Сущность процесса обучения

09.04.20

ЛЕКЦИЯ 8. Сущность процесса обучения

1. Дидактика как наука о проблемах обучения и образования.

2. Сущность процесса обучения.

3. Функции процесса обучения.

4. Закономерности и принципы обучения.

 

Дидактика как наука о проблемах обучения и образования.

 

Дидактика – раздел педагогики (происходит от греческих слов didacticos – поучающий и didasko – изучающий), который раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков, и формирования убеждений, определяет объем и структуру содержания образования. Считается, что термин «дидактика» впервые (в 1613 г.) в научное использование ввел немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571-1635), назвавши свой курс лекций «дидактикой» или «искусством преподавания». Под дидактикой Ратке понимал научную дисциплину, которая занимается исследованием теоретических и методических основ обучения.

Фундаментальную научную разработку дидактики впервые осуществил Я. А. Коменский в своем труде «Великая дидактика». Под дидактикой Я. А. Коменский понимал «всеобщее искусство всех учить всему». Он придал термину «дидактика» широкое значение. Я. А. Коменский полагал, что дидактика представляет собой искусство не только обучения, но и воспитания. «Великая дидактика» Я. А. Коменского вошла в историю как выдающееся достижение мировой педагогики и сохраняет определенное научное значение до настоящего времени. Немецкий педагог И. Ф. Гербарт в начале ХХ века придал дидактике статус целостной теории воспитывающего обучения.

В развитие дидактики как науки внесли существенный вклад и другие ученые. В первую очередь это И. Г. Песталоцци, Дж. Дьюи, К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, М. Н. Скаткин, Л. В. Занков.

По мере развития педагогики дидактика все боле концентрировала свое внимание на разработке проблем теории обучения. Проблемы воспитания в дидактике самостоятельно не рассматриваются, хотя ни обучение, ни образование без воспитания не существуют. Отсюда следует, что дидактика – это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм.

Дидактика охватывает систему обучения по всем предметам и на всех уровнях учебной деятельности. По ширине охвата изучаемой действительности выделяют общую и частную дидактику. Общая дидактика исследует с какими целями и как обучать учеников абсолютно на всех уровнях образования и по всем предметам. Частные дидактики – называются методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержания, формы и методы преподавания различных учебных предметов или уровням образования (методика начального образования, дидактика высшей школы).

Дидактика как одна из педагогических научных дисциплин пользуется общими понятиями педагогики: «воспитание», «обучение», «образование», «педагогический процесс», «педагогическая технология», «педагогическая задача», «педагогическая деятельность». Кроме того, имеется группа специфических понятий дидактики таких как: преподавание и учение, цель, содержание, организация, формы, методы, средства и результаты обучения.

Преподавание – управление учебной деятельностью учащихся, помощь им в усвоении знаний, в овладении способами мышления и деятельности, опытом эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру. Преподавание – это деятельность учителя в процессе обучения.

Учение – целенаправленная познавательная деятельность учащихся, направленная на усвоение системы знаний, умений и навыков, овладение способами мышления и опытом эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру.

Цель (образовательная) – это идеальное мысленное предвосхищение конечного результата процесса обучения, это то, к чему стремятся педагог и ученики.

Содержание (образования) – система научных знаний, умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми овладевают ученики в процессе обучения.

Организация – упорядочение дидактического процесс по определенным критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели.

Форма – способ организации процесса обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме.

Метод – путь (способ) достижения цели и задач обучения.

Средства – совокупность материальных, технических, информационных и организационных ресурсов, используемых для обеспечения многообразных методов обучения.

Результаты (продукты обучения) – это то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.

Дидактика рассматривает обучение как особый вид деятельности, направленной на передачу подрастающим поколениям социального опыта. Специфическим для этой деятельности является отношение преподавания и учения как действий учителя и ученика, выступающих в единстве. Дидактика рассматривает обучение в единстве с воспитанием.

Предмет дидактики – связь преподавания (деятельности учителя) и учения (познавательной деятельности ученика) и их взаимодействие. (И.П. Подласый)

Как наука дидактика занимается разработкой следующих проблем:

1. Для чего учить? (цели образования, обучения).

2.  Кого учить? (субъекты обучения).

3. Какие стратегии обучения наиболее эффективны? (принципы обучения).

4. Чему учить? (содержание образования, обучения).

5. Как учить? (методы обучения).

6. Как организовать обучение? (формы организации обучения).

7. Какие необходимы средства обучения? (учебники, учебные пособия, компьютерные программы, дидактический материал и др.).

8. Что достигается в результате обучения? (критерии и показатели, характеризующие результаты обучения).

9. Как проконтролировать и оценить результаты обучения? (методы контроля и оценки результатов обучения).

 

Сущность процесса обучения.

 

Долгое время под процессом обучения в основном понималось только преподавание, т.е. деятельность учителя. Со временем более широкий смысл стали вкладывать в данное понятие, уделив особое внимание деятельности учащихся.

Процесс обучения – это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляются образование, воспитание и развитие учеников. Процесс обучения носит двусторонний характер. Он включает в себя две органично взаимосвязанные деятельности: преподавание – обучающая деятельность педагога по организации усвоения учебного материала и учение – деятельность учащихся по усвоению знаний. Связующим звеном между ними служит содержание образования, которое опосредствует совместную деятельность.

В основе обучения лежат знания, умения, навыки и компетенции, представляющие для преподавателя базовые компоненты содержания данного процесса и воспринимаемые учениками в качестве продуктов усвоения.

Важнейшим элементом учения являются мотивы, т.е. побуждения, которыми ученик руководствуется, осуществляя те или иные учебные действия либо учебную деятельность в целом. К учению побуждает множество мотивов различного свойства, каждый из которых выступает не изолированно, а во взаимодействии с другими. Среди интеллектуально-побуждающих мотивов особое место занимают познавательные интересы и потребности. Их развитию способствует высокий уровень обучения с его подлинно научным содержанием и педагогически целесообразной организацией активного и самостоятельного познания.

Признаки процесса обучения:

1. Двусторонний характер.

2. Совместная деятельность учителей и учащихся.

3. Руководство со стороны учителя.

4. Специальная планомерная организация и управление.

5. Целостность и единство.

6. Соответствие закономерностям возрастного развития учащихся.

7. Управление развитием и воспитанием учащихся.

Структуру процесса обучения составляют цель, деятельность учителя и ученика, содержание образования, формы, методы и средства обучения.

Цель – это социальный заказ, т.е. тот или иной объем и соответствующее качество знаний, которым должен овладеть учащийся. Между тем есть цель учителя и цель ученика. Они специфичны для каждого. А заказ уточняется по типам школ и уровню классов. Учитель в функции преподавателя выступает как субъект процесса обучения. Он определяет и цель учебного процесса, и содержание учебного материала, и структуру занятия, и методы учебной деятельности. Он сам и организует учебную работу учащихся, создавая для этого благоприятные условия. Таким образам, учитель руководит процессом обучения. Учащийся – лицо, заинтересованное в учении, проявляет свою активность. В этом смысле и он, и преподаватель стремятся к сотрудничеству.

Наряду с целями обучения системообразующими понятиями в структуре процесса обучения выступают деятельность педагога (преподавание), деятельность ученика (учение) и результат, связанный с конечным уровнем усвоения определенной системы знаний, умений и навыков, степенью обученности и воспитанности обучающихся.

Переменными составляющими процесса обучения выступают: содержание образования, методы, формы м средства обучения, учебная деятельность ученика.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: