«Понятие, предмет, метод и источники семейного права»
семинар на тему: Семейное право как самостоятельная отрасль российского права: «за» и «против»
Цели и задачи: изучить понятие, предмет, метод и источники семейного права. Вопросы к обсуждению:
1. Формирование семейного права России в самостоятельную отрасль права.
2. Правовое регулирование семейных отношений в дореволюционной России и в развитых зарубежных государствах.
3. Предмет семейного права России, его соотношение с предметом гражданского права.
4. Метод правового регулирования семейных отношений и метод гражданского права (сравнительная характеристика и тенденции развития).
5. Система семейного права Российской Федерации.
Задания для самостоятельной работы: проработка рекомендованной и иной литературы; подготовка докладов по заданной тематике (в том числе с использованием презентации в MS Power Point); выполнение иных заданий (темы докладов, задания смотри п. 6.2. настоящей программы раздел «Задания на самостоятельную работу по теме № 1»).
|
|
Источники:
- рекомендованная литература - основная: 1-4; дополнительная 1-3;
- дополнительные - научная литература: 1,7,8.
Практическое занятие по теме 2.1. «Правовое регулирование брака»
Цели и задачи: изучить понятие брака, условия и порядок его заключения, основания для признания брака недействительным и порядок его прекращения.
Вопросы к обсуждению:
1. Является ли насущной социальной потребностью признание юридической силы за союзами мужчины и женщины, не оформленными в установленном законом порядке?
2. Предоставлена ли действующим СК РФ суду возможность вынести решение об отказе в расторжении брака?
Задания для самостоятельной работы: проработка рекомендованной и иной литературы; подготовка обоснования своих позиций по предложенным к обсуждению вопросам; подготовка докладов по заданной тематике (в том числе с использованием презентации в MS Power Point); выполнение иных заданий (темы докладов, задания смотри п. 6.2. настоящей программы раздел «Задания на самостоятельную работу по теме № 2.1»).
Источники:
- рекомендованная литература - основная: 1-4; дополнительная 1-4;
- дополнительные - научная литература: 1,7,8.
Практическое занятие с ИАМ в форме диспута по теме2.2. «Права и обязанности супругов»
Цели и задачи: изучить личные неимущественные и имущественные правоотношения между супругами, приобрести практические навыки выработки соответствующих правовых решений, в том числе на основе кейс-метода.
Вопросы к обсуждению:
1. Личные неимущественные права и обязанности супругов.
2. Имущественные права и обязанности супругов.
|
|
Задания для самостоятельной работы: проработка рекомендованной и иной литературы; решение правового кейса, подготовка к защите выработанного решения по конкретной правовой ситуации (в том числе с использованием презентации в MS Power Point); решение задач (правовой кейс и задачи смотри п. 6.2. настоящей программы раздел «Задания на самостоятельную работу по теме № 2.2.»).
Источники:
- рекомендованная литература - основная: 1-4; дополнительная 1-4;
- дополнительные - научная литература: 1,3,4,7,8,10.
Практическое занятие по теме3.2. «Правовое регулирование отношений между родителями и несовершеннолетними детьми»
Цели и задачи: изучить систему личных неимущественных и имущественных прав несовершеннолетних детей в семье; права и обязанности родителей по воспитанию своих несовершеннолетних детей (родительские права), их защиту; правовое регулирование личных неимущественных и имущественных отношений родителей и детей и других членов семьи при наличии иностранного элемента.
Вопросы к обсуждению:
1. Понятие и виды родительских правоотношений. Личные и имущественные правоотношения между родителями и детьми.
2. Права несовершеннолетних детей в семье.
3. Право родителей на воспитание детей: понятие и содержание. Виды родительских прав.
4. Обязанности родителей по воспитанию детей. Равенство прав и обязанностей родителей по воспитанию детей.
5. Осуществление и защита родительских прав.
6. Споры между родителями о воспитании детей, особенности их разрешения.
7. Правовое регулирование личных неимущественных и имущественных отношений родителей и детей и других членов семьи при наличии иностранного элемента.
8. Особенности ответственности родителей.
Задания для самостоятельной работы: проработка рекомендованной и иной литературы; подготовка докладов по заданной тематике (в том числе с использованием презентации в MS Power Point); решение задач и выполнение заданий (темы докладов, задания смотри п. 6.2. настоящей программы раздел «Задания на самостоятельную работу по теме № 3.2»).
Источники:
- рекомендованная литература - основная: 1-4; дополнительная 1-4;
- дополнительные - научная литература: 3,5,6,7,8.
Практическое занятие по теме3.3. «Общая характеристика алиментных обязательств»
Цели и задачи: изучить понятие, признаки, основания возникновения алиментного обязательства, уяснения порядка уплаты алиментов.
Вопросы к обсуждению:
1. Понятие алиментного обязательства, отличие его от сходных гражданско-правовых обязательств.
2. Основания возникновения алиментных обязательств. Понятие нетрудоспособности и нуждаемости.
3. Размер алиментов, порядок и основания их изменения.
4. Исполнение алиментного обязательства.
5. Соглашение об уплате алиментов, его содержание, изменение и расторжение.
6. Основания и порядок признания соглашения об уплате алиментов недействительным.
Задания для самостоятельной работы: проработка рекомендованной и иной литературы; подготовка докладов по заданной тематике (в том числе с использованием презентации в MS Power Point) (темы докладов, задания смотри п. 6.2. настоящей программы раздел «Задания на самостоятельную работу по теме № 3.3»).
Источники:
- рекомендованная литература - основная: 1-4; дополнительная 1-4;
- дополнительные - научная литература: 3,6-9,12.
Практическое занятие (в том числе практическое занятие с ИАМ в форме смоделированного судебного процесса) по теме 3.4. «Виды алиментных обязательств»
Цели и задачи: изучить отдельные виды алиментных обязательств, приобрести практические навыки выработки соответствующих правовых решений, в том числе на основе кейс-метода и опыта участия в смоделированном судебном процессе.
|
|
Вопросы к обсуждению:
1. Алиментные обязательства между родителями и детьми.
2. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов.
3. Алиментные обязательства других членов семьи.
Задания для самостоятельной работы: проработка рекомендованной и иной литературы; подготовка докладов по заданной тематике (в том числе с использованием презентации в MS Power Point); решение правового кейса, подготовка к защите выработанного решения по конкретной правовой ситуации (в том числе с использованием презентации в MS Power Point и подготовкой материала к смоделированному судебному процессу) (правовой кейс и темы докладов смотри п. 6.2. настоящей программы раздел «Задания на самостоятельную работу по теме № 3.4.»).
Источники:
- рекомендованная литература - основная: 1-4; дополнительная 1-4;
- дополнительные - научная литература: 3,6-9,12.
Практическое занятие с ИАМ в форме круглого стола по теме4.1. «Общие положения об устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Цели и задачи: изучить вопросы выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей; уяснить соотношение понятий «устройство» и «воспитание» в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, получить знания о современных (нетрадиционных) формах воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
Вопросы к обсуждению:
1. Понятие детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Обязанности граждан и организаций по выявлению детей, оставшихся без попечения взрослых.
3. Понятие и принципы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
4. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
5. Сравнительная характеристика форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление; опека, попечительство; приемная семья; патронатная семья).
6. Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: сравнительно - правовой анализ.
Задания для самостоятельной работы: проработка рекомендованной и иной литературы; подготовка докладов по заданной тематике (в том числе с использованием презентации в MS Power Point), решение задачи (темы докладов, задачи смотри п. 6.2. настоящей программы раздел «Задания на самостоятельную работу по теме № 4.1»).
|
|
Источники:
- рекомендованная литература - основная: 1-4; дополнительная 1-3;
- дополнительные - научная литература: 8,11.
Практическое занятие (в том числе практическое занятие с ИАМ в форме диспута) по теме4.2. «Усыновление (удочерение) как правовая форма семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Опека и попечительство над детьми. Приёмная семья»
Цели и задачи: изучить отдельные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, приобрести практические навыки выработки соответствующих правовых решений.
Вопросы к обсуждению:
1. Проблемы социальной и правовой защищенности усыновленных детей.
2. Право ребенка на общение с родственниками при его усыновлении.
3. Проблемы реализации тайны усыновления.
4. Контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка.
5. Усыновление и гражданство.
6. Особенности усыновления российских детей иностранными гражданами.
7. Международно-правовая защита детей при их усыновлении.
8. Коллизионные нормы семейного права РФ об усыновлении.
9. Понятие, правовое регулирование и цели опеки и попечительства над детьми.
10. Осуществление опеки и попечительства, права и обязанности опекунов и попечителей.
11. Прекращение опеки и попечительства над детьми.
12. Понятие приемной семьи; отличие приемной семьи от опеки и попечительства над детьми.
13. Законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации о приемной семье.
Задания для самостоятельной работы: проработка рекомендованной и иной литературы; подготовка докладов по заданной тематике (в том числе с использованием презентации в MS Power Point); решение правового кейса, подготовка к защите выработанного решения по конкретной правовой ситуации (в том числе с использованием презентации в MS Power Point); решение задач (темы докладов, задачи, правовой кейс смотри п. 6.2. настоящей программы раздел «Задания на самостоятельную работу по теме № 4.2»).
Источники:
- рекомендованная литература - основная: 1-4; дополнительная 1-4;
- дополнительные - научная литература: 8,11.