Чувственное сознавание

Систему под названием «чувственное сознавание» преподают в США Шарлотта Селвер и Чарльз Брукс с небольшим количество учеников. Они опираются на работу Эльзы Гиндлер и Хайнриха Якоби – европейских учителей Ш. Селвер. Эта работа направлена на изучение нашего целостного органического функционирования в мире, который мы воспринимаем, частью которого мы являемся – нашей личной экологии; как мы совершаем наше действие, как относимся к людям, к ситуациям, объектам. Мы стремимся найти, что естественно в этом функционировании, а что обусловлено; что есть наша природа, которую эволюция создала, чтобы мы были в соприкосновении с стальным миром, а что стало второй природой, которая изолирует нас.

Чувственное сознавание – это процесс научения возвращаться в соприкосновение с нашими телами и чувствами, со способностями, которыми мы располагали, будучи детьми, но утратили во время формального обучения. Родители реагируют на детей с точки зрения собственных идей и предпочтений, вместо того чтобы пытаться почувствовать, что может помочь реальному развитию ребенка. Детей учат, какие вещи и какие действия хороши для них, как долго им нужно спать и что они должны есть, вместо того чтобы предоставить им судить об этом по своему собственному опыту. Хороший ребенок научается приходить, когда мама зовет, прерывать свой естественный ритм, сокращать пребывание на воздухе для удобства родителей и учителей. После таких многочисленных перерывов внутренне присущее ребенку чувство ритма запутывается так же, как и внутреннее чувство ценности собственного опыта.

Другая проблема детского опыта – совершение усилий. Как много родителей, которые хотят, чтобы их ребенок сел, встал, пошел, заговорил так рано, как только возможно. Они не хотят дожидаться естественного процесса развития и развертывания способностей. Детей учат, что недостаточно дать вещам происходить, как они происходят; они научаются стремлению вместо естественной игры. Они научаются стараться. Это начинается с неестественного использования родителями детского лепета, с искусственных жестов и шумов для общения с ребенком. Своим примером родители учат ребенка, что даже общение не может мирным и простым, что нужно нечто насильственное, нечто сверх, и это отношение проводится во многих других областях.

 

 

Релаксация ощущений

Одна из наиболее популярных книг, возникших в движении человеческой потенциальности – «Релаксация ощущений» Бернарда Гунтера. Эта книга основана на работе, которую Б. Гунтер в течение многих лет проводил в Исалене. Она содержит множество прекрасных упражнений, помогающих людям почувствовать свое тело и соприкоснуться со своими чувствами, научиться прикасаться к другим и принимать соприкосновения, нести других и быть несомыми. На работу Б. Гунтера большее влияние оказала Шарлотта Селвер.

Резюме

К телесной терапии относятся биоэнергетика, метод Фельденкрайса, метод Александера, структурная интеграция, первичная терапия и другие групповые подходы, подчеркивающие значение физических характеристик. Все виды телесной терапии восходят к В. Райху, который описал, как защитное поведение выражается в напряжении мышц (мышечном панцире) и стесненном дыхании.

Основные понятия телесной терапии введены учеником В. Райха Ф. Александром, А. Лоуэном, основателем биоэнергетики, и включают энергию, мышечный панцирь и почву под ногами. Хронические блокировки спонтанного течения энергии отражаются в телесной позе, движении и физическом строении. Между этими физическими переменными, структурой характера и типами личности существуют тесные взаимосвязи.

Группы телесной терапии используют дыхательные упражнения для поощрения течения энергии и высвобождения чувств. Проблемы подвижности могут быть диагностированы с помощью применения напряженных поз, таких, как арка А. Лоуэна. Двигательные упражнения, например брыкание, поощряют высвобождение примитивных чувств. Многие телесные терапевты используют физический контакт, такой, как массаж, для снятия напряжения.

Метод М. Фельденкрайса сосредоточивается на позе тела и имеет целью формирование лучших телесных привычек, рост самосознания и утверждение образа «Я». Метод Ф. Александера направлен на исследование привычных телесных поз и осанки и их изменение путем поощрения адекватных психических установок. Структурная интеграция, называемая также рольфинг, использует прямое манипулирование для изменения мышечных фасций и перестройки телесных функций. Первичная терапия, созданная А. Яновым, направляет усилия участников на «разрядку» примитивных чувств, которые были заблокированы в раннем детстве. А. Янов пользовался большим влиянием, но подвергался критике за неумеренные претензии и теорию развития.

Телесная терапия включает физический параметр в групповой опыт и предлагает альтернативу чрезмерно когнитивным и рассудочным групповым методам. Она является сильным методом высвобождения эмоций и может вызывать вопросы и чувства у участников группы, которые наблюдают или облегчают работу других участников. Критики возражают против грубости некоторых методов, их ритуальных аспектов и лежащей в основе телесной терапии теории катарсиса.

 

 

Вопросы для повторения:

  1. Каковы базовые принципы телесноориентированной психотерапии?
  2. Причины возникновения «мышечного панциря»?
  3. На чем основан терапевтический эффект?
  4. Уровни мышечных блоков по В. Райху?
  5.  Основные приемы психотерапевтической работы?
  6. Каково отличие телесноориетированной психотерапии В. Райха от других методов телесноориентированной терапии?

 

Литература:

1. Бурлачук Л.Ф., А.С. Кочарян Психотерапия [текст]/Л.Ф. Бурлачук, А.С. Кочарян. - С-Пб. – Питер. - 2003.

2. Карвасарский Б.Д. Психотерапия: учебник для студентов мед. вузов [текст]/Б.Д. Карвасарский. - С-Пб. – Питер. - 1999.

3. Лоуэн А. Язык тела[текст]/А. лоуэн. -М.. – Прогресс. - 1994.

4. Макаров В.В. Избранные лекции по психотерапии [текст] / В.В. Макаров. - М. - Академ. Проект. - 1999.

5. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике [Текст] / под ред. В. Ю. Баскакова. – М.: Смысл, 1997. – 158 с. 

 

 

 10. Арттерапия

Арттерапия – использование искусства как терапевтического фактора [8, 17]. Впервые термин «арттерапия» был использован Андрианом Хиллом в 1938 году. Эффективность применения искусства в контексте лечения основывается на том, что этот метод позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне.

На начальных этапах терапия искусством отражала представление психоанализа о том, что продукт творчества пациента расценивается как выражение неосознаваемых процессов, происходящих в его психике. Методики терапии искусством основываются на том предположении, что внутреннее "Я" отражается в визуальных формах с того момента, как только человек начинает спонтанно писать красками, рисовать или лепить.

К. Кратохвил разделяет арттерапию на сублимационную, деятельную и проективную, однако, это разделение основано на внешнем характере метода и касается только экспрессивного компонента.

Широко распространены взгляды на арттерапию как на особую форму реагирования и сублимации.

Художественная сублимация возникает тогда, когда инстинктивный импульс человека заменяется визуальным художественно-образным представлением. Творчество рассматривается как средство максимального самовыражения, позволяющее пациенту проявлять себя ярче, чем в письме или речи, а врачу обеспечивает прямой доступ к бессознательному.

Это особенно важно для тех, кто не может "выговориться", выразить свои фантазии в творчестве легче, чем рассказать о них. Фантазии, которые изображены на бумаге или выполнены в глине, нередко ускоряют и облегчают вербализацию переживаний. В процессе работы ликвидируется или снижается защита, которая есть при вербальном, привычном контакте, поэтому в результате арттерапии больной правильнее и реальнее оценивает свои нарушения. Рисование, как и сновидение, снимает барьер «эго-цензуры», затрудняющий словесное выражение конфликтных бессознательных элементов. Как один из вариантов арттерапии используются зарисовки сновидений и возникающих во сне чувств.

Физическое и физиологическое влияние арттерапии заключается в том, что изобразительное творчество способствует улучшению координации, восстановлению и более тонкому дифференцированию идеомоторных актов. Нельзя недооценивать также непосредственное воздействие на организм цвета, линий, формы. В своих работах Де Фере открыл зависимость скорости кровообращения и силы мускульных сокращений от цвета и освещения.

Терапия искусством преследует множество целей (Копытин А.И., Рудестам К.Э.):

  1. Она дает возможность выражения агрессивных чувств в социально приемлемой манере. Искусство является безопасным способом разрядки напряжения.
  2. Ускоряет прогресс в терапии. Подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем в разговоре во время вербальной психотерапии. Невербальные формы коммуникации могут с большей вероятностью избежать сознательной цензуры.
  3. Терапия искусством дает основания для интерпретаций и диагностической работы в процессе терапии. Интерпретации чаще не предоставляются терапевтом, а отталкиваются от собственного понимания автора.
  4. Терапия искусством позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми. Иногда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства. Например, арттерапия является менее травматичной для установления диалога с человеком, пережившим насилие.
  5. Терапия искусством помогает укрепить терапевтические взаимоотношения. Искусство помогает развить эмпатию и положительные чувства в групповом взаимодействии. Совместное рисование в группе позволяет достичь сплоченности, целостности и близости членов группы.
  6. Она способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка. Для того, что бы вновь обрести контроль над чувствами или ситуацией, иногда важно объективировать эти чувства, например, изобразить их на бумаге. Тогда не чувства продолжают управлять человеком, а человек чувствами. Изображая собственные страхи, иногда неопределенные, мы получаем контроль над ними. Эту возможность можно использовать в виде самопомощи. Также как возможно вести личный дневник, так можно вести и дневник рисунков или дневник поделок.
  7. Терапия искусством развивает и усиливает внимание к чувствам. Искусство возникает в результате творческого акта, который дает возможность прояснить зрительные и кинестетические ощущения и позволяет экспериментировать с ними. Мы получаем доступ к собственной энергии и можем ее использовать. Искусство помогает обратиться к внутренним силам человека, делает их более заметными и реальными.
  8. Усиливает ощущение собственной личностной ценности и целостности. Культура определяет своеобразие чувства "Я" и является одним из факторов формирования психической целостности. Одной из составляющих положительного представления человека о самом себе является его культурная идентичность.
  9. Практически каждый человек может участвовать в арттерапевтической работе (независимо от возраста, культурного опыта, социального положения, уровня интеллекта). Это делает возможным ее использования с различным контингентом людей.
  10. Терапия искусством является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний, либо, напротив, чрезмерно связан с речевым общением. Часто арттерапия бывает полезной при работе с людьми, привыкшими интеллектуализировать и рационализировать, а также с людьми, которые считают выражение чувств слабостью.
  11. Терапия искусством основана на мобилизации творческого потенциала человека. Она помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию, а также отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации - раскрытии широкого спектра возможностей человека и утверждения им своего индивидуально-неповторимого способа бытия-в-мире.

Уровни адаптации, на которые идет воздействие в процессе психотерапии:

1. Социально-личностный уровень адаптации: в основе адаптирующегося действия лежит неосознаваемая созидательная гармонизация, интегрирующая сила, некоего эстетического и творческого начала, заложенного в искусстве.

2. Личностно-ассоциативный уровень адаптации: облегчение и компенсация достигаются за счет не столько эстетического действия, сколько вследствие снижения напряжения.

3. Ассоциативно-коммуникативный уровень адаптации: лечебное действие арттерапии достигается подключением интеллектуальных операций (проекция, обсуждение и осознание конфликта), облегчением психотерапевтических контактов и доступа психотерапевта к психопатологическим переживаниям, не требующим эстетического компонента, ибо результат достигается даже при простейшем проективном изображении проблем.

4. Социально-коммуникативный уровень адаптации: в качестве адаптирования используются прикладные возможности творчества, арттерапия рассматривается упрощенно, как один из видов занятости, вариант организации и время провождения, принципиально не отличающегося от других аналогичных методов.

5. Физиологический уровень адаптации: учитывается физическое, физиологическое и координационно-кинетическое влияние пластического изображения, творчества на организм и психику.

Каждый из элементов классификации допускает использование искусства и в экспрессивном творческом варианте, когда творят сами больные, и в импрессивном, когда используется восприятие уже готового произведения изобразительного творчества.

 

В зарубежной психотерапии выделяют 4 основных направления в применении арттерапии:

  1. Использование для лечения уже существующего произведения искусства путем их анализа и интерпретации пациентом (пассивная Арттерапия).
  2. Побуждение пациентов к самостоятельному творчеству, при этом творческий акт рассматривается как основной лечебный фактор (активная Арттерапия).
  3. Одновременное использование первого и второго принципов.

4. Акцентирование роли самого психотерапевта, его взаимоотношения с клиентом в процессе обучения его творчеству

    

Арттерапевтические занятия проводятся двумя способами [8, 17]. В первом случае больным предоставляется возможность нарисовать что-то, вылепить, построить по собственным рисункам на определенную тему, используя для самовыражения пластилин, глину, краски и другие материалы. При этом нередко удается увидеть необычные сочетания цветов, своеобразную форму, самобытное выражение сюжета – все это непосредственно связано с особенностями мироощущения клиента, с его чувствами, переживаниями, отражающими скрытые элементы болезни. Помимо лечебного эффекта арттерапия позволяет получить так же дополнительный диагностический материал. Второй вариант – неструктурированные занятия. Пациенты сами выбирают тему материал, инструменты. В конце занятия проводится обсуждение темы, манеры выполнения и т.д. основная задача арттерапевта на первых этапах – преодолеть смущение пациента, его нерешительность или страх. Нередко сопротивление приходится преодолевать постепенно, чему способствует общение клиентов на группе. На первых порах занятия преследуют коммуникативные и адаптирующие цели. Активная деятельность, творчество способствуют расслаблению, снятию напряжения. Для изменения и повышения самооценки большую роль играет постоянный интерес и положительная оценка со стороны арттерапевта, других участников группы, а также выставки, устраиваемые в кабинете арттерапии. Эмоциональная личностная заинтересованность активирует больного. Со временем открывается путь для более активного терапевтического воздействия.

Существует много различных видов терапии искусством. Это использование рисунков, живопись красками, лепка, использование фольги, создание коллажа, также сюда может быть отнесена: музыкальная терапия, библиотерапия, рисуночная терапия, биографический метод, танцевальная терапия,  песочная терапия, кинотерапия.

Материалы используются самые простые, такие, как наборы карандашей всех цветов, глина для лепки, а также деревяшки, камни, кусочки ткани и бумага. Иногда члены группы могут приносить и другие материалы, которые привлекают их: береговой песок и кору деревьев. Помещение должно обеспечивать место для движений и шумных игр. Руководитель старается быть как можно более незаметным, для того чтобы способствовать творчеству. 

Е. Крамер указывает на следующие варианты использования материалов:

1. манипуляции с целью исследования физических свойств (глина, песок, вода, вкус красок, цвет и т.д.);

2. деструктивное поведение с потерей ребенком контроля за своими действиями (рвет бумагу, разбрызгивает краски, бросает карандаши, переливает воду в краски и т.д.);

3. стереотипное воспроизведение одних и тех же рисунков и действий;

4. рисование графических пиктограмм;

5. создание художественных образов.

Такая последовательность использования художественных материалов отражает позитивные моменты коррекционной работы с детьми в случае ее успешности.

   Арттерапия широко используется в работе с детьми и с больными психосоматическими расстройствами. Г.Е. Сухарева, И.В. Карпенкова рекомендуют использовать средства изотерапии для работы с детьми с ЗПР. Показаниями для использования рисуночной терапии, по мнению О.А. Карабановой, являются: трудности эмоционального развития, актуальный стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, импульсивность эмоциональных реакций; эмоциональная депривация детей, переживания ребенком эмоционального отвержения и чувства одиночества; наличие конфликтных межличностных ситуаций, неудовлетворенность внутрисемейной ситуацией, ревность к сиблингам; повышенная тревожность, страхи, фобические реакции; негативная "Я-концепция", низкая, дисгармоничная, искаженная самооценка, низкая степень самопринятия. Рисование – это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании детей окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Его достоинство заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций. Образ может выступать для ребенка своеобразным "накопителем", внутри которого, могут сохраняться негативные переживания ребенка, до тех пор, пока он не сможет осознать или "принять" их. "Защитная" функция игрового пространства, материала и изобразительного образа предлагает также то, что они обеспечивают возможность регресса психики и тем самым необходимую степень "открытости" ребенка для психотерапевтической работы. Регрессия и отражение регрессивного материала (опыта, ролей, ситуаций) в изобразительном процессе ведут к взаимодействию с этим материалом и его постепенной реинтеграции. 

Особенность арттерапии – свободное выражение себя. Чувственный мир доступнее языку цвета, красок, движений, чем языку слов, который контролируется нами более тщательно. При работе с рисунком, особенно с красками, важно предоставить клиенту возможность выбирать не только краски, но и инструмент, с помощью которого он будет рисовать. 

Клиент свободно проецирует и отражает в рисунке свои страхи, какие-то «смутные» телесные ощущения, болезненные симптомы. Рисование или лепка сами по себе – обращение к довольно раннему опыту выражения себя в жизни человека. Кроме того, это процесс, позволяющий реализовать в символической форме свои желания и чувства. Осознавая внутренние противоречия, в мире рисунка пациент имеет власть и возможность перестроить их в пространстве листа, проиграть в рисунке новые модели отношений. Работая с образами рисунка клиент работает как бы с собой, и те изменения, которые вносит он в поле рисунка, происходят также и на внутреннем плане.

 

Вопросы для повторения:

  1. Каковы основные отличия арттерапии от других методов?
  2. Кто является основателем метода?
  3. Каковы возможности и цели арттерапии?
  4. Основные способы проведения арттерапии?
  5. Каковы основные направления применения арттерапии?

 

Литература:

1.  Копытин А.И. Системная арт-терапия [текст]/А.И. Копытин. –С-Пб. – 2001.

2. Копытин А.И. Основы арт-терапии[текст]/А.И. Копытин. – С-Пб. -1999.

3. Кери Л. Семейная песочная терапия.Игровая семейная терапия [текст]/Л. Кери. С-Пб. -2001.

4. Маклаган Д. Образ в арт-терапии: от символа к эстетическим качествам. Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии [текст]/Д. Маклаган – 2001.

 

 11. Экзистенциальная психотерапия

 

 Собирательное понятие для обозначение психотерапевтических подходов [1, 2], в которых делается упор на «свободную волю», свободное развитие личности, осознавание ответственности человека за формирование собственного внутреннего мира и выбор жизненного пути (A. M. Cohen, R. D. Smith, 1976).

Термин происходит от позднелатинского existentia – существование. Методы экзистенциальной психотерапии имеют родство с экзистенциальным направлении в философии – философии существования, возникшей в ХХ в. (Бурлачук Л.Ф., 2003). Представителями этого направления в философии являются С. Кьеркегор, К. Ясперс, М. Бубер, Ж. Сартр, А. Камю, Л. И. Шестов, Н. А. Бердяев. Центральное понятие учения – экзистенция (человеческое существование) как нерасчлененная целостность объекта и субъекта; основные проявления человеческой экзистенции – забота, страх, решимость, совесть, любовь. Все проявления определяются через смерть – человек прозревает свою экзистенцию в пограничных и экстримальных состояниях (борьба, страдание, смерть). Постигая свою экзистенцию, человек обретает свободу, которая и есть выбор своей сущности.

Границы экзистенциальной психологии точно не определены, и в литературе существует несколько вариантов ее понимания. В узком смысле термин «экзистенциальная психотерапия» чаще применяется, когда речь идет об экзистенциальном анализе В. Франкла (V. E. Frankl, 1961). Иногда выделяют экзистенциально-гуманистическое направление, крупнейшим представителем которого называют Р. Мея (R. Mey.)

В более широком смысле под экзистенциальной психотерапией понимается экзистенциально-гуманистическое направление в психотерапии в целом. Часто в экзистенциальную психотерапию включают дазайн-анализ (анализ бытия, анализ существования) Л. Бинсвангера (L. Binswanger).

В последнее время разрабатываются и современные подходы в рамках экзистенциальной психотерапии, которые включают индивидуальные и групповые лечебные и коррекционные технологии.

И. Ялом очень точно замечает, что «экзистенциализму нелегко дать определение» (Л. Ф. Бурлачук, 2002). В большинстве философских работ эта проблема разрешается путем перечисления экзистенциальных тем (например: бытие, свобода, выбор, смерть, изоляция, абсурдность) и определения экзистенциального философа как того, чья работа посвящена их исследованию» (И. Ялом, 1999). 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: