Организационный этап

-Здравствуйте ребята! Присаживайтесь. Сегодня на уроке нас ждёт много нового и интересного. Готовы ли вы уроку, с каким настроением вы пришли сегодня в кабинет?

-Пожалуйста, первый ряд подойдите к доске и приклейте стикер на «Барометр настроения». Теперь второй ряд, третий.

-Итак, я вижу что вы готовы к уроку. Тогда начнём.

Мотивация.

-Прослушайте шутливое стихотворение и скажите, как не нужно произносить слово творог?

Мой дядя выяснял лет сорок
И все же выяснить не мог,
Как говорить вернее: творог,
А может, правильней – творог?!
И как-то он в молочной лавке
Его увидел на прилавке, –
Лицо, как роза, расцвело,
Решил купить он полкило.
Но тотчас, на прилавок глядя,
Опять задумался мой дядя:
«Ведь, вероятно, он недорог,
Пойдет в ватрушку и в пирог...
А как спросить: «Почем творог?
А может, правильнее творог?».
Задачу эту смог решить
Мой дядя, лишь дойдя до кассы,
Сказав: «Прошу вас получить
За полкило творожной массы».
Кассирша мало разбиралась
В местоименьях, падеже.
И так сказала: «Не осталось!
Она распродана уже!».

В.Громов

 

Ответ. В разговорно-бытовой речи допустим и тот, и другой вариант произношения слова тв о рог. Но в соответствии со строгими литературными нормами лучше говорить твор о г. А кассирша должна была сказать распродана.

 

-А только ли нарушена норма постановки ударения?

Может быть ещё вы видите нарушение каких-либо норм? Хорошо тогда послушайте Рассказ школьного портфеля

 

Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.
Ему уже двенадцать лет.
Но говорит он до сих пор
Не «коридор», а «колидор».
«Дилектор входит в кабинет...»
«Закрыт магазин на обед...»
«Хозяйка моет стаканы...»
«Секёт свеклу...»
«Пекёт блины...»
И до меня дошел черёд:
Портфель он «портфелем» зовет.
Но мне не зря «Родную речь»
Судьбой доверено беречь.
И я придумал не шутя:
Пусть и его зовут Петя.
– Петя! – несется со двора. –
Тебе домой идти пора!
– Не трогай малыша, Петя!
Ведь ты большой, а он дитя!
«Петя» обижен на ребят:
– Скажите, в чем я виноват?
Я не ругался, не грубил
И никого не оскорбил,
За что же среди бела дня
Отняли имя у меня?

                 Ю.Тимянский

 

-Какие нормы нарушены в этом шутливом стихотворении? (Произношения)

 

3. Актуализация субъектного опыта учащихся.

 

-А в вашей жизни бывали такие случаи, когда вы неправильно ставили ударение или неправильно произносили слова? А легко ли было окружающим понять о чём вы говорите? Приведите примеры своей неправильной речи.

 

-Нам эта тема важна? (Да)

 

-Тогда сформулируйте тему сегодняшнего урока (Нормы ударения и произношения)

 

- И что мы во всех словах сразу научимся ставить ударение? (Нет)

 

-А как вы думаете, что нам нужно будет сделать для того, чтобы научиться правильно ставить ударение во всех словах? (Найти что-то общее среди всех слов, закономерности)

 

-Какие цели вы поставите себе?

 

-А с помощью чего будем добиваться решения поставленной цели?














































Осмысление нового материала.

-Почему воспитанный человек испытывает трудности в постановке ударения? (Потому, что он культурный и воспитанный, боится допустить ошибки в речи).

- Мы сегодня будем искать «подсказки», которые помогут нам правильно произносить слова.

-У каждой группы на столах лежит листочек с заданиями, прочитайте пожалуйста первое задание. (Читают)

Прочитайте выразительно отрывки из стихотворений и определите ударение в выделенных словах.

1 группа.

В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла
И вопрос свой задала...

                    А.С. Пушкин.

 

2 группа.

Вот у Коли, например,
Мама – милиционер.
А у Толи и у Веры
Обе мамы – инженеры.

                    А.Барто.

 

3 группа.

Стоит девочкам начать,
Дай им только волю, –
Будут целый день качать
И баюкать Лелю.

                        А.Барто.

 

4 группа.

И как отрадно было видеть нам,
Когда наш лен – на всем своем массиве, –
Приподнятый, выравнивался сам
И день за днем все делался красивей.

                              М.Исаковский.

 

5 группа.

Зарецкий наш и честный малый
Вступили в важный договор,
Враги стоят, потупя взор.

                                 А.Пушкин.

 

-Запишите свои наблюдения в тетрадь под цифрой один. (Что в стихотворениях ритм и рифма подсказывают постановку ударения)

 

- Переходим ко второму заданию.

1 группа задание: расставить ударение в русских словах и выяснить особенности русского ударения, записав их в тетрадь: город, природа, молоко, ворота.

2 группа. Расставить ударение во французских словах и выяснить их особенности, записав в тетрадь: одеколон, эскимо, салют, дебют.

3 группа. Расставить ударение в польских словах и выяснить их особенности, записав в тетрадь.

Варшава, Освенцим, Краков, Познань.

4 группа. Расставить ударение в венгерских словах, выяснить их особенности, записать в тетрадь. Венгрия, Ференц Лист.

5 группа. Расставить ударение в чешских словах, выявить их особенности, записать в тетрадь. Прага, Карловы Вары, чехи.

Таким образом, постановка ударения зависит от языка, из которого пришло слово.















Задание 3.

-Найдите омонимы. Чем они различаются в значении? Сделайте вывод о роли ударения.

 1 группа.

Скорей, сестра, на рыб взгляни.

Попались на крючок они!

В ведерко руку окуни,

Не бойся, это окуни.

                       Я. Козловский

2 группа.

Первого сентября Артем проснулся рано. Но мамы уже не было, она ушла на работу. На столе лежала записка: «Артем! Возьми гвоздики и подари их твоему любимому учителю по техническому труду, а ирис – твоему классному руководителю Ольге Константиновне». Артем взял большие гвозди, конфеты ириски и пошел в школу. Гвозди он торжественно вручил учителю труда, а ириски – классному руководителю. Они недоуменно переглянулись. «В чем дело, Артем?» – спросили они.

Что перепутал Артем?

3 группа.

Учительница написала Ане в дневник: «Не забудь принести на урок атлас». Аня нашла дома атласный материал и принесла его в школу. На уроке учительница Галина Александровна сказала: «А теперь откройте ваши атласы и найдите в них Африку и Америку». Аня очень удивилась: «Какая Африка? Какая Америка? У меня материал однотонный». Она оглянулась, посмотрела на других ребят – и все поняла...

Что поняла Аня?

4 группа.

Однажды первоклассник Петя открыл газету и прочитал: «Недавно в город Ярославль приехали немецкие специалисты, чтобы отремонтировать единственный в городе орган. Скоро он снова будет радовать жителей Ярославля своим великолепным звучанием. Особенно рада этому хозяйка органа – заслуженная артистка Российской Федерации Л.Шишханова». Петя очень удивился. «Мама, – спросил он. – Почему во всем Ярославле только один орган? Ведь орган есть у каждого человека, и не один. И какой орган вылечили – сердце? почки? Какая-то странная заметка!» Мама рассмеялась и сказала: «Петя, ты перепутал два похожих, но разных по смыслу слова».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: