.Котлер считает, что маркетинг — это человеческая деятельность, направленная на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. С несколько иных позиций рассматривают маркетинг Дж. Эванс и Б.Берман: маркетинг — это предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары, услуги, организации, людей, территории и идеи посредством обмена.
Некоторые специалисты считают, что и эти определения должны быть еще больше расширены, и включать предпринимательскую деятельность. Известный специалист в области управленческого консультирования и менеджмента П. Дракер предлагает следующее определение: маркетинг — это вся деятельность фирмы,
|
|
направленная на достижение видимого результата, предлагаемого потребителю в виде эквивалента его деньгам.
Более лаконичен другой американский специалист Дж. Маккарти: маркетинг — это 4 Пи (по первым буквам английских слов: product — товар; price — цена; place — место реализации, рынок; promotion — продвижение товара).
В последнее время принципы маркетинга используют не только на уровне предприятий, но и на уровне отраслей и национальных экономик в целом. Такой поход отражен в Германской энциклопедии маркетинга: «Маркетинг — это эффективный инструмент покрытия потребностей в системе рыночного хозяйства... Он имеет своей целью устранение напряженности между общественным спросом и экономическим предложением».
Примером применения маркетинга на отраслевом уровне можно считать жилищное строительство в Москве. Решая задачу равновесия между спросом и предложением на первичном рынке жилья, руководство города и строительного комплекса должно постоянно анализировать платежеспособный спрос москвичей, дифференцировать их по уровню доходов, определять объемы и категории строящегося жилья, изыскивать формы кредитования как покупателей, так и строителей, поскольку нереализованное на рынке жилье тяжким бременем ложится на городской бюджет.
1.3. ИСТОРИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ КОНЦЕПЦИИ
Впервые понятие «маркетинг» (от англ. marketing — создание рынка, рынковедение) появилось в американской экономической литературе в самом начале XX в. Подходящего эквивалента этому слову в русском языке не нашлось, и поэтому используется его английское произношение с ударением на первом слоге — маркетинг.
В 1901 г. в ряде американских университетов (Гарвардском, Илли-нойсском, Мичиганском) был подготовлен и начал читаться самостоятельный курс маркетинга, выделенный из общей экономической теории. В основном этот курс содержал описание приемов сбытовой деятельности промышленных фирм, операций оптовых и розничных торговцев и организации рекламных кампаний.
Какие же причины позволили выделить маркетинг в самостоятельную дисциплину? Для этого необходимо знать, что с начала XX в. происходили глубокие изменения экономической среды под влиянием преобразования общественного производства, усложнения взаимосвязей в экономике, развития монополистических и государственно-монополистических форм регулирования хозяйственных отношений, обострения конкурентной борьбы. Эти изменения непосредственно влияли и на эволюцию маркетинга, который в своем развитии прошел ряд этапов.
Этап сбытового маркетинга. Первый этап эволюции маркетинга — период с начала до 70-х гг. XX в. Маркетинг ассоциировался со сбытом производимой продукции, и поэтому назывался сбытовым. Он представлял собой предпринимательскую деятельность, связанную с направлением потока товаров и услуг от производителя к потребителю. Перед предпринимателями стоял вопрос: «Как продать то, что производится?».
На этом этапе эволюции маркетинга американскими экономистами были сформулированы его основные принципы. Так, А. Шоу интерпретировал маркетинг как систему управления производством, распределением и реализацией продукции, что означало попытку выделить и описать отдельные функции маркетинга. С точки зрения Р. Кокса, маркетинг — это анализ организации и деятельности сбытовых структур промышленных фирм, оптовых и розничных торговых, а также транспортных фирм, посреднических и рекламных кампаний.
Достаточно обобщенное изложение различных концепций маркетинга на этом этапе было дано американским экономистом Р. Брейером, который определил маркетинг как совокупность спроса, предложения, экономического пространства, времени и конкуренции.
Этап товарного маркетинга. Для второго этапа развития маркетинга — период с конца 40-х до начала 70-х гг. XX в. — характерны:
высокие темпы расширения масштабов производства на более высокой стадии научно-технического прогресса;
организация новых и новейших производств и высоких технологий;
расширение международного разделения труда.
В этот период многие фирмы западноевропейских стран стали широко пользоваться в своей деятельности приемами маркетинга. Появилась возможность создавать значительно большее число самой разнообразной продукции, в том числе множество товаров-заменителей. Маркетинговые исследования стали охватывать и сферу производства товаров. На повестку дня вместо вопроса «Как продать?» встал вопрос «Что продать?». Поэтому этот этап получил название товарного маркетинга.
Этап потребительского маркетинга. Появление на рынках огромного количества товарной продукции, создаваемой на базе новых технологий и достижений в области управления производственными процессами в условиях все более ужесточающейся конкуренции со всей остротой поставило перед потребителями проблему выбора нужной продукции. Пришло понимание, что целесообразнее и выгоднее вкладывать средства в создание и производство
тех товаров, которые наверняка будут пользоваться спросом на рынке, чем пытаться производить то, что с трудом на рынке сбывается. А это уже означало необходимость повернуться лицом к потребителю, к выяснению его предпочтений и отношений к фирмам-производителям и их продукции.
Еще в конце 50-х гг. XX в. П.Дракер писал: «Если мы хотим знать, что такое бизнес, мы должны начать с его цели... Существует лишь одно достоверное определение цели — создание потребителя... Что думает потребитель о своей покупке, в чем видит ее ценность — вот что имеет решающее значение, определяет сущность бизнеса, его шансы на успех». Поэтому ориентация на потребителя, на рынок составили основную идею маркетинга на третьем этапе его эволюции, получившего название потребительского. Но уже с середины 70-х гг. XX в. маркетинг переходит в следующую, четвертую, стадию.
Этап комплексного системного маркетинга. Существуют различные характеристики этого этапа эволюции маркетинга. Одни специалисты называют его комплексным системным маркетингом, превращающимся по существу в доктрину современного бизнеса, его философию, основное средство взаимодействия между фирмой и окружающей средой. Такой взгляд на маркетинг обусловлен следующими причинами:
существенное ускорение и удорожание научно-технического прогресса;
рост масштабов и усложнение форм конкурентной борьбы;
необходимость постоянного обновления товарного ассортимента и, как следствие, увеличение финансовых рисков.
Другие специалисты (например, Ф.Котлер) считают, что в настоящее время мы имеем дело с социально-этическим маркетингом с упором на сохранение и укрепление благополучия каждого конкретного потребителя и общества в целом. На этом этапе фирмы нацеливаются на удовлетворение разумных потребностей в соответствии с интересами общества и на отказ от продажи товаров, противоречащих интересам общества. К таким товарам могут быть отнесены алкогольная продукция, табачные изделия, некоторые химические и фармакологические препараты, производство которых вредно влияет на окружающую среду.
Концепция социально-этического маркетинга требует сбалансированного учета таких факторов, как прибыль фирмы, покупательские потребности и интересы общества. И именно на этом пути ряд компаний добивается значительного роста продаж и доходов.
Другая характерная черта эволюции маркетинга — его глобализация, заключающаяся в использовании методов маркетинга не только на товарных рынках, но и в некоммерческой сфере (социальной, культурной, политической). Сейчас методология
маркетинга находит применение среди врачей, юристов, научных работников, политиков, руководителей спорта и шоу-бизнеса и т.д.
В последнее время в экономической литературе встречаются такие понятия, как «микромаркетинг», «метамаркетинг», «макромаркетинг» и «социальный, глобальный маркетинг». Микромаркетинг — это маркетинговая деятельность фирм; метамаркетинг — управленческая сфера различных некоммерческих структур; макромаркетинг — деятельность государства в сфере рынка; социальный, глобальный маркетинг — некоммерческие сферы деятельности.
Успешное применение маркетинга в разных сферах человеческой деятельности предполагает наличие соответствующей инфраструктуры, под которой понимается комплекс организаций и учреждений (консультативных центров по маркетингу, кафедр маркетинга в высших учебных заведениях, рекламных агентств, издательств и т.д.), способствующих широкому применению маркетинга в различных сферах человеческой деятельности человека.
Чтобы оценить уровень развития этой инфраструктуры, следует на качественном уровне ответить на следующие вопросы:
Насколько широко применяется маркетинг на разных предприятиях — крупных, средних и мелких?
Создана ли в стране развитая культура фирменных изданий?
Каково влияние рекламы в стране?
Каким объемом времени и масштабом распространения располагают средства информации для своей рекламной деятельности?
Как быстро распространяются по стране новые приемы маркетинга?
Каков уровень требований потребителей в отношении качества и функционального назначения товаров и услуг?
Существует ли правовая основа для маркетинга в стране?
Ответы на эти вопросы позволят составить достаточно общее впечатление об уровне состояния инфраструктуры маркетинга в стране. В связи с этим отметим, что культура маркетинга, начав свой путь в США в начале XX в., получила широкое распространение в Западной Европе только после Второй мировой войны. Этому способствовало открытие национальных рынков, расширение международной торговли, международное разделение труда и обострение конкурентной борьбы на международных рынках.
Для создания развитой инфраструктуры маркетинга Германии, например, потребовалось более 35 лет. В стране в настоящее время насчитываются порядка 130 кафедр маркетинга в вузах, 2000 рекламных агентств, 50 специализированных журналов и информационных центров, значительное число газет, журналов, радиостанций и каналов телевидения, популяризирующих маркетинг.
Еще более впечатляющи масштабы инфраструктуры маркетинга в США. В маркетинговой деятельности участвует примерно третья часть всех людей, занятых в гражданских отраслях экономики; ежегодные расходы только на рекламу превышают 100 млрд долл. Практически во всех университетах и колледжах читается курс маркетинга, причем в Гарвардском университете объем этого курса превышает 900 ч.
Важную роль в развитии инфраструктуры маркетинга играют специализированные международные организации, среди которых наиболее авторитетные и известные — Европейское общество по изучению общественного мнения и маркетинга, Международная ассоциация маркетинга и Европейская ассоциация промышленного маркетинга.
Инфраструктура маркетинга в современном понимании в нашей стране начала создаваться со значительным опозданием. Лишь в середине 70-х гг. XX в. стали издаваться первые труды по маркетингу, главным образом предназначенные внешнеторговым организациям. Ряд авторов советского периода в своих публикациях определяли маркетинг как форму активного сбыта, навязывания товаров и услуг потребителям, считали его неприемлемым для социалистического общественного производства и рассматривали возможность использования его отдельных приемов лишь во внешнеэкономической деятельности.
Многие видные экономисты в нашей стране достаточно внимательно изучали зарубежный опыт маркетинговой деятельности, хорошо понимая его сущность и преимущества. Но этот интерес носил в основном теоретический характер, поскольку практическому использованию маркетинга препятствовали наличие государственной монополии, отсутствие конкуренции, рыночной инфраструктуры, частной собственности на орудия и средства производства и т. п.
И только со второй половины 80-х гг. XX в. сформировались предпосылки для практического использования маркетинга, обусловленные изменениями отношений собственности, разрушением государственной монополии, появлением частных производителей. Начала формироваться инфраструктура маркетинга, чему способствовала работа Секции маркетинга при Торгово-промышленной палате СССР. Во многих высших учебных заведениях стали вводить курсы по маркетингу, появились консультативные фирмы, оказывающие помощь в разработке программ маркетинга для предприятий.
В нашей стране все еще не сформирована соответствующая среда для маркетинга как философии бизнеса. Большая часть отечественных публикаций посвящена теоретическим вопросам маркетинга и его отдельным моделям, касающимся внешнеторговых операций, главным образом, экспорта машин, оборудования, сырья. А в практической деятельности обычно используются лишь отдельные функции маркетинга — сбыт либо реклама. Развитию маркетинга как философии бизнеса в России мешает ограниченность достоверной сопоставимой информации, необходимой для развития внутреннего маркетинга, относительно низкий уровень культуры его использования, непонимание преимуществ комплексного маркетингового подхода для деятельности производственных и коммерческих предприятий.
И все же инфраструктура маркетинга в нашей стране постепенно создается: готовятся специалисты, возрастает число научных исследований, издаются монографии, сборники статей и специализированные периодические издания по различным аспектам маркетинга. Например, издательский дом Гребенникова специализируется на выпуске журналов и ежегодных справочников по маркетингу и рекламе.
1.4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МАРКЕТИНГА
Успешная работа фирм на рынке невозможна без формулирования четко обоснованных целей или задач, при этом следует различать цели фирмы и цели маркетинга. Цели фирмы носят, как правило, долгосрочный, стратегический характер, и они не подвергаются сиюминутным корректировкам и изменениям. Цели маркетинга конкретны и ситуационны, т.е. могут пересматриваться в связи с изменением окружающей среды фирмы. Реализация целей маркетинга способствует достижению целей фирмы.
Обычно на вопрос «Каковы экономические цели вашего предприятия?» большинство не в состоянии дать определенный ответ. Одни называют в качестве цели выполнение плана по производству и сбыту продукции, другие — прибыль, третьи — укрепление позиции на мировом рынке.
Выдвигаемые фирмой цели своей деятельности (а их может быть одна, две и даже более одновременно) не должны противоречить друг другу. Например, очень привлекательной выглядит такая цель: «Мы хотим быть лидером на рынке, производить товары высокого качества, продавать их по низким ценам и обслуживать большую долю рынка». Совершенно очевидно, что всего перечисленного одновременно фирма достичь не может. Поэтому при выдвижении своих целей фирма должна устанавливать для них определенные приоритеты.
Анализ экономических целей фирм в странах с устоявшейся рыночной экономикой показывает, что в условиях острой конкурентной борьбы на перенасыщенных национальных и мировых рынках одной из наиболее актуальных целей становится их выживание. В этом случае выживание выступает обобщенной целью, предполагающей получение прибыли, снижение затрат, своевременное освоение и выпуск новой продукции, модернизацию производства, непрерывное, систематическое повышение квалификации персонала фирмы.
Прогрессивный налог на прибыль, введенный во многих странах Запада, изменил отношение предпринимателей к такой цели, как прибыль.
Погоня за сверхприбылью утратила свой первоначальный экономический смысл. Тем не менее в иерархии целей фирмы одно из ведущих мест занимает целевая прибыль, позволяющая оценивать, насколько эффективно используются инвестиции и активы фирмы.
В современных условиях достижение целевой прибыли и завоевание определенной доли рынка невозможно без разработки, производства и сбыта высококачественных товаров. Поэтому обеспечение высокого качества своей продукции — еще одна приоритетная цель фирмы. Основатель компании «Сони» Акио Морита так определил одну из основных целей компании: «Прежде всего добейтесь преимущества над конкурентами в области воспринимаемого качества товара. Если это удастся, вы отвоюете себе долю рынка. А затем воспользуйтесь преимуществами экономики, обусловленными масштабами производства. Начните с качества — и в результате придете к низким издержкам».
Не последнее место среди целей фирмы занимают социальные вопросы. Их успешное решение — необходимое условие роста квалификации персонала, производительности и качества труда, формирования корпоративной культуры.
А как же цели и задачи фирмы трансформируются в цели маркетинга?
Допустим, компания ставит задачу достижения определенной нормы прибыли на инвестиции. Чтобы ее достичь, необходимо конкретизировать задачи маркетинга, например довести объем сбыта товара на новом сегменте рынка до значения V, провести мероприятия А, В, С для усиления рекламной кампании, наметить определенную ценовую политику. В ходе достижения цели фирмы цели маркетинга могут корректироваться.
Таким образом, цели маркетинга:
всегда тесно связаны с деятельностью фирмы;
конкретны, могут быть выражены в цифрах;
ограничены временными рамками;
гибки, ситуационны, могут корректироваться в связи с меняющейся ситуацией на рынке и в самой фирме.
Формулируя цели фирмы, следует помнить: они не будут достигнуты, если ее товары не пользуются спросом.
В настоящее время изучены и описаны основные цели маркетинга по отношению к состояниям потребительского спроса. Можно выявить восемь состояний спроса, и для каждого из них разрабатывается своя стратегия маркетинга.
1. Негативный спрос означает, что все или подавляющее большинство покупателей отвергают товар вне зависимости от его качества. Это могут быть, например, какие-то вполне добротные ткани или виды одежды, вышедшие из моды. Негативный спрос может возникнуть по отношению ко всем товарам фирмы, если она выпустила хотя бы один неудачный вид товара, вызвавший всеобщее неудовольствие. У работодателей обычно существует отрицательный спрос на прием на работу алкоголиков и бывших заключенных. Негативный спрос имеет место и в сфере услуг, когда получение какого-либо блага сопряжено с физическими страданиями, риском или неудобствами, например при лечении зубов, проведении некоторых хирургических операций и т.п.
Чтобы преодолеть такой негативный спрос, необходимо использовать так называемый конверсионный маркетинг, суть которого заключается в изучении наиболее эффективных путей решения этой проблемы, например, усовершенствование товара, усиление рекламной деятельности, снижение цены либо попытка изменить общественное мнение.
2. Отсутствие спроса означает безразличное отношение потенциальных покупателей к предлагаемому товару. Можно выделить три основные причины такой ситуации.
Первая причина — известные потребителю товары воспринимаются как потерявшие всякую ценность. Это могут быть вышедшие из моды вещи, мебель, бытовые приборы.
Вторая причина — товары воспринимаются как имеющие ценность, но не на данном рынке. Например, зимняя одежда в теплых регионах, купальные принадлежности на Крайнем Севере. До начала 90-х гг. XX в. в нашей стране очень низок был спрос на экономическую и юридическую литературу, а также на курсы бухгалтерского учета и компьютерной грамотности.
Третья причина — рынок не подготовлен к появлению новых товаров. Например, продукты питания из бобов сои еще не находят спроса во многих регионах страны.
В этих случаях должны решаться задачи стимулирования спроса — либо приблизить товар к потребителю, пробудив потребность в нем, либо подумать о лучшем размещении товаров на разных рынках, либо шире распространять информацию о товаре среди потенциальных потребителей. Все эти задачи призван решать стимулирующий маркетинг.,
3. Потенциальный, или скрытый, спрос означает состояние, при котором потребители испытывают потребность в каком-либо товаре или услуге, но она не удовлетворяется из-за отсутствия на рынке. Так, в течение ряда лет существовал скрытый спрос на безвредный кофе, табачные изделия без никотина, безалкогольное пиво и др. Используемый в этом случае развивающий маркетинг позволил решить эту проблему, создав соответствующие товары. Таким образом, задача развивающего маркетинга — превращение потенциального спроса в реальное предложение на рынке.
4. Снижающийся спрос означает, что рано или поздно любой товар начинает терять свою привлекательность на рынке и вытесняться другими товарами. Поэтому задача так называемого ремаркетинга — не столько продление жизненного цикла товара, спрос на который снижается, сколько создание нового жизненного цикла этого товара. Добиться этого можно выявлением неизвестных до сих пор достоинств и преимуществ данного товара, улучшения качества обслуживания покупателей.
5. Нерегулярный, или колеблющийся, спрос — это состояние, когда предложение товаров на рынке не совпадает по времени со спросом и вызывается сезонными, недельными и даже ежедневными колебаниями, а также циклическими и иными изменениями конъюнктуры рынка. Спрос может в определенные периоды превышать производственные возможности или же, наоборот, объем производства может оказаться больше спроса. Можно привести множество таких примеров. Это часы пик на городском транспорте, низкая посещаемость музеев и кинотеатров в будние дни и в дневные часы, низкий спрос на зимнюю одежду весной. Курортные местности имеют ярко выраженную сезонную нагрузку. Проблемами регулирования колеблющегося спроса и занимается синхромаркетинг. В его задачи входит гибкое изменение цен и меры стимулирования, переключение побудительных мотивов, например с помощью сезонных распродаж, рекламной и пропагандистской кампаний, разнесения часов работы предприятий и учреждений и т. п.
6. Полноценный, или удовлетворенный, спрос означает наиболее желательную ситуацию, когда имеет место устойчивый спрос, растущий такими темпами, которые полностью отвечают производственным возможностям фирмы. В этом случае необходимо использовать поддерживающий маркетинг, требующий постоянного внимания к тем факторам, которые могут неожиданно изменить спрос. При этом следует решать тактические задачи, связанные с проведением политики цен, поддержанием необходимого объема продаж, стимулированием коммерческой деятельности и осуществлением контроля за издержками.
7. Чрезмерный спрос имеет место, когда спрос на товары значительно превышает предложение. Следует отличать те случаи, когда производственные мощности фирмы не в состоянии удовлетворять возросший спрос, и случаи, когда фирма по каким-то причинам (часто следуя законодательным и нормативным запретам федерального или местного уровня) не желает этот спрос удовлетворять.
Задачу уменьшения чрезмерного спроса призван решать демаркетинг, повышая цены на товары или услуги, прекращая рекламу и различные формы стимулирования продаж, переключая спрос с одних товаров на другие.
8. Иррациональный спрос — это ситуация, когда удовлетворение потребностей одних групп потребителей вызывает серьезное противодействие со стороны других граждан, общественных организаций и правительственных учреждений. Классические примеры таких товаров и услуг — алкогольные напитки, табачные изделия, контрацептивы, аборты, религиозные, политические и прочие идеи. В этом случае используется противодействующий маркетинг, задача которого — ликвидация или значительное ограничение спроса на такие товары и услуги. Так, в ряде стран запрещены аборты и реклама табачных изделий по телевидению, проводится мощная антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда.
1.5. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ МАРКЕТИНГА
Оценивая тот путь, который прошел в XX в. маркетинг, можно выделить его основные функции:
аналитическая, включающая в себя комплексное исследование рынка и анализ внутренней среды фирмы;
товарно-производственная, связанная с разработкой рекомендаций по созданию товара и оценкой его конкурентоспособности;
сбытовая, заключающаяся в осуществлении товарной и ценовой политики, организации сбыта и продвижении товара;
организационная, связанная с организацией маркетинговых служб на фирмах, планированием и контролем маркетинга.
Маркетинг, не ограничиваясь чисто сбытовой функцией, представляет собой комплексную системную деятельность, в которой все его функции важны и обязательны. Он затрагивает все сферы деятельности предприятия по вертикали и горизонтали и превращает фирму в единую систему.
Более того, маркетинг применяется не только в традиционных отраслях промышленного производства, торговли и сферы услуг. Он начинает значительно влиять на воззрения людей и их образ жизни. И этим в настоящее время широко пользуются в сфере шоу-бизнеса, спорте и особенно в политике.
В нашей стране политический маркетинг проявляется не только в использовании средств воздействия на электорат, но и в формировании соответствующего имиджа тех или иных политических деятелей, умения общаться с людьми, манеры говорить.
Еще более знаменателен тот факт, что маркетинг постепенно превращается в одну из ведущих отраслей современной экономики, в которой заняты крупные рекламные агентства и центры по проведению маркетинговых исследований. Так, в США ежегодные расходы на рекламу превышают 100 млрд долл. и порядка 2 млрд долл. ежегодно расходуется на маркетинговые исследования. Уже сегодня в США на должностях, связанных с маркетингом, работает каждый двенадцатый работник сельского хозяйства, каждый восьмой — в торговле, каждый четвертый — в промышленности, а организаций, занятых политическим маркетингом, насчитывается более 200. Во Франции около 15 % людей, занятых в гражданском секторе, так или иначе связаны с маркетингом.! В России сфера маркетинга может в ближайшее время обеспечить сотни тысяч и даже миллионы новых рабочих мест, особенно в сфере торговли, туристического бизнеса и шоу-бизнеса.
В качестве субъектов маркетинга выступают производители и организации обслуживания, оптовые и розничные торговые предприятия. Субъектами маркетинга выступают и специалисты самых разных сфер деятельности:
специалисты по проведению маркетинговых исследований (со-
циологи, демографы, психологи, этнографы);
программисты и математики;
специалисты по проведению рекламных кампаний;
специалисты по организации товародвижения (транспортники, экспедиторы, логистики);
экономисты, статистики;
специалисты по снабжению и сбыту и т. д.
По мнению Ф. Котлера, эволюция маркетинга в перспективе будет осуществляться в виде:
индивидуализированного маркетинга, основанного на более детальной сегментации рынка, нацеленной на удовлетворение все более узкого круга людей или даже конкретного человека;
сверхмаркетинга, основанного на концентрации усилий по удовлетворению одновременно нескольких проблем потребителей;
мультимаркетинга, представляющего собой систему многоканального товародвижения;
турбомаркетинга, заключающегося в поиске возможностей для сокращения времени на создание нового товара, а также на ответную реакцию фирмы на выявленный спрос.
Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в России, открывают огромные перспективы для маркетинга, но его развитие тормозится тем, что эта сфера деятельности требует значительных инвестиций на обучение, проведение
маркетинговых исследований, реорганизацию многих структурных подразделений фирм.
Контрольные вопросы и задания
1. В чем заключается один из основополагающих принципов маркетинга?
2. Какие причины вызвали выделение маркетинга в самостоятельную дисциплину?
3. Объясните, почему в различных определениях маркетинга подчеркивается необходимость удовлетворения нужд и потребностей людей, а не извлечение прибыли?
4. Какие этапы прошел в своем развитии маркетинг, и какие им присущи характерные особенности?
5. Как вы считаете, используется ли фирмами в нашей стране концепция социально-этического маркетинга? Если да, приведите примеры, если нет — объясните почему.
6. Что представляет собой инфраструктура маркетинга?
7. В чем основные различия между целями фирмы и целями маркетинга?
8. Назовите основные цели маркетинга в зависимости от состояний спроса.
9. В чем проявляется комплексная системная деятельность маркетинга?
Тесты
1. Несмотря на множество определений маркетинга в них есть нечто общее, а именно:
а) приоритет потребителя;
б) приоритет производителя;
в) приоритет ситуации на рынке.
2. Первый этап развития маркетинга характеризуется:
а) проблемами организации производства товарной продукции;
б) анализом поведения социальных групп в процессе купли-продажи товаров;
в) проблемами реализации товарной продукции, включая организацию рекламных кампаний.
3. Второй этап развития маркетинга отличается:
а) расширением рынков сбыта товарной продукции;
б) появлением на рынке множества товаров-заменителей;
в) расширением различных приемов сбыта продукции.
4. Третий этап развития маркетинга отличается:
а) достижением в области управления производственными процессами;
б) расширением международного разделения труда;
в) ориентацией на потребителя, на рынок.
5. К основным причинам, превратившим маркетинг в доктрину современного бизнеса, его философию, относится:
а) усложнение внутрифирменных проблем;
б) появление транснациональных корпораций;
в) существенное ускорение и удорожание научно-технического прогресса, обострение конкурентной борьбы, повышение риска деятельности фирмы на рынке.
6. Укажите, в чем проявляется глобализация современного маркетинга:
а) маркетинг становится жизненно важной потребностью как крупных монополий, так и мелких фирм;
б) маркетинг охватывает не только рынок потребительских товаров, но и рынок средств производства, услуг, а также политическую, социальную и культурную сферы;
в) маркетинг начинают использовать во всех регионах мира.
7. Фирмы прибегают к конверсионному маркетингу в случае, если:
а) отсутствует спрос на товары или услуги;
б) покупатели отвергают товар вне зависимости от его качества;
в) потребители испытывают потребность в каком-либо товаре или услуге, отсутствующих на рынке.
8. В ситуации чрезмерного спроса применяют:
а) противодействующий маркетинг;
б) демаркетинг;
в) ремаркетинг.
9. Важнейшими причинами, вызвавшими широкий интерес к маркетингу в нашей стране, явились:
а) появившиеся научные разработки по маркетингу;
б) изменения отношений собственности, разрушение государственной монополии;
в) потребность использования маркетинга во внешнеторговой деятельности.
10. Цели (задачи) деятельности фирм и цели маркетинга:
а) совершенно идентичны;
б) тесно взаимосвязаны и соотносятся друг с другом как предмет и метод;
в) совершенно не связаны.
Глава 2. ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА МАРКЕТИНГА
...несомненно, что потребителя формирует среда, ведь именно в ней он живет и работает. В то же время и сама среда изменяется под воздействием потребителя.
Дж.Ф.Энджел,американский ученый в области маркетинга
Изучаемые вопросы: маркетинговая среда фирмы (микросреда, медиа-среда, макросреда); контактные аудитории; типы клиентурных рынков; факторы макросреды (демографические, социально-экономические, политические, природно-географические, научно-технические, культурно-исторические); организация маркетинга на фирме; структуры маркетинговой службы.
2.1. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ФИРМЫ
В процессе своей деятельности каждая фирма должна анализировать и учитывать особенности окружающей среды, уметь адаптироваться к ней и извлекать пользу от взаимодействия с ней.
Маркетинговая среда фирмы — это совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы, влияющих на ее стратегию и не поддающихся непосредственному контролю с ее стороны.
Всю эту совокупность представляют три вида сред: микро-, медиа- и макросреда.
Микросреда фирмы. К микросреде относится ближайшее окружение фирмы в лице поставщиков, посредников, конкурентов и клиентуры. Силы, действующие в рамках микросреды, представлены на рис. 2.1. На этом же рисунке представлена и медиасреда в лице контактных аудиторий фирмы.
Поставщики — это независимые от данной фирмы предприятия, осуществляющие поставки сырья, оборудования, комплектующих изделий, расходных материалов и т. п.
Рис. 2.1. Основные силы, действующие в микросреде фирмы
Посредники — это организации или отдельные лица, помогающие данной фирме распределять и сбывать ее продукцию, а также распространять информацию о продукции и о самой фирме.
Конкуренты — это фирмы, производящие такую же или аналогичную продукцию и продвигающие ее на тех же рынках, что и данная фирма.
Клиентура — это физические и юридические лица, которые являются потребителями продукции данной фирмы. Это могут быть индивидуальные потребители, семьи, представители производственных и торговых предприятий, государственных и общественных учреждений и т.д. Все они могут выступать на пяти типах клиентурных рынков:
1) потребительский рынок — представляет отдельных лиц и домохозяйства, приобретающие товары и услуги для личного потребления;
2) рынок производителей — представляет организации, приобретающие товары и услуги для использования их в процессе производства других товаров и услуг;
3) рынок промежуточных продавцов — представляет организации, приобретающие товары и услуги для последующей перепродажи их с прибылью для себя;
4) рынок государственных учреждений — представляет государственные организации, приобретающие товары и услуги либо для их последующего использования в сфере коммунальных услуг, либо для передачи этих товаров и услуг тем, кто в них нуждается;
5) международный рынок — представляет покупателей за пределами страны, включая зарубежных потребителей, промежуточных продавцов и государственные учреждения.
Микросреду самой фирмы представляют основные функциональные структуры, в числе которых: высшее руководство фирмы; финансовая служба; бухгалтерия;
подразделения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР);
служба материально-технического снабжения; производство; служба маркетинга и др.
В ходе планирования деятельности фирмы существует определенная иерархия. Высшее руководство определяет цели фирмы, ее общие стратегические установки и текущую политику. На их основе служба маркетинга разрабатывает стратегию маркетинга, тактические пути ее реализации и подготавливает соответствующие планы маркетинга. Служба маркетинга должна работать в самом тесном сотрудничестве со всеми основными функциональными подразделениями. От этого в значительной степени зависит эффективность маркетинговых мероприятий на фирме.
Медиасреда фирмы. Медиасреда включает несколько групп контактных аудиторий, под которыми понимаются любые группы лиц, проявляющих интерес к деятельности фирмы и способных влиять на ее способность в достижении поставленных целей. При этом контактные аудитории могут быть:
благотворными, оказывающимися полезными фирме (например, консультанты и др.);
искомыми, чьей заинтересованности фирма активно ищет (например, потребители, банковские структуры, средства массовой информации, государственные учреждения, органы местного самоуправления и т.п.);
нежелательными, интереса которых фирма старается не привлекать, но вынуждена с ними считаться, когда этот интерес проявляется (например, организации по защите прав потребителей, общественные группы бойкота, «зеленые», криминальные группы и т.п.).
Исходя из этого фирма должна разрабатывать планы маркетинга для всех основных контактных аудиторий и клиентуры. Обычно любая фирма действует в окружении следующих контактных групп:
1. Внутренние контактные аудитории — собственно персонал фирмы, добровольные помощники, акционеры, профсоюз, совет директоров, менеджеры. Очень важно вырабатывать позитивное отношение к своей фирме, создавать своего рода корпоративный дух, для чего разрабатываются определенные формы коммуникации в виде издания информационных бюллетеней и других внутренних материалов. По существу речь идет о проведении внутрифирменного маркетинга, при котором стратегические установки фирмы доводятся буквально до каждого сотрудника фирмы. Такой подход используется, например, известной российской фирмой «Майский чай».
2. Местные контактные аудитории — местные жители, товарищества собственников жилья, советы ветеранов, спортивные общества и клубы. Совершенно очевидна важность установления фирмой хороших отношений с этой аудиторией.
3. Финансовые круги — в лице банковских служащих, аудиторов, кредиторов, финансистов, инвесторов, брокеров — оказывают влияние на способность фирмы обеспечивать себя капиталом, необходимым для успешного функционирования фирмы. Публикация ежегодных отчетов, открытость финансовой деятельности вызывают у этих кругов положительное отношение, и, наоборот, характерное для многих российских промышленных предприятий пренебрежение этой стороной деятельности, прикрываемое пресловутыми «секретами фирмы» или коммерческой тайной, зачастую ставит их в критическое финансовое положение.
4. Контактные аудитории государственных учреждений — чиновники государственных ведомств, работники налоговых и статистических органов, государственных социальных фондов, пожарной инспекции, санитарно-эпидемиологического контроля и т. п. Существенным препятствием для развития в России предпринимательской деятельности является действующий в стране не уведомительный, а разрешительный порядок для получения права на предпринимательство. Это ведет к большим злоупотреблениям и коррупции в структурах государственных учреждений. Например, для получения официального разрешения на установление металлического тента для автомобиля типа «ракушки» требуется потратить до двух месяцев хождения по кабинетам и сбора десятков подписей чиновников. Но при соответствующем вознаграждении то же самое можно сделать за один день.
5. Гражданские группы действий — активисты и юристы экологического движения, потребительских ассоциаций, представители национальных меньшинств, движения за здоровый образ жизни, организации вкладчиков, пострадавших от мошеннической деятельности ряда финансовых компаний. Эти группы могут существенно влиять на деятельность любой фирмы. Широко известен факт, когда одна из таких групп нанесла значительный финансовый ущерб фирме «Нестле». А в конце 1980-х гг. в СССР активисты экологического движения добились закрытия нескольких фармацевтических заводов, вызвав кризис лекарств.
6. Контактные аудитории средств массовой информации — сотрудники газет и журналов, рекламных издательств, информационных и аналитических агентств, радиостанций и телеканалов, позволяющие выходить на остальные контактные аудитории, особенно на финансовые круги и широкую публику. С помощью средств массовой информации можно лоббировать свои интересы в органах государственной власти и вести конкурентную борьбу.
7. Контактные аудитории широкой публики — круг людей, к мнению которых прислушиваются другие люди и которые могут способствовать созданию благоприятного образа фирмы в глазах широкой публики. К ним могут относиться звезды шоу-бизнеса, известные политики, спортсмены, артисты, экстрасенсы, чьи высказывания очень важны для создания и поддержания благоприятного имиджа фирмы. Кроме того, к этой категории могут относиться представители самой фирмы, участвующие в различных
благотворительных и рекламных акциях, также призванных поддерживать положительное отношение к фирме в глазах потребителей и местных жителей.
Макросреда фирмы. Макросреда включает демографические, социально-экономические, политические, природно-географические, научно-технические и культурно-исторические факторы. С одной стороны, эти факторы предоставляют большой простор для реализации фирмой своих возможностей, а с другой — создают множество проблем в ходе своей деятельности.
Демографические факторы. Учитывают такие показатели, как общая численность населения, его возрастно-половой, этнический состав; данные по расселению по территории страны, миграции, росту и снижению общей численности, рождаемости и смертности, продолжительности жизни и браков, жизненному циклу семьи, уровню здоровья населения.
В настоящее время Россия со своим почти 150-миллионным населением занимает шестое место в мире, уступая по численности населения Китаю, Индии, США, Индонезии и Бразилии. Но в отличие от этих стран численность населения России в 1990-е гг. не только не росла, но снижалась. Это результат сложения нескольких факторов, которые и вызвали демографический кризис. Во-первых, сказалось влияние больших демографических волн, обусловленных Первой и Второй мировыми войнами, революцией, Гражданской войной, трудными послевоенными годами. Во-вторых, к настоящему времени в России окончательно сформировался урбанизированный тип населения с устойчивой ориентацией на малодетную семью. В-третьих, произошел системный кризис, который разрушил экономику Советского Союза и привел к резкому падению реальных доходов 3/4 населения страны.
В последнее время наблюдалось устойчивое снижение рождаемости, достигавшее в отдельные годы 1 млн чел. А это самым непосредственным образом влияет на рынок детских товаров и услуг.
Одновременно возросла смертность, особенно среди мужчин среднего возраста. В структуре населения снижается доля молодых людей (до 20 лет). Если в середине 1970-х гг. эта доля составляла 35%, то к началу XXI в. она может составить 24%.
Процесс старения населения необходимо учитывать с корректировками на изменение покупательной способности различных возрастных групп. Исследования показывают, что в настоящее время пик покупательной способности приходится на возрастную группу 25 — 35 лет; покупательная способность группы средних возрастов (35 — 50 лет) ниже, затем она повышается у тех, кому за 50 лет и резко снижается у лиц старше 60 лет.
При демографическом анализе вместо понятия «семья» стали пользоваться более широким понятием «домохозяйство», которое представляет малую группу, связанную общим жилищем и бюджетом. Сейчас в России насчитывается порядка 52 млн домохозяйств. Средний размер домохозяйства составляет 2,84 чел. В то же время семьи составляют подавляющее большинство домохозяйств (75 %). Известно, что каждая семья может пройти в своем развитии несколько стадий или этапов жизненного цикла. Наиболее характерные из них следующие:
1. Этап «ухаживание». Молодые люди живут отдельно от родителей или совместно с ними, но имеют отдельный бюджет, активно покупают модную одежду, спортивные товары, туристические путевки, посещают дискотеки и концерты поп- и рок-звезд, пользуются образовательными услугами и т. п.
2. Этап «молодожены». Молодые люди живут отдельно от родителей, активно покупают товары длительного пользования, бытовую и видеотехнику, мебель, полуфабрикаты, совершают свадебные путешествия, посещают дискотеки, театры.
3. Этап «растущая семья». Появляются дети. Семья начинает активно покупать детское питание, игрушки, одежду, стиральные машины, медицинские услуги (массажисты и педиатры) и т.п.
4. Этап «полное гнездо». Семья больше не увеличивается. Младший ребенок пошел в школу. Семья начинает активно покупать мелкооптовые партии товаров и продуктов, услуги по ремонту, педагогические услуги, детские спортивные секции и т. п.
5. Этап «пустое гнездо». Дети покидают родительскую семью и создают собственные. Глава семьи еще работает. Наибольшим спросом пользуются строительные услуги, лекарственные препараты, автомобили, санаторно-курортные услуги и т. п.
6. Этап «пенсионеры». Супруги не работают. Они интересуются садово-огородным инвентарем, книгами, медицинскими услугами, пансионатами и т.п.
Знание возрастной структуры населения по отдельным регионам позволяет точнее планировать деятельность фирм, ориентировать их на производство наиболее востребованных теми или иными группами населения товаров и услуг.
Социально-экономические факторы. Переход к рыночной экономике в России ознаменовался болезненной ломкой социально-экономических механизмов общественного воспроизводства. Перед страной стояли задачи осуществить переход:
от жесткого административно-командного регулирования цен, доходов, производства и товарных потоков к свободному ценообразованию на основе спроса и предложения на товары, услуги, деньги, рабочую силу и фискально-финансовым способам влияния на цены и доходы;
от почти полной государственной собственности к приватизации значительной ее части, существенному расширению доли частной собственности и уравниванию в правах всех форм собственности;
от планового распределения ресурсов и постоянного финансирования убыточных производств к распределению ресурсов через открытые рыночные механизмы с обязательным банкротством убыточных предприятий.
В результате реформирования российской экономики в российском обществе произошли значительные социально-экономические изменения, связанные с глубоким расслоением прежде почти однородного общества. Стали формироваться новые общественные сравнительно стабильные группы, характеризующиеся наличием у их членов схожих ценностных представлений, интересов и поведения.
Обычно социальную стабильность и устойчивое экономическое развитие общества обеспечивает достаточно многочисленная (50 — 70 % населения страны) группа экономически независимых граждан, составляющая средний класс общества.
В России в 1990-е гг. также начал формироваться средний класс, к которому к середине 1998 г. по уровню доходов можно было отнести порядка 35 % населения страны. К этому времени социальную структуру российского общества можно было представить в виде 10 социальных групп, образующих три слоя: верхний (1, 2), средний (3 — 7) и нижний (8 — 10).
1. Высший слой — это небольшая группа формальных и/или фактических владельцев предприятий с годовым оборотом более 1 млн долл., включающая примерно 250 тыс. семей (0,5 % от общего числа российских семей). Это люди, которые за период экономических реформ сумели преобразовать власть в собственность или успешно прошли через этап первоначального накопления капитала. Они — потребители дорогих автомобилей, загородных домов и комфортабельных квартир, драгоценностей, антиквариата, картин, компьютеров, морских круизов, платных образовательных и медицинских услуг, услуг телохранителей и т.д.
2. Второй эшелон верхнего слоя также состоит из немногочисленной, но быстрорастущей группы относительно молодых (24 — 42 года) высокообразованных специалистов в области управления, осуществляющих фактическое руководство ведущими компаниями. К настоящему времени их число может достигать 1 млн чел. (2 % семей). Они — потребители дорогих автомобилей, коттеджей и квартир, платных медицинских и образовательных услуг, компьютеров и программного обеспечения, финансовых и деловых изданий, ресторанов, дискотек, престижных напитков.
3. Предприниматели — владельцы средних и небольших (часто семейных) предприятий, составляющие примерно 5% семей. Они — потребители недорогих автомобилей и малотоннажных грузовиков, дачных участков, услуг по расселению коммунальных квартир, платных медицинских и образовательных услуг, аудио- и видеоаппаратуры и бытовой техники, качественных продуктов питания и напитков.
4. Средний уровень управления — менеджеры, руководители отделов, бригадиры, старший офицерский состав. Их численность может составлять 5 % семей. Они — потребители недорогих легковых автомобилей, услуг по ремонту квартир, ограниченного числа платных медицинских услуг, туристических путевок, специальной и деловой литературы, аудио- и видеоаппаратуры, качественных продуктов питания, добротной одежды, крепких напитков.
5. Независимые работники — юристы, экономисты, бухгалтеры, преподаватели, журналисты, программисты, портные, маклеры, водители. Их численность может достигать 10% семей. Они — потребители средних по стоимости автомобилей, услуг по ремонту квартир, ограниченного числа платных медицинских услуг, авиабилетов и туристических путевок, аудио- и видеоаппаратуры и бытовой техники, аналитических еженедельников, книг и журналов, одежды строгого стиля, хозяйственных товаров типа «собери сам», качественных продуктов питания и напитков.
6. Квалифицированные работники — рабочие, служащие, работники торговли и сервиса. Их численность составляет примерно 10% семей. Они — потребители дешевых (подержанных) автомобилей, железнодорожных билетов, аудио- и видеоаппаратуры и бытовой техники, рабочей и спортивной одежды, хозяйственных принадлежностей типа «сделай сам», недорогих продуктов питания, качественных напитков.
7. Работающие или имеющие другой дополнительный источник дохода пенсионеры. Их численность составляет примерно 5 % семей. Они — потребители бесплатных медицинских услуг и недорогих лекарств, газет, бытовых услуг, недорогой одежды, дешевых продуктов питания и напитков.
8. Неработающие пенсионеры численностью примерно 20% семей. Они — потребители бесплатных медицинских услуг и лекарств, ежедневных газет, «мыльных опер» по телевидению, самой дешевой одежды и продуктов питания.
9. Рабочие в промышленности и сельском хозяйстве численностью 30% семей. Они — потребители товаров первой необходимости, развлекательных телепрограмм и изданий, крепких дешевых напитков.
10. Безработные по положению и по факту, потерявшие квалификацию, бездельники, праздношатающиеся, лица без определенных занятий. Таковых может насчитываться до 7 млн чел. (12,5 % семей). Они — потребители товаров первой необходимости, разнообразной литературы и напитков.
Разразившийся в августе 1998 г. кризис серьезно нарушил складывающиеся пропорции в структуре общественных классов и групп и резко сократил число лиц, которых можно было бы отнести к среднему классу. В 2 —2,5 раза упал их жизненный уровень. Меньше всего кризис затронул высший слой общества.
Такая ситуация существенно затрудняет анализ социально-экономических факторов и проведение маркетинговых исследований различных рыночных сегментов. А ведь именно знание этих факторов способствует успешной предпринимательской деятельности на потребительских рынках.
Политические факторы. Политический климат в России самым существенным образом влияет на ход экономических реформ и характер формирования рыночных отношений. 1990-е гг. знаменуются сменой политических элит, возникновением большого числа политических партий, движений и объединений, ведущих острую борьбу за политическое влияние в стране. А существующие высокие политические риски еще более усугубляют чисто экономические проблемы страны.
На этом фоне перед страной неизменно стоят одни и те же основные проблемы: инфляция, преступность, коррупция, экономический спад, безработица, расслоение и обнищание общества, права и свободы, зарплата, налоги, война и мир.
На реальную рыночную деятельность хозяйственных субъектов политические факторы могут воздействовать через нормативно-правовую среду. Правовой вакуум, возникший после крушения командно-административной системы, существовавшей в Советском Союзе, начал заполняться только с 1993 г., после принятия новой Конституции. И хотя за истекшее время приняты важные законодательные документы (Гражданский, Семейный, Жилищный, Таможенный, Уголовный кодексы и др.), все еще остается много белых пятен, особенно в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Принятые за последнее время законы, указы и подзаконные акты часто не согласуются друг с другом, вносят путаницу и неразбериху в правовую систему, усиливают правовой нигилизм и открывают дорогу злоупотреблениям, коррупции, уклонению от исполнения законов.
В 1995 г. принят закон о рекламе, регламентирующий деятельность в этой сфере, но нет закона о маркетинговой деятельности и деятельности в области «паблик рилейшнз», что сказывается на качестве и достоверности опросов общественного мнения и результатов маркетинговых исследований.
Очевидна необходимость принятия и закона о лоббистской деятельности, который мог бы в какой-то мере упорядочить систему давления на власть со стороны больших групп представителей финансового и промышленного капитала и иных групп влияния. Характерным примером нерегламентированного лоббирования своих узко корпоративных интересов являлось назначение в 1996 г. вице-премьером Правительства России Председателя совета директоров АО «Автоваз» В.Каданникова. Пользуясь своим положением, он провел через Государственную Думу закон о повышении пошлин на ввоз в страну автомобилей иностранного производства.
Цель этого закона была очевидна — способствовать лучшему сбыту продукции «Автоваза». Но этот закон никак не повлиял на повышение уровня конкурентоспособности отечественных автомобилей, поскольку создавал для них монопольные условия. Позднее выяснилось, что никакого существенного повышения сбыта не произошло. Многие владельцы иномарок говорят, что после опыта езды на них практически невозможно заставить себя снова пересесть на отечественные автомобили.
Природно-географические факторы. По своим природно-географическим условиям Россия единственная страна в мире, практически полностью обеспеченная основными видами сырьевых ресурсов. Она до сих пор остается одним из крупнейших поставщиков нефти и газа на мировой рынок. Под большим влиянием российских поставок находятся мировые рынки алюминия, никеля и меди.
Значительный потенциал развития заложен не только в добыче и переработке полезных ископаемых, но и в наличии больших резервов в сельскохозяйственном производстве (площадь сельскохозяйственных угодий в стране составляет 220 Млн га). То же самое можно сказать о таких отраслях экономики, как строительство, легкая и пищевая промышленность.
Разнообразие природно-климатических зон, ландшафтов и обилие памятников большого историко-культурного значения сделают страну объективно привлекательной для международного туризма. Это открывает большие перспективы для развития туристического бизнеса. Потенциал этого бизнеса огромен. Достаточно сказать, что в настоящее время Россию ежегодно посещают лишь порядка 2 млн туристов, а маленькую Венгрию — 20 — 30 млн туристов. Наступление политической стабилизации и квалифицированный маркетинг способны в десятки раз увеличить поток туристов в Россию. Еще в 1990 г. в казну государства от туризма поступала сумма, эквивалентная 16 млрд долл. (50 млн туристов и 300 млн экскурсантов из-за рубежа и внутри страны). В последние годы из России по каналам туризма ежегодно вывозится более 20 млрд долл., а поступления от иностранного туризма составляют примерно 2 млрд долл.
Научно-технические факторы. Ни одна среда не оказывает такого влияния на повседневную жизнь людей, как научно-техническая среда. В наши дни ученые разрабатывают огромное число новых технологий, коренным образом преображающих наши товары и производственные процессы. Особенно это касается биотехнологии, твердотельной электроники, робототехники и материаловедения.
По многим позициям достижения российских ученых не только соответствуют, но и существенно превосходят мировой уровень. Особенно ярко это видно на примере космонавтики, авиационной техники, медицины, отдельных видов вооружений, энергетического машиностроения. Существенно хуже обстоит дело с разработками товаров потребительского спроса. Это объясняется тем, что в стране многие годы финансировались научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, приоритетные с точки зрения государственных интересов (главным образом в сфере обороноспособности), а удовлетворение потребностей граждан страны в число государственных приоритетов не входило.
Между тем насущные проблемы общества в условиях перехода к рыночной экономике ставят перед наукой задачи, решение которых может обеспечить предпринимателям и коммерсантам рыночный успех уже сегодня.
Несмотря на потери в последние годы (значительная часть научных работников уехала за границу, еще большая часть ушл