Антимонопольная политика в России

Монополизм в российской экономике — явление принципиально отличное от привычных классификаций монополизма, так как он базировался на универсальной государственной собственности и отсутствии цивилизованного рынка, т.е. тотальном огосударствлении экономики. Для России характерен высокий уровень монополизации (государственной, ведомственной и отраслевой). Это проявляется также в монопольном поведении основной массы предприятий. Выражением такого поведения является стремление к взвинчиванию цен при снижении объемов производства и качества продукции, нежелание осуществлять структурную перестройку, переход на освоение новой техники и новой технологии и т.д.

В социалистических странах борьбы с монополиями не было как таковой. Напротив, государственное планирование непосредственно предусматривало создание крупных предприятий. Это считалось наиболее рациональным способом организации выпуска продукции, обеспечивающим снижение затрат за счет эффекта масштаба.

В результате этого, экономика России оказалась суммой гигантских предприятий: три четверти всех работающих были задействованы на предприятиях с числом работников более 1 тысячи человек, и эти предприятия производили 75% всей промышленной продукции.

Высокий уровень монополизации и его резко отрицательное влияние на экономику сделало необходимым проведение в России целенаправленной антимонопольной политики. Более того, Россия нуждалась в демонополизации, т.е. радикальном сокращении числа секторов экономики, где установилась монополия. Возникла необходимость создания органа, отвечающего за ограничение монополий и поддержание конкуренции. Таким органом стал Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, образованный в соответствии с Законом Российской Советской Социалистической Федеративной Республики от 14 июля 1990 года «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР». 22 сентября 1998 года Указом Президента Российской Федерации от № 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Комитет был упразднён. На его месте образовано Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России), которому переданы функции упраздненных органов. 9 марта 2004 г. Министерство было упразднено, а его полномочия переданы другим ведомствам. Принадлежавшие МАП России функции федерального антимонопольного органа, контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к вновь образованной Федеральной антимонопольной службе.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, о естественных монополиях, о рекламе, а также изданию в пределах своей компетенции индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности.

Основными функциями Федеральной антимонопольной службы являются:

а) надзор и контроль за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, на рынке финансовых услуг;

б) надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях;

в) надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе до внесения изменений в Федеральный закон «О рекламе».

г) контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов на поставки товаров

д) контроль за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.

е) выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Деятельность Федеральной антимонопольной службы регламентируют 49 правовых актов, изданных в различные годы. Наиболее важными из них являются законы, регламентирующие деятельность государства в сфере защиты конкуренции, рекламы и естественных монополий. Кроме того, работа антимонопольного ведомства регулируется законодательными актами общего характера, такими как Закон «О правительстве» и Указ Президента «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Для определения конкретного круга полномочий ФАС России Правительством принято Постановление «Вопросы Федеральной антимонопольной службы» и Положение о ФАС России. В пределах своей компетенции, ФАС России имеет право издавать индивидуальные правовые акты.

 

Проблемные позиции антитрестовского закона


     К основным проблемам антитрестовского законодательства можно отнести навязывание свободному производителю определённых, жестко регламентированных условий. К тому же, система нормативно-правовых документов антитрестовского регулирования зачастую допускает неоднозначное трактование различных процессов, что оставляет место для определённых юридических маневров. Исходя из этого, можно сделать вывод, что антитрестовские законы в своей сущности зачастую носили показательный характер. В какой-то степени шло противостояние между государством и отдельными крупными финансовыми личностями. Американское правительство того времени не могло себе позволить сильных финансовых личностей, влияющих на политические процессы в стране.

 

 


Заключение

Итак, антимонопольное регулирование - неотъемлемая часть экономической политики любого государства с развитой рыночной экономикой.

Следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и перевести ее в неценовую. Сфера ее функционирования затрагивает интересы не только производителей, но и потребителей, обеспечивая одним возможность реализовать свой товар на рынке в условиях конкурентной борьбы, а другим - оптимальные цены на товары и услуги.

В итоге можно утверждать, что антимонопольное регулирование является важнейшей составляющей современной рыночной экономики; и главнымм средством борьбы с монополиями является антимонопольное законодательство, формирующее такую рыночную структуру, в рамках которой желаемое поведение фирм будет достигаться в той или иной мере автоматически. Но сфера деятельности антимонопольного законодательства включает в себя не только интересы производителей, но и потребительские цели и задачи, предоставляя предприятиям возможность реализовывать свой товар на свободном рынке при условии конкурентной борьбы и обеспечивая потребителям оптимальные цены на товары и услуги.

Антимонопольное законодательство обязано своему возникновению различными экономико-историческими причинами. В соответствии с индивидуальными чертами развития экономики разных стран, сложились разнообразные подходы к антимонопольному регулированию. Опыт западных стран в антимонопольном законодательстве обширен и разнообразен, особенно развитым в этом отношении принято считать антитрестовскую практику США.

Специфика монополий в России сказалась и на способах законодательного регулирования их деятельности. В США, странах Европы и прочих капиталистических государствах монополизм появился, когда уже существовали рыночные отношения, и государство в целях противодействия снижению конкуренции было вынуждено вводить ограничивающие нормы, в то время как российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и недостаточно развитых рыночных отношениях. Во многом именно благодаря этому несовпадению условий формирования антимонопольного законодательства, западный опыт в большинстве своём неприменим к рыночным реалиям нашей страны.

Вопрос монополизма в России пока решается как на экономическом, так и на политическом уровне. Вносятся поправки в антимонопольное законодательство, разрабатываются новые схемы и модели противодействия снижению конкуренции. Но рыночная экономика по своей сути не должна опираться на государство. Лишь при условии очевидной (хоть и относительной) автономности экономики возможно создание и дальнейшее становление свободного самоорганизующегося рынка.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: