Решение проблемы внешнего долга

Значительное укрепление государственного бюджета способствовало решению проблемы внешнего долга. К началу 2000 г. Россия имела государственный долг в размере 132,8 млрд долларов. Проценты от пользования внешними кредитами нарастали как снежный ком.

Руководством страны была поставлена задача постепенного сокращения внешнего долга. С 1 января 2000 г. по 1 января 2008 г. он сократился до 44,9 млрд долларов. Золотовалютные резервы России увеличились с 12,2 млрд долларов в 1999 г. до 476,3 млрд долларов в 2008 г.

Для решения перспективных задач развития был создан Стабилизационный фонд, позволявший избежать неблагоприятного развития внешних экономических факторов, связанных с колебанием мировых цен на энергоносители, курсов валют и т. п.

Социальное развитие: разработка и реализация приоритетных национальных проектов

С лета 2000 г. наметилась тенденция выхода промышленности и сельского хозяйства России из кризиса. С 2001 г. это проявилось в росте доходов населения, увеличившихся на 6 % впервые после распада СССР. В 2002 г. они выросли на 9 %, в 2003 г. — на 14,5 %, в 2004 г. — на 11 %. Это стало возможным благодаря повышению уровня минимальной оплаты труда, пенсий и социальных выплат. Структурная перестройка экономики, налоговая реформа, а также быстрый рост мировых цен на энергоносители привели к тому, что ВВП впервые за годы реформ начал расти. Этот рост в 2000 г. составил 9%, в 2001 г. — 5 %, в 2002 г. — 4,3 %, в 2003 г. — 7,3 %, в 2004 г. — 7,1 %, в 2005 г. — 6,4 %, в 2006 г. — 6,6 %, в 2007 г. — 7,8 %.

Всё это позволило приступить к разработке и реализации крупнейшей в современной России социальной программы. В сентябре 2005 г. В. В. Путин объявил о разработке и начале реализации четырёх приоритетных национальных проектов: «Здоровье», «Качественное образование», «Доступное и комфортное жильё», «Развитие аграрно-промышленного комплекса».

На развитие этих программ только в 2007 г. было выделено 230 млрд рублей, в том числе почти половина — на проект «Здоровье». Главный акцент был сделан здесь на профилактике заболеваний и оказании первичной медицинской помощи. Проект «Образование» предусматривал целевую поддержку лучших учителей и педагогических коллективов, информатизацию школ, формирование сети федеральных университетов и бизнес-школ. Проект «Доступное и комфортное жильё» предполагал доведение к 2010 г. вводимого жилья до 100—130 млн м 2, а также создание специального фонда по реформированию жилищно-коммунального комплекса в размере 250 млрд рублей.

Из послания Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию. 2006 г. ...Проект «Доступное жильё» должен за два года снизить ставки по ипотечным кредитам, а общий объём этих кредитов увеличить почти в три раза — до 260 миллиардов рублей... Значительные ресурсы в рамках отдельно выделенного национального проекта направлены на развитие сельского хозяйства. Уже начато строительство жилья для молодых специалистов на селе, развивается система кредитования потребительской кооперации, личных подсобных хозяйств и крупных сельхозпроизводств. Мы содействуем закупке очень нужных нашему селу новых технологий и качественной сельхозтехники. Несколько слов о целях и мерах, предусмотренных национальным проектом «Образование». России нужна конкурентоспособная образовательная система. В противном случае мы столкнёмся с реальной угрозой отрыва качества образования от современных требований... Ещё один национальный проект был начат нами в сфере здравоохранения. Он направлен на укрепление системы первичной медицинской и санитарной помощи и профилактики, на повышение доступности высокотехнологичных медицинских услуг.

Демографическая политика

Одной из самых серьёзных проблем России является сокращение населения. Начиная с 2000 г. были приняты специальные программы мер. Для снижения смертности особой статьёй в расходах на здравоохранение стало финансирование массового медицинского обследования населения, оказание первой помощи, проведение вакцинации и других профилактических мер.

Для стимулирования роста рождаемости с 2007 г. неработающие женщины стали получать пособие по уходу за ребёнком в возрасте до полутора лет. При этом после рождения второго ребёнка сумма выплаты на него увеличивалась вдвое в сравнении с выплатой на первенца. Работающим мамам начали выплачивать пособие в размере 40 % от заработка. За рождение второго ребёнка была предусмотрена выплата «материнского капитала» в размере 250 тыс. рублей, который можно будет позже тратить на обучение ребёнка и ряд других целей.

Результатом принятых мер стало то, что в 2007 г. рождаемость составила 1,6 млн человек (при смертности 2,08 млн человек).

Итоги социально-экономического развития страны

За 2000—2007 гг. экономика России прошла большой путь. Она продемонстрировала темпы роста, которых страна не знала 30 лет. В среднем они составляли более 7 % в год. Втрое за эти годы сократилась инфляция.

Был значительно сокращён внешний долг. В короткий срок золотовалютные резервы России выросли в 40 раз, была решена проблема внешней задолженности, создан Стабилизационный фонд.

Успехи в развитии экономики использовались для реализации национальных проектов в социальной сфере. Здравоохранение, образование, жилищное строительство получили новые стимулы к развитию. Началось решение важнейшей для страны демографической проблемы.

Вместе с тем проблем в развитии экономики страны оставалось немало. Главной из них было сохранение приоритета её топливно-энергетической, сырьевой составляющей. Высоким оставался уровень инфляции. Укрепление позиций рубля вело к росту импортных поставок, что пагубно влияло на состояние отечественного производства. Особенно это заметно было в автомобиле-, авиа-, приборо- и судостроении, химической, пищевой промышленности, сельском хозяйстве.

Становилось всё более очевидно, что решить стоящие перед страной задачи можно только на путях инновационного развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: