Сущность и характеристики культурной идентичности

Тема 3.

Культурная идентичность и стереотипы

Понятие идентичности. Виды идентичности.

Социальная идентичность индивида — представление человека о том, кем он является, определяемое принадлежностью к той или иной социальной группе вместе с присущими ей нормами и ценностями. Важным является то, что человек рассматривает других людей как членов тех социальных групп, в которые входит он сам («нас»), или же как членов других групп («их»). При этом «мы» — это люди, принадлежащие к группам, членство в которых важно для индивида. Например, человек, для которого большое значение имеет его семья и рабочий коллектив, будет относить всех членов этих групп к категории «мы». Соседи по лестничной клетке, сотрудники конкурирующей фирмы, американцы, украинцы — вообще все, кто не является членом семьи или коллектива, — это «они», чужаки, не входящие в «нашу» группу. Группы, входящие для нас в категорию «мы», составляют часть нашей социальной идентичности.

Социальная идентичность составляет интегральную часть Я-концепции. Мы разделяем успехи и неудачи «наших» групп, поскольку мы отчасти воспринимаем их как наши собственные.

Мы ощущаем себя не просто как часть общества, а как часть конкретных социальных групп. В зависимости от характера этих групп выделяют различные типы идентичностей:

Гендерная идентичность — идентификация личности с группой, обладающей культурными нормами, соответствующими представлениям о мужественности или женственности. Гендер — не то же самое, что биологический пол. Гендер — это следование образцам поведения, соответствующим сложившемуся в обществе представлению о том, что значит быть мужчиной или женщиной, это «социальный пол», который определяет поведение человека в обществе.

Сексуальная идентичность — самоидентификация индивида с людьми, имеющими ту же сексуальную ориентацию. Человек может считать себя гетеро/гомосексуалом, геронтофилом и т. д. Стоит отметить, что в разных обществах на разных этапах их исторического развития поощрялись или, по крайней мере, считались приемлемыми все известные в настоящий момент варианты сексуальной идентичности.

Возрастная идентичность — самоидентификация личности с группой людей определенного возраста (как биологического, так и психологического), поколения и со своим представлением о людях этого возраста и поколения.

Этническая идентичность — индивидуальное чувство личной идентификации с определенной этнической группой. На нее влияет ряд факторов:

1) место проживания на своей этнической территории или в иноэтнической среде;

2) возраст: молодые люди больше ориентированы на собственный выбор национальности, в меньшей — на происхождение;

3) уровень образования: более образованные люди в большей степени ориентированы на выбор национальности «по желанию».

Этническая идентичность рассматривается некоторыми исследователями как основная идентичность.

Религиозная идентичность — чувство принадлежности к определенной религиозной группе.

Классовая идентичность — идентификация личности как члена социальной группы, обладающей определенной профессией, экономическим или социальным статусом. Принадлежность к тому или иному классу не всегда осознается, однако сказывается на вкусах, привычках и предпочтениях (например, в искусстве или спорте).

Национальная идентичность — идентификация личности как гражданина какого-либо государства (самоидентификация эскимоса как россиянина, гражданина РФ).

Региональная идентичность (южане — северяне в США).

В зависимости от природы идентичности выделяют:

1. Естественные идентичности — идентичности, которые присущи человеку в силу тех признаков, поменять которые для него (почти) невозможно. При этом либо он не может поменять саму идентичность, либо это дастся ему очень нелегко. Естественными идентичностями считаются, например, этническая, расовая и т. д. Даже в условиях миграции (групповой) этническая идентичность окончательно меняется в лучшем случае в третьем поколении.

2. Искусственные идентичности — идентичности, для создания и поддержания которых требуется социальный институт или организация. К ним относятся, например, классовая и религиозная идентичности.

 

Сущность и характеристики культурной идентичности.

Осознание человеком собственной принадлежности к какой-либо общности, позволяющее ему понять свое место в социокультурном пространстве и свободно ориентироваться в окружающем мире, связано с понятием культурной идентичности.

Культурная идентичность – чувство принадлежности человека к той или иной культуре. Каждый человек нуждается в определенной регламентации своей жизнедеятельности, которую он может обрести только в сообществе других людей, что и определяет существование культурной идентичности.

Суть культурной идентичности состоит в том, что человек осознанно принимает соответствующие культурные нормы и образцы поведения, ценностные ориентации и язык. Культурная идентичность способствует пониманию собственного "я" с позиции культурных характеристик, принятых в данном обществе, самоотождествлению себя с его культурными образцами.

В современном обществе возросла актуальность проблемы сохранения культурной идентичности. Активизация процессов глобализации, культурной интеграции, расширение контактов между представителями разных стран и культур приводят к постепенному стиранию границ национальных культур и утрате культурной самобытности. Стандартизация культурных образцов, привнесенная быстрым распространением массовой культуры, привела к тому, что люди стали носить одинаковые джинсы, слушать одну и ту же музыку, смотреть одни и те же фильмы, следовать одним и тем же модным тенденциям. Глобализация наносит урон национальным культурам, традициям, обычаям, мифам и всему тому, что определяет культурную идентичность любой страны или любого региона. В связи с активным проникновением в жизнь большинства людей массовой культуры, которая, как правило, ассоциируется с культурой США, возникает вопрос о культурной экспансии и американизации культуры, за которыми нередко стоят интересы транснациональных корпораций.

Культурная идентичность оказывает определяющее влияние на процесс межкультурной коммуникации. Так, она предполагает совокупность неких устойчивых качеств, благодаря которым те или иные культурные явления или люди вызывают у нас чувство симпатии или антипатии. В зависимости от этого мы выбираем соответствующий тип, манеру и форму общения с ними.

В межкультурной коммуникации культурная и этническая идентичность обладают важным смыслом. Они позволяют участникам коммуникации сформировать представление друг о друге, выстраивать правильные маршруты поведения, что облегчает ее и делает более эффективной.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: