Возрастные анатомо-физиологические особенности занимающихся греко-римской борьбой на начальном этапе спортивной подготовки

ОТЧЕТ

по преддипломной практике

студента(ки)   Игнатьева Эрика Николаевича

(ФИО)

IV курса, ПФКС группы, специальности 49.02.01. Физическая культура

Место практики МБУ СШ Свердловского района

Елькина 3(зал борьбы)

Сроки практики с 23.03.2020г. по 18.04.2020г.

Руководитель от организации

Тренер /                /Савченков А.В.

Должность, подпись (ФИО)

М.П.

 

Руководитель практики от колледжа /          /Ю.А.Носкова

Должность, подпись (ФИО)

 

Пермь, 2020г.



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ   3
1. ВОЗРАСТНЫЕ АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ГРЕКО-РИМСКОЙ БОРЬБОЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ 4
2. РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БОРЦОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ  
3. ПЕРВИЧНАЯ ДИАГНОСТИКА СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЗАНИМАЮЩИХСЯ  
4. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОКРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЗАНИМАЮЩИХСЯ  
5. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ  
   


ВВЕДЕНИЕ

Спортивные единоборства традиционно относят к видам спорта, в которых основную, доминирующая роль отводится физической подготовке спортсменов. Среди физических способностей ФССП от 27 марта 2013 года №145 ведущими в спортивной борьбе являются скорость. Многочисленные научные исследования, педагогические наблюдения в условиях тренировочного процесса, проведенные с участием спортсменов-единоборцев и соревновательная практика, подтверждают тот факт, что высокий уровень развития специальных скоростных способностей у спортсменов является одним из основных факторов успешной реализации технико-тактических действий в соревновательных деятельности.

Однако в скоростных способностях единоборцев существует противоречие, или так называемые проблемы. С одной стороны, тренировочные упражнения, выполняемые с различного рода отягощениями, носят циклический характер напряжения и расслабления отдельных мышечных групп, с другой стороны, в реальном соревновательном поединке спортсмены находятся под постоянным, обоюдным силовым противоборством и, следовательно, нервно-мышечный аппарат спортсмена находится в состоянии значительной иннервации.

Сравнивая характер работы мышц и функций организма спортсмена при выполнении специальных тренировочных упражнений, направленных на совершенствование скоростных качеств и характер работы нервно-мышечного аппарата в соревновательных условиях (непосредственного противоборства с соперником), можно отметить, что традиционные тренировочные методы совершенствования скоростных качеств не всегда способствуют реализации взрывных усилий при выполнении технических действий в условиях соревнований, где формирование максимального усилия должно происходить без предварительной релаксационной фазы. В противном случае, при прохождении фазы релаксации, время начала выполнения технического действия значительно больше времени организации защитного действия, что приводит к снижению надежности выполнения действий в реальном поединке и достижению результата.

В этом отношении большие перспективы видятся в использовании сосредоточенных отягощений, локализованных вблизи центров масс, основных звеньев тела спортсмена. Такой подход позволяет лучше моделировать в тренировочной работе соревновательные условия поединка, что отвечает современным подходам к организации тренировочного процесса единоборцев и определяет актуальность предпринимаемого исследования.

Проблема: Скоростных способностей является чрезвычайно сложной и в общетеоретическом и в методическом плане, поскольку разные виды скоростных способностей (например, в элементарных движениях и в сложных комбинациях) мало связаны между собой и зависят, прежде всего, от функциональных возможностей моторной зоны центральной нервной системы и требуют для своего совершенствования применения различных методов и методических приемов.

Объект исследования: физическая подготовка борцов греко-римского стиля на начальном этапе спортивной подготовки

Предмет исследования: скоростные способности на начальном этапе спортивной подготовки, на примере тренирующихся детей в МБУ СШ Свердловского района.

Цель исследования: анализ и обобщение особенности скоростных способностей у спортсменов греко-римского стиля на начальном этапе спортивной подготовки.

Задачи исследования:

1.  Рассмотреть скорость как двигательное качество человека.

2.  Определить основные скоростные способности у детей на начальном этапе спортивной подготовки.

3.  Определить особенности скоростных способностей у борцов греко-римского стиля на начальном этапе спортивной подготовки.

ВОЗРАСТНЫЕ АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ГРЕКО-РИМСКОЙ БОРЬБОЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

Спортивной борьбой юноши могут заниматься с 12 до 18 лет. В этот период продолжается дальнейший рост их организма, который развивается бурно. Интенсивность развития различна и подчинена присущим ей закономерностям. Развитие органов и систем организма происходит не обособленно друг от друга, а в тесном взаимодействии, как единый, целостный процесс.

В процессе роста отдельных органов и систем наблюдаются не только количественные изменения, но и существенные качественные сдвиги.

Больше того, в одном и том же возрасте могут иметь место существенные индивидуальные различия, что связано с неодинаковым темпом протекания физиологических процессов. Поэтому мы встречаемся с людьми разного физического развития, темперамента и веса. Все это часто затрудняет установление границ между юношами разных возрастов и комплектование групп. Практика показала, что для занятий борьбой наиболее целесообразно делить юношей с учетом их возрастных особенностей на четыре группы: подростковую — 12—13 лет, младшую юношескую—14—15 лет и старшие юношеские — 16—17 и 17—18 лет.

Возраст 12—18 лет совпадает с периодом полового созревания. Изменения, связанные с процессом полового созревания, оказывают свое влияние на весь организм. В 12—15 лет происходит бурный рост тела в длину, что также совпадает с усилением функций гипофиза и щитовидной железы. Удлинение тела подростка связано главным образом с ростом трубчатых костей и может составлять 9—10 см в год. Однако окостенение позвоночника, грудной клетки, таза и конечностей не заканчивается. Связочный аппарат более эластичен, чем у взрослого человека. Учитывая эти особенности, необходимо более осторожно применять упражнения для развития силы и гибкости. Чрезмерное применение их может оказать отрицательное воздействие на рост костей и сказаться на правильности осанки.

В 16—18 лет темп роста замедляется, и юноша вырастает за год (примерно) на 3 см. Замедление роста костей в длину и их оссификация позволяют переходить к упражнениям с большими отягощениями.

Мышечная ткань у юношей 12—15 лет также растет более интенсивно в длину, чем в поперечнике, и составляет к 15 годам примерно 32% от общего веса тела. Функциональные возможности мышечной системы подростков ниже, чем у взрослых. Отсюда в применении упражнений на силу и выносливость должна быть строгая регламентация и последовательность возрастания нагрузки по мере приспособления к ней.

Исследования профессора В. С. Фарфеля показали, что к 13—15 годам заканчивается формирование двигательного анализатора. В связи с этим появляется возможность примерно с 15 лет целенаправленно развивать силу. Этому способствует рост поперечных размеров тела.

Мышечная ткань растет энергично и достигает у юношей 17— 18 лет примерно 44% от веса тела, что позволяет изучать технические действия, требующие значительных физических напряжений.

Вместе с тем у подростков отмечается относительная слабость связок и особенно мышц брюшного пресса. Это обстоятельство требует осторожного применения упражнений, связанных с большим натуживанием, так как они могут привести к смещению внутренних органов, дефектам белой линии живота и расширению паховых колец.

В методике занятии с подростками надо также учитывать особенности их сердечно-сосудистой системы. В частности, по сравнению с ростом сердца в этом возрасте наблюдается относительно замедленный рост просвета артерий, а также несовершенная регуляция деятельности с. с. с. со стороны нервной системы. У подростков и юношей отмечается увеличение кровяного давления. При чрезмерной нагрузке у них могут появиться сердечная аритмия и головокружение. Легко возникает состояние утомления.

В результате систематической тренировки эти отрицательные явления постепенно исчезают.

Применение же упражнений, требующих большой выносливости, может привести к гипертрофии сердца без сопутствующего увеличения его сократительной способности. Для предотвращения перенапряжения сердца нагрузки следует увеличивать строго постепенно.

У юношей старшего возраста работа нервной системы по регуляции сердечной деятельности становится более совершенной. Пульс — реже, а ударный объем сердца — близкий к величинам, наблюдаемым у взрослых. Указанные изменения создают предпосылки и к развитию специальной выносливости.

Юношеский организм не обладает способностью поддерживать высокий уровень работоспособности в течение длительного времени. Юноши быстро утомляются, но и быстро восстанавливают свои силы. При этом быстрое восстановление сил происходит лишь тогда, когда они получают малые или оптимальные нагрузки. Восстановление сил занимающихся происходит за счет повышенного обмена веществ. Поэтому для поддержания работоспособности на протяжении всего занятия необходимы частые перерывы для отдыха.

При чрезмерных нагрузках восстановление сил занимающихся затягивается. Поэтому большие нагрузки, практикуемые у взрослых, для юношей недопустимы.

Органы дыхания у подростков также имеют свои особенности. Одна из особенностей состоит в том, что развитие грудного периметра проходит медленнее, чем рост тела в длину. Это обстоятельство ограничивает развитие дыхательной системы. Из-за не­совершенства регуляции дыхания занятия физическими упражнениями с большими нагрузками могут приводить к нарушению ритма дыхания.

Возможность длительного поддержания максимального уровня потребления кислорода у юношей значительно ниже, чем у взрослых, хотя и может достигать такого же уровня.

Такие особенности органов дыхания требуют постепенного подхода к упражнениям, связанным с натуживанием и развитием выносливости, а также строгого соблюдения гигиены при занятиях спортом.

В рассматриваемом возрасте значительные изменения претерпевает и психика ребят. Происходит дальнейшее психическое возмужание. В возрасте 12—15 лет ребята хотят быть похожими на взрослых, стремятся к самостоятельности, проявлению мужества. У них развиваются такие высшие психические способности, как логическое мышление, умение обобщать и анализировать свои поступки и поведение. Стремясь быть взрослыми, юноши могут проявлять отрицательные черты характера: раздражительность, развязность, грубость и т. п.

Задача преподавателя заключается в том, чтобы побудить занимающихся к развитию положительных способностей, дать им нужное направление. В то же время они должны приложить максимум усилий, чтобы заглушить отрицательные способности. Нельзя забывать и того, что юноши, увлекаясь какой-либо деятельностью, теряют контроль над доступной им дозировкой. Они склонны переоценивать свои силы, берутся за выполнение тех упражнений, которые не соответствуют их физическому развитию. Они стремятся поднять как можно больший вес, как можно чаще участвовать в соревнованиях, стремятся выполнить сложный прием без соответствующей подготовки. Поэтому за юношами необходим более строгий педагогический контроль.

Характерной особенностью юношеского возраста в деятельности высших отделов центральной нервной системы (ЦНС) является пластичность и подвижность нервных процессов. Это позволяет им быстрее овладевать упражнениями, требующими лов­кости.

У юношей 12—15 лет отмечается неуравновешенность нервных процессов возбуждения и торможения. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. В связи с этим юноши чаще нарушают дисциплину, чем взрослые. Недостаточная уравновешенность нервных процессов приводит к быстрой смене настроения и к более быстрому нервному утомлению. Учитывая это, преподаватель должен стремиться проводить занятия эмоционально, часто изменять деятельность занимающихся.

У юношей 16—18 лет продолжается дальнейшее функциональное развитие высших отделов. В этом возрасте они становятся более спокойными, уравновешенными. У них отмечается повышение сознательности. Зная стоящие перед ними задачи, они стремятся к личному совершенствованию, проявляют чувство товарищества, помогают друг другу и передают свои знания отстающим. Это облегчает вести учебно-воспитательную работу с ними. Старшие юноши по своему развитию близки к взрослым.

Итак, в процессе своего развития юноши имеют характерные для них возрастные особенности. Поэтому для проведения с ними занятий необходимо знать и учитывать эти особенности. Учет возрастных особенностей позволит тренерам не только лучше подготавливать борцов, но и избежать патологических изменений в их организме. Этим будет достигаться и оздоровительная направленность, что является основной задачей системы физического воспитания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: