Слово учителя.
-Ребята, сегодня на уроке мы с вами поговорим о культуре вообще и о русском языке как о явлении русской национальной культуры в частности.
- Данный урок мы построим в форме диалога.
- Давайте вспомним, что такое диалог?
(Это разговор между двумя лицами, обмен репликами.)
- Сегодня мы услышим диалоги учителя с учеником, диалоги учеников.
2. Коллективное повторение изученного материала (8 мин)
- Каждый язык - это целый мир. Язык не только предмет для изучения, а живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. Он должен вызвать у каждого из нас горячую любовь, признательность, трепетное отношение.
Язык возник и развился с данным человеческим коллективом, поэтому представляет собой явление социальное: нет народа без языка, нет языка без народа. Проблема национального языка и национальной культуры является не только научной или стихийно народной, но и политической. Всякая отдельная цивилизация, всякая культура имеет свою историю и рост, свои неповторимые особенности, свои формы контактов с другими цивилизациями и культурами как в пространстве, так и во времени.
- Итак, ребята, давайте разберёмся с темой урока.
- Язык. Что это такое?
(Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических
средств, являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.)
- Русский?
(Язык русского народа.)
- Как вы понимаете слово культура?
(Это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей.)
- Словосочетание «русская национальная культура». Объясните его значение.
(Это совокупность духовных достижений русского народа.)
- Какие достижения мы относим к духовным?
(Нравственные, т.е. правила поведения и интеллектуальные, т.е. умственные.)
- Как вы думаете, русский язык имеет отношение к русской национальной культуре?
(Да.)
3. Закрепление знаний, умений и навыков (20 мин).
- Сейчас мы с вами попробуем разобраться, какое именно отношение язык имеет к русской национальной культуре.
- Как вы думаете, где ребёнок знакомится с языком?
(В семье, усваивая язык своих родителей.)
- Послушайте, что говорил по этому поводу русский педагог и психолог
П.П.Блонский: «Ребёнок сердцем и мыслью спаивается с историей родной культуры. В будущем он тогда, наверное, не вандал по отношению к ней. Он крепко-накрепко связан с народом... он - питомец его и сознаёт его». Согласны ли вы с П.П.Блонским? Почему?
(Согласны. Если с детства ребёнок слышит родную речь, то он начинает её
изучать, любить и беречь).
- В высказывании говорится о том, что «ребёнок спаивается с историей родной культуры». Как вы понимаете эти слова?
(Мамы и папы, бабушки и дедушки ребёнку читают книги, рассказывают об
истории, о том, что такое хорошо и что такое плохо и так далее. Таким образом ребёнок знакомится с культурой своего народа).
- Потом ребёнок подрастает, идёт в детский сад, потом в школу, продолжая
знакомиться с национальной культурой своего народа через язык. Приведите примеры.
(Уроки истории, географии, изо, музыки, литературы, русского языка, то есть через научные и художественные книги).
- А много ли слов в русском языке?
(Очень много).
- Как называется раздел языкознания, изучающий словарный запас языка?
(Лексика).
- А что вы помните из этого раздела о словах? Подтвердите свои ответы примерами,желательно со словом ЯЗЫК.
(Слова однозначные и многозначные: снег — язык.
Слова в прямом и переносном значении: русский язык - язык пламени.
Синонимы: язык, речь.
Антонимы: разговорчивый - молчаливый.
Омонимы: язык - подвижный мышечный орган в полости рта;
язык - исторически сложившаяся система звуковых, словарных и
грамматических средств, являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.
Слова исконно русские и заимствованные: восторг - авантюрист (фр.).
Слова устаревшие: архаизмы (на их место пришли синонимы) и историзмы (совсем вышли из речи): перст (палец) - царь.
Неологизмы: компьютер, принтер, сканер.)
- Итак, чтобы разобраться в истории слова, куда иногда приходится отправляться?
(В исторический или географический экскурс).
- О чём это говорит?
(В словах русского языка живёт прошлое и настоящее русского народа, его быт, традиции, обычаи, нравы, особенности трудовой деятельности, природной среды и т.д.).
- Задание 1.
Перед вами фрагменты «Календаря Российского земледельца». Объясните,
почему именно так назывались дни года.
4 февраля - Тимофей - полузимник; ползимы прошло.
13 марта - Василий - капельник; с крыш капает.
17 марта - Герасим - грачевник. Грач на горе - весна на дворе.
18 марта - Конон - огородник. Если в день Конона вёдро, то градобития
летом не будет.
4 апреля - Василий - сольнечник, Василий - парник.
14 мая - Еремей - запрегальник.
2 июня - Фалолей - огуречник; посадка огурцов.
13 июня - Еремей - распрегальник. Еремей - отпусти сетево (мелкая сеть).
Конец сева.
8 сентября - Павел - рябинник; срывали рябину, кисти вешали под крышу.
14 декабря - День - грамотник. В этот день отроков (мальчиков старше 9
лет) определяли в учение. В дом приходил дьякон приносил с собой букварь и плётку. Сначала отрок получал три удара плёткой, затем начиналось учение, разучивалась по букварю первая буква.
Задание 2.
Прочитайте предложение из романа Д. Н. Мамина - Сибиряка. Это
произведение написано в XIX веке. Какое слово в этом отрывке оказалось для вас новым? По каким элементам этого слова можно догадаться о его
лексическом значении?