Функции процесса обучения

 

    Процесс обучения выполняет ряд функций (предназначений): образовательную, воспитательную, развивающую, а также побудительную и организующую. Они выступают в единстве, комплексно, но, для того, чтобы правильно организовать практическую деятельность, спланировать задачи обучения, их следует рассмотреть отдельно.

Образовательная функция процесса обучения состоит в ом, что он направлен, прежде всего, на формирование знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности, компетенции.

Знание – это понимание, сохранение информации в памяти и ее воспроизведение. В процессе обучения научные знания должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта. В процессе обучения учащиеся получают сведения по основам наук и видам деятельности, учатся сознательно оперировать полученными знаниями, использовать их для решения жизненных задач.

Образовательная функция также предполагает, что обучение направлено не только на получение учащимися знаний, но и на формирование у них умений и навыков.

Умение – это способность выполнять действия, опираясь на правила.

Навык – это автоматизированный компонент сознательной деятельности, это умение, доведённое до автоматизма, до высокой степени совершенства.

Умения образуются в результате упражнений. Для выработки навыков необходимы многократные упражнения.

Умения и навыки бывают общенаучными и специальными. Специальные умения и навыки являются специфическими для соответствующего учебного предмета или отрасли науки. Например, по физике и химии — это проведение лабораторных опытов, по географии – работа с картой, по биологии – работа с гербариями, коллекциями, микроскопом.

Помимо специальных умений и навыков в процессе обучения учащиеся овладевают общенаучными умениями и навыками, которые имеют отношения ко всем предметам. Это, к примеру, навыки чтения и письма, умения работы с книгой, справочниками, навыки рациональной организации самостоятельной познавательной деятельности.

Образовательная предполагает формирование компетенций. Компетенция включает в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), необходимых для качественной продуктивной деятельности.

Одновременно с образовательной функцией процесс обучения реализует и воспитательную. Воспитательная функция обучения объективно вытекает из самой природы этого социального процесса. Она состоит в том, что в процессе обучения у учащихся формируются взгляды, научное мировоззрение, понимание законов природы, общества и мышления, нравственные и эстетические представления, способность следовать нормам поведения в обществе, соблюдать принятые в нем законы. В процессе обучения формируются также потребности личности, мотивы социального поведения и деятельности, ценности и ценностные ориентации.

Воспитывающими возможностями располагает содержание образования, формы, методы обучения. Содержание всех учебных предметов имеет тот или иной потенциал. Гуманитарные и социально-экономические дисциплины располагают большими возможностями для формирования личностных качеств обучаемых. Содержание дисциплин естественно-математического цикла способствуют формированию единой картины мира в сознании обучающихся, выработке на этой основе взглядов на жизнь и деятельность.

Воспитывающее воздействие в процессе обучения оказывает также и характер общения учителя и ученика, психологический климат в коллективе. Существуют различные стили общения между участниками педагогического процесса: авторитарный, демократический и либеральный. Современная педагогика считает, что оптимальным стилем общения преподавателя с учащимся является демократический, соединяющий в себе гуманное, уважительное отношение к обучающимся, представление им известной самостоятельности, привлечение их к организации процесса обучения.

Обучение воспитывает всегда, но не автоматически и не всегда в нужном направлении, поэтому реализация воспитательной функции обучения требует при организации учебного процесса, отборе содержания, выборе форм и методов исходить из правильно понятых задач воспитания на том или ином этапе развития общества.

Одновременно с образовательной и воспитательной функциями процесс обучения реализует развивающую функцию, которая состоит в формировании и развитии психических процессов, свойств и качеств личности. Учение должно постоянно повышать общий уровень развития учащихся.

В процессе обучения помимо усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков происходит их развитие. Причем развитие осуществляется во всех направлениях (развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной областей). «Обучение ведет за собой развитие» – утверждает один из важных законов психологии, сформулированный Л.С. Выготским. Развитию способствуют как содержание образования, формы и методы обучения, так и активная, разнообразная, сознательная деятельность обучаемых.

Несмотря на то что правильно поставленное обучение всегда развивает, все же развивающая функция успешнее реализуется, если обучение имеет специальную направленность. В теории и практике разработаны специальные технологии обучения, преследующие именно цели развития личности. Значительный вклад в создание системы развивающего обучения внесли отечественные ученые П.А Гальперин, В.В. Давыдов, Л. В Занков, Д.Б. Эльконин и другие.

Помимо образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения некоторые ученые выделяют еще побудительную и организующую. Процесс обучения необходимо строить так, чтобы он побуждал к дальнейшим учебно-познавательным действиям обучаемых, организовывал их на познание нового.

Реализация названных функций процесса обучения обеспечивает комплексный подход к процессу формирования личности школьника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: