Тема: Общение в юридической практике

Цель: ознакомление с особенностями деловых бесед, консультаций, совещаний, переговоров, телефонных разговоров.

Задачи: 1.Закрепление материала;

2. Обогащение словарного запаса студентов фразеологизмами, латинскими выражениями и афоризмами;

3. Развитие дикции;

4. Определение видов общения в юридической практике.

Ход занятия

I. Оргмомент

II. Основная часть

Опрос теоретического материала

2. Проверка практического задания:

2.1. Составить предложения со следующими выражениями:

1. Debes, ergo potes – ты должен, значит можешь

2. Divide et impera! – разделяй и властвуй!

3. Docendo discimus – обучая, учимся сами

4. Dum, spiro, spero – пока дышу, надеюсь

5. Dura lex, sed lex – суров закон, но он закон

6. Одним миром мазаны – очень похожие друг на друга люди по своим качествам, поведению.

7. Кисейная барышня – изнеженный, избалованный человек с низким интеллектом.

8. Извиваться ужом – угодничать, подхалимничать, изворачиваться, хитрить.

9. Семи пядей во лбу – человек, выдающийся среди других умом, мудростью, проницательностью.

10. Три кита – фундаментальные основы чего-либо.

Упражнения

Задание 1. Определите в данном тексте тезис, пункт разногласия и антитезис

 «Речь зашла об одном из соседних помещи­ков. «Дрянь, аристократишко»,– равнодушно заметил Базаров, который встречался с ним в Петербурге.

– Позвольте вас спросить,– начал Павел Петрович, и губы его задрожали,– по вашим понятиям слова: «дрянь» и «аристо­крат» одно и то же означают?

– Я сказал: «аристократишко»,– проговорил Базаров…

– Точно так-с; но я полагаю, что вы такого же мнения об аристократах, как и об аристократишках. Я считаю долгом объ­явить вам, что я этого мнения не разделяю. Смею сказать, меня все знают за человека либерального и любящего прогресс; но именно потому я уважаю аристократов – настоящих…» (Тургенев И. С. Отцы и дети).

 

Задание 2. Как вы понимаете высказывание И. С. Тургенева?

 «Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит…, но из самого твоего поражения ты можешь извлечь пользу для себя. Спорь с человеком ума равного: за кем бы ни осталась победа – ты по крайней мере испытаешь удовольствие борьбы. Спорь с человеком ума слабейшего… спорь не из желания победы; но ты можешь быть ему полезным. Спорь даже с глупцом; ни славы, ни выгоды ты не добудешь; но отчего иногда не позаба­виться?» (Тургенев И. С. С кем спорить…).

 

Задание 3. Какая уловка, прием используется в данном отрывке в рассказе «Именины»А. П. Чехо­ва:

«– Потрудитесь мне объяснить, что это значит? Я вас спра­шиваю!

– …Надоело, Ольга! Честное слово, я утомлен, и мне теперь не до этого… Завтра будем браниться.

– Нет, я тебя отлично понимаю! – продолжала Ольга Михай­ловна. – Ты меня ненавидишь! Да, да! Ты меня ненавидишь за то, что я богаче тебя! Ты никогда не простишь мне этого и всегда бу­дешь лгать мне!… Сейчас, я знаю, ты смеешься надо мной… Я даже уверена, что ты женился на мне только затем, чтобы иметь ценз и этих подлых лошадей…

Петр Дмитрич уронил газету и приподнялся. Неожиданное оскорбление ошеломило его. Он детски беспомощно улыбнулся, растерянно поглядел на жену и, точно защищая себя от ударов, протя­нул к ней руки и сказал умоляюще: – Оля!»

 

Задание 4. Проанализировать диалог Сократа. Как побеждает оппонента Сократ? Какова цель этого диалога?

Три сита

К Сократу прибежал человек и говорит:

- Слушай, Сократ, должен тебе сказать, что твой друг...

 - Подожди, подожди, - перебил Сократ. - Просеял ли ты то, что хочешь сказать мне, через три сита?

 - Какие? Первое - это сито правды: то, что ты хочешь сказать, - это правда?

- Не знаю, я так слышал...

 - Достаточно! А просеял ли ты эти свои слова через сито доброты?

- Действительно ли то, что ты хочешь мне сказать, - это что-то доброе, созидающее?

 - Не знаю. Наверное, нет! Гм, ну, тогда просеем еще через третье сито: так ли уж необходимо, чтобы ты сказал мне то, с чем приходишь?

- Нет, необходимости в этом нет!

- А значит, - сказал мудрец, - если в этом нет ни правды, ни доброты, ни необходимости, то оставь это! Не говори и не обременяй этим ни меня, ни себя.

Он постоянно сомневается и заставляет сомневаться других. Он требовал проверки и доказательства каждой мысли. Заставлял задумываться над содержанием каждого понятия. Конечная цель всех его диалогов – достижение цели.

 

Задание 5. Какой прием использует Ф.Н. Плевако для победы над оппонентом в своей речи?

Он выступил в защиту старушки, укравшей чайник стоимостью 50 коп. Прокурор отметил в своей речи, что кража незначительна, что на преступление ее толкнула горькая нужда и подсудимая вызывает жалость. Но, однако же, он подчеркнул, что старушка должна быть осуждена, потому что она посягнула на собственность, а она священна, ибо на ней держится на все гражданское благоустройство.

Ф.Н. Плевако ответил:

«Много бед и испытаний пришлось претерпеть России за ее больше чем тысячелетнее существование. Печенеги терзали ее, половцы, татары, поляки. … Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь… старушка украла старый чайник ценой в 50 коп. Этого Россия уж, конечно же, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно»

Суд оправдал старушку.

 

Задание 6. Проведите анализ следующей консультации. Выделите этапы, определите используемые методы психологического воздействия. Дайте оценку действиям юриста и клиента. Кто по вашему мнению убедителен и прав? В чем причина возникшего непонимания?

На консультацию к юристу акционерного предприятия пришел человек по поводу льгот, которые он должен получать, но, к сожалению, их не имеет.

- Здравствуйте!

- Здравствуйте!

- Мне нужен юрист

- Я вас слушаю

 - Мне уже несколько месяцев не выплачивают положенную компенсацию, говорят «Нет денег». Скажите, пожалуйста, как мне получить деньги?

 - Вам нужно записаться на прием к генеральному директору, высказать свои претензии или обратиться в суд

- Это долгая песня! Мне нужны деньги сейчас. Мне нечем кормить семью!

- Я вас понимаю, но ведь я юрист, а не директор предприятия или главный бухгалтер. Я не располагаю вашими деньгами, и ваших денег у меня нет.

- Вы знаете, какие сейчас цены на рынке? В больнице нет лекарств, нужно все покупать самим. Как мне жить?

- Поймите, я не могу вам ничем помочь, я сама не получаю з/п уже несколько месяцев и нахожусь в таком же положении. Все, что я могу вам посоветовать – это обратиться с письмом к генеральному директору или с заявлением в суд.

- Мне нечем кормить семью! Мне нужны лекарства! Вы отказываетесь мне помочь! …

 

Задание 7. Как вы понимаете следующие высказывания:

1. «Успех в жизни зависит от того, насколько успешно вы ведете свои переговоры» - Джеральд Ниренберг.

2. «Телефон – это то, что может сделать человека всесильным или совсем лишить его власти» - Поли Берд

P.S. Свое понимание изложите письменно, на отдельном листе бумаги в виде небольшого сочинения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: