Голоса неживой природы

4. Подведение итогов

Исследование какой темы вели на уроке?

- Где можно применить новые знания?

- Оцените свою работу на уроке. (рефлексия - карточка)

Д\З попробовать сочинить небольшое стихотворение, используя прим звукописи.

 

Урок 16

Тема: Стилистическая окраска слова

Цель учащихся: научиться определять стилистическую окраску слов, уметь употреблять их в разных стилях речи.

Цель учителя: формировать умения определять стилистическую окраску слов и употреблять их в разных стилях речи.

Планируемые результаты:

Личностные.

Формировать ценностные ориентиры и смыслы учебной деятельности.

Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Метапредметные:

Регулятивные.

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя, искать средства её осуществления.

Контролировать, оценивать и корректировать свою деятельность.

Соотносить цели и результаты своей деятельности.

Определять степень успешности работы.

Планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия.

Проявлять способность к самооценке своих действий.

Формулировать тему урока.

Познавательные.

Искать необходимую информацию из материалов учебника.

Самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Рефлексия способов и условий действий.

Коммуникативные.

Отстаивать свою точку зрения, аргументировать, слушать и слышать других.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Осознанно строить речевое высказывание в письменной и устной речи.

Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Предметные:

Умение различать стилистическую окраску слова.

1. Оргмомент, сл. работа

Спишите с доски слова, начинающиеся на букву Р, распределив их на группы по какому-­либо признаку. Обозначьте орфограммы.

2. Актуализация

· Поставьте «+», если утверждение верное, или «–», если неверное.

· 1) Диалог и монолог – это формы речи.

· 2) Текст существует только в форме монолога.

· 3) При диалоге происходит обмен высказываниями.

· 4) Реплики характерны для диалога.

· 5) Каждая реплика диалога заключается в кавычки.

· 6) Перед репликой в диалоге ставится тире.

· 7) В диалоге никогда не бывает слов автора.

· – Проверьте ответы по ключам: + – + + – + –.

 

Формулирование темы и целей урока.

Прочитайте название § 12. Задайте вопросы по теме урока.

– Попробуем найти на них ответы на уроке.

 

Обобщение и углубление изученного

наблюдение над ролью разговорных слов в тексте художественного стиля.

Работа в парах по заданиям к упражнению.

– Сделайте выводы на основе заданий и сформулируйте ответ на вопрос: зачем В. Драгунский использует эти слова в своих произведениях? (Это делает текст непринуждённым, понятным, близким детям, они узнают в герое своего ровесника, эти слова выражают и характер героя: живой, непосредственный, беззаботный.)

– развивается умение сопоставлять синонимы нейтрального и разговорного стиля речи.

Коллективная работа под руководством учителя (задание можно не читать).

– Как называются слова, записанные в каждом столбике? С какими словами из они связаны?

– Что означает запись в скобках рядом со словами?

– Чем же отличаются синонимы в каждом столбике? (Можно после ответов найти подсказку в последнем задании – после списков слов.)

Чтение текста в рамке

– Прочитайте текст изучающим чтением. Что для этого нужно сделать вначале, что потом?

– Какие слова требуют вашего комментария? (Просторечие.)

– Как вы будете с ними работать? (Найти в словаре толкование этого слова.)

– Составьте схему содержания текста, опираясь на ключевые слова.

 

5.Развитие учебно­языковых и речевых умений.

Учитель просит прочитать задание перед списком слов, просмотреть примеры. Задаёт вопрос: как будете выполнять задание? Корректирует работу: сначала в паре нужно выписывать нейтральные слова­синонимы, а затем стилистически окрашенные. Выполняется самостоятельно с последующей проверкой.

Синонимы записываются парами:

суметь – ухитриться (разг.),

ложь – враньё (разг.) и т.д.

Выполняется самостоятельно (можно в парах).

В тетрадях – ряд синонимов:

не лезь (разг.) – не приставай, не трогай;

поколотить (разг.) – бить и т.д.

Проверка коллективная.

 развивается умение отличать стилистически окрашенные слова (разговорные) от нейтральных, подбирать к ним синонимы, составлять предложения. Выполняется устно (коллективно 1­й пример, остальные самостоятельно).

Чтение текста

– К какому стилю относятся рассмотренные на уроке тексты?

– По каким признакам вы это определили?

– Дополните список ключевых слов. (Стиль.)

Ответы на вопросы после текста в рамке.

Знакомство с разговорным стилем и его особенностями по таблице в рамке.

– По какому плану вы будете характеризовать разговорный стиль? Расскажите о разговорном стиле по этому плану.

 

Итог урока, рефлексия

– Как полученные на уроке знания могут пригодиться в жизни? (Можно быстро ориентироваться в тексте, видя диалог, строить эффективное общение, зная синонимы разной стилистической окраски, правильно записывать диалоги и т.д.)

– Какие универсальные умения-действия развивались при работе над текстами?

– Оцените свою работу на уроке (по алгоритму).

 

 

Урок 17 -18

Тема: Речь правильная. Основные грамматические нормы

Цели:

Познавательные: Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория рода: род заимствованных несклоняемых имен существительных

Личностные

соблюдать этикетные формы и формулы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; современные формулы обращения к незнакомому человеку; корректно употреблять форму «он» в ситуациях диалога и полилога; 

 

Метапредметные:

различать типичные речевые ошибки, связанные с нарушением грамматической нормы; выявлять и исправлять грамматические ошибки в устной речи; использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для определения нормативного произношения слова; вариантов произношения; нормативных вариантов написания; использовать словари синонимов, антонимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов, а также в процессе редактирования текста.

Ход урока:

I. Вступление

Часто на свои замечания по поводу неграмотной речи я слышу: "Какая разница, как говорить! Все и так понятно". Как вы ответите на вопрос, поставленный в теме урока? (Презентация, слайд № 1)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: