Идеологическая основа государственной образовательной политики

Образовательная политика включает три важнейших элемента. Во-первых, нормативно-правовую политику, как установку границ поведения субъектов образовательного процесса, компетенции. Во-вторых, культурно-идеологическую политику, т.е. ориентации общественного сознания, влияющие на выбор решения. В-третьих, финансовую политику – распределение и использование средств.

Идеология – это концепция сущности и путей развития общества и государства. Целенаправленная системная государственная политика в области образования невозможна вне идеологии. В правовых основах образовательной политики, являющейся, кстати, составной частью государственной политики, ключевую роль играют ее идеологическая и организационная основы. Идеологической основой образовательной политики Российской Федерации на современном этапе можно считать Национальную доктрину образования в Российской Федерации на период до 2025 г. В ней определены основные направления образовательной отрасли и ожидаемые результаты от их реализации.

19 декабря 2012 г. Указом Президента РФ N 1666 была утверждена Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 г., представляющая собой систему современных приоритетов, целей, принципов, основных направлений, задач и механизмов реализации государственной национальной политики РФ. Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 г. была разработана с учетом документов государственного стратегического планирования, в том числе - в сфере образования и культуры. В настоящее время модернизация образовательного процесса, причем именно на всех его этапах (в образовательных учреждениях всех типов и уровней). Должна позволить эффективно решать такие задачи, как формирование у детей и молодежи общероссийского гражданского самосознания, чувства патриотизма, гражданской ответственности, гордости за историю нашей страны, а также воспитание культуры межнационального общения, основанной на толерантности, уважении чести и национального достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей народов России.

Следует отметить, что Стратегия не ограничивается одним лишь обозначением таких задач, а определяет комплекс мер, направленных на их достижение:

- повышение роли гуманитарного направления в процессе образования, разработки учебных программ по изучению многовекового опыта взаимодействия народов России посредством ознакомления с историческими документами о знаковых событиях, раскрывающих истоки общероссийского единства и солидарности;

- совершенствование системы обучения в общеобразовательных учреждениях в целях сохранения и развития культур и языков народов России наряду с воспитанием уважения к общероссийской истории и культуре, мировым культурным ценностям;

- введение в программы общеобразовательных учреждений образовательных курсов, включающих в себя сведения о культурных ценностях и национальных традициях народов России;

- использование в системе образования двуязычия и многоязычия как эффективного пути сохранения и развития этнокультурного и языкового многообразия российского общества;

- создание в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования структур студенческого самоуправления (клубов, советов и других) на интернациональной основе, а также условий для координации их деятельности;

- поддержка общественных инициатив, направленных на патриотическое воспитание граждан РФ;

- совершенствование учебной литературы и программ обучения в целях более эффективного формирования у подрастающего поколения общероссийского гражданского самосознания, воспитания культуры межнационального общения;

- подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров;

- содействие образовательной (учебной) миграции российских граждан, в том числе в целях получения образования и повышения квалификации по профессиям, востребованным на рынке труда.

Кроме того, развитие системы образования до 2020 г. предусмотрено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, подготовленной Минэкономразвития России в 2008 г. Раздел III - развитие образования (3.4) тесно связан и обусловливает развитие рынка труда (3.6). Оба раздела взаимозависимы. Согласно Концепции необходимым условием формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, становящейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны.

Конкуренция национальных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Одновременно возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.

Стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач.

Первая - это обеспечение инновационного характера базового образования (обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития, в том числе формирование федеральных университетов, национальных исследовательских университетов; обеспечение компетентного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений. Увеличение объема средств, направляемых на финансирование научных исследований в вузах; развитие вариативности образовательных программ, в том числе создание системы "прикладного бакалавриата"; обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития; обеспечение увеличения оплаты труда работникам образовательных организаций в зависимости от качества и результатов труда до уровня, сопоставимого с уровнем оплаты труда в экономике, а для профессорско-преподавательского состава ведущих университетов - до более высокого уровня (эффективных контрактов).

Вторая задача - это модернизация институтов образования как инструментов социального развития создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения; создание образовательной среды. Обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья; создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи. Создание инфраструктуры социальной мобильности обучающихся; развитие финансовых инструментов социальной мобильности, включая образовательные кредиты.

Третья задача - создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров создание системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций; создание системы поддержки потребителей услуг непрерывного профессионального образования, поддержка корпоративных программ подготовки и переподготовки профессиональных кадров. Создание системы поддержки организаций, предоставляющих качественные услуги непрерывного профессионального образования; формирование системы непрерывного образования военнослужащих, включая переподготовку при завершении военной службы.

Четвертая задача - это формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях путем создания прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации; условий для привлечения иностранных студентов в российские образовательные учреждения; прозрачной, объективной системы оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования; механизмов участия потребителей и общественных институтов в контроле и оценке качества образования.

Основными направлениями совершенствования нормативно-правовой базы образования в Российской Федерации являются:

- приведение законодательства в области образования в соответствие с международно-правовыми обязательствами Российской Федерации;

- устранение противоречий, возникающих между актами образовательного законодательства и актами иных смежных отраслей законодательства (гражданским, административным, трудовым и т.д.);

- приведение федеральных, региональных (субъектов Федерации) и местных (муниципальных) источников образовательного права в соответствие с конституционными принципами разграничения властных полномочий между Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления;

- совершенствование юридической техники нормативно-правового регулирования в сфере образования.

При этом социализация личности в условиях переходного состояния российского общества как никогда должна находиться под пристальным контролем государства в силу укоренившегося в сознании граждан его патерналистского начала. Поэтому забота о воспитании высоко интеллектуального общества - одно из стратегических направлений в сфере национальных интересов, и гарантии государства по обеспечению населения страны образовательными услугами хотя бы на минимальном уровне должны быть сохранены. Следовательно, учет этих факторов необходимо воспринять в законе в виде признания возможности государства быть участником образовательных отношений.

В 2003 г. Россия подписала Болонскую декларацию (1999 г.) и вступила в Болонский процесс, который предполагает создание единого образовательного пространства, мобильность студентов, унификацию правового статуса российских и европейских образовательных организаций. Базой для Болонской декларации послужили университетская хартия Magna Charta Universitatum (Болонья 1988 г.) и Сорбонская декларация - "Совместная декларация о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования" (1998 г.), в числе основных приоритетов выдвигающие идеи фундаментальных принципов единого европейского пространства и единой зоны высшего образования для развития европейского континента. Болонская декларация определяет интеграцию не только в системах образования европейских государств, но и иных общественных институтов. При этом образование само выступает мощным фактором сближения национальных государств и формирования, транснациональных общественно-государственных порядков.

Создание единого образовательного пространства предполагает развитие рыночных элементов в экономике образования. В свою очередь, ориентация на создание свободного рынка образования определяет необходимость государств унифицировать внутренние правовые режимы национальных образовательных систем. В условиях становления "экономики знаний", на пути к инновационному развитию страны и повышению конкурентоспособности государства в мире России требуется стабильное законодательство, направленное на поддержание и развитие организации образовательных отношений с учетом национальных интересов.

Кроме того, в современных условиях образовательная система должна обладать стабильностью и одновременно возможностью динамичного развития, что требует соответствующего закрепления в нормативных конструкциях образовательного законодательства. Это, в частности, учитывается в комплексном (интегрального) законе "Об образовании в Российской Федерации", который призван решить укоренившиеся проблемы образовательного права. Таким образом, идеологическая основа образовательной политики представлена в соответствующих нормативно-правовых документах в сфере образования.

 

Практические задания


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: