Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»
(Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Северо-Западный институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Кафедра государственно-правовых дисциплин
Подольская Ксения Сергеевна
Контрольная работа по дисциплине Конституционное право
Тема 10
ПАРЛАМЕНТСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ В РФ
студентки БЗУ-11 группы, 1 курса
заочной формы обучения
Научный руководитель:
к.ю.н, доцент Красильникова Е. В.
Дата сдачи: __________________
Дата рецензирования: _________
Вологда 2020
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
§ 1. Место парламентских процедур в системе конституционного права и их правовая природа. | 7 |
§ 2. Некоторые парламентские процедуры на федеральном уровне | 11 |
§ 3. Некоторые парламентские процедуры на уровне субъектов федерации (на примере вологодской области) | 17 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 22 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 24 |
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Государство как особый институт власти, целью которого является управление обществом, осуществляет свои функции через различные государственные органы. В системе государственных органов современного демократического государства на основе принципа разделения властей принято выделять три ветви власти – законодательная, исполнительная и судебная. В рамках обозначенной темы рассмотрению подлежит лишь одна из них – законодательная, которая состоит из парламента Российской Федерации – Федерального собрания, а также законодательных (представительных) органов субъектов РФ.
Поскольку современная российская государственность не имеет многовековой истории становления, поэтому поиск оптимальной модели парламентаризма, отвечающей потребностям российского общества, еще продолжается, о чем говорят конституционные реформы, которые проводятся в настоящее время. Поправки к Конституции РФ, которые были приняты Федеральным Собранием РФ, а также одобрены всеми субъектами РФ в марте 2020 г., касаются, в том числе, статуса и функций Государственной Думы и Совета Федерации.
Исходя из динамичности российской государственной системы, особую значимость в контексте исследований общероссийского и региональных парламентов, т. е. Федерального Собрания РФ (его палат) и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, приобретают проблемы парламентских процедур. Дело в том, что парламентские процедуры представляют собой организационно-процессуальную основу функционирования парламента, играют значительную роль в определении места парламента в государственном механизме наряду с компетенцией парламента и иными характеристиками его конституционно-правового статуса[1].
|
|
Кроме этого, несовершенство парламентских процедур может быть одной из причин низкого качества законов. Бесспорно, что качество нормативно-правовых актов находится в прямой зависимости от тех процедур, которые регулируют процесс их принятия. Вследствие этого большое значение приобретает качество тех нормативного правовых актов, которые закрепляют этот порядок, и определение их места в иерархии нормативно-правовых актов органов государственной власти[2].
Объектом исследования в этой работе стала совокупность правоотношений, связанных с реализацией парламентских процедур на федеральном и региональном уровнях.
Цель, которая была поставлена автором работы – рассмотреть понятие и правовую природу парламентских процедур.
Задачи, которые необходимо решить:
-познакомиться с научной литературой, посвященной вопросам парламентского права
-изучить понятие парламентских процедур и их разновидности
-охарактеризовать некоторые виды парламентских процедур в РФ на федеральном и региональном уровнях.
-проработать правовые акты, регулирующие парламентские процедуры в РФ
- обратить внимание на некоторые проблемы, возникающие при реализации парламентских процедур и предложить варианты решения
Методологической основой работы являются общенаучные методы, такие как сравнение, переход от общего к частному, классификация, анализ и др. Также были использованы методы специально-юридические – а именно системно-правовой, функционально-правовой анализ, формально-юридический метод и т. д.
Тема парламентских процедур не привлекла большого внимания в среде ученого сообщества. Общие вопросы парламентского права разрабатываются в работах (учебниках и монографиях) Авакьяна С. А.[3], Хабриевой Т. Я.[4], Безрукова А. В.[5], Кокотова А. Н.[6] и др.
Комплексный анализ парламентских процедур на федеральном и региональном уровнях дается в диссертациях[7]. Есть статьи по общим и частным (реализация какой-либо разновидности парламентских процедур[8] и т.п.) вопросам предложенной темы.
Недостаточно исследованным остается региональный аспект реализации парламентских процедур, в силу отсутствия единого нормативного правового акта, а также в силу различий практики и форм процессуальной деятельности между законодательными (представительными) органами в различных субъектах РФ.
Множественность и разноплановость процедур затрудняют их фомализацию в каком-либо едином кодифицированном нормативно-правовом акте, поэтому нормы, регулирующие парламентские процедуры, разбросаны по большому количеству источников, причем не всегда правовых[9].
Существует три блока источников парламентского права.
1. Юридический блок. В него входят: Конституция, законы, указы и Постановления Совета Федерации и Государственной Думы, Президента и Правительства, решения судов, регламенты палат, внутрифедеральные договоры и соглашения, нормы и принципы международного права, Конституции (Уставы) субъектов РФ.
2. Особое место для того, кто поставил целью изучить парламентские процедуры, занимают парламентские регламенты ( правовой акт, определяющий внутреннюю организацию и порядок деятельности какого-либо государственного органа, учреждения, организации[10] ). Они определяют внутреннюю структуру и порядок деятельности палат парламента и занимают промежуточное положение между законодательными и подзаконными источниками конституционного права.
|
|
3. Рекомендательно-процедурный блок. Не все отношения, которые возникают в представительных органах, можно урегулировать в законах и регламентах. Пробелы заполняются парламентскими традициями, обычаями (не имеющее формального закрепления правило осуществления депутатом, палатой, ее структурным подразделением принадлежащих им прав, сложившееся в ходе работы данного парламента. Как форму закрепления парламентской процедуры обычай отличает наименьшая степень обязательности[11]), прецедентами (зафиксированное нормативно решение парламента по процедурному вопросу[12]).
МЕСТО ПАРЛАМЕНТСКИХ ПРОЦЕДУР В СИСТЕМЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА И ИХ ПРАВОВАЯ ПРИРОДА
По общему правилу парламент рассматривается в литературе как коллегиальный представительный орган государственной власти, состоящий из одной или нескольких палат, основной задачей которого является разработка и принятие законов в интересах населения и государства.[13]
Парламентские органы включают высшие представительные органы власти в государстве (общенациональные парламенты), а в федерациях — еще и в пределах субъектов федерации (региональные парламенты). Спецификой системы законодательных органов в федерациях является то, что региональные и федеральный парламент напрямую не соподчинены.
Среди признаков современного парламента в демократическом государстве выделяют: верховный орган государства; созданный на основе того или иного способа представительства народа; выражающий его суверенную волю; принимающий акты высокой юридической силы - законы; формирующий некоторые государственные органы и участвующий в назначении ряда высших должностных лиц; осуществляющий контроль над деятельностью исполнительных органов государственной власти[14].
В системе конституционного права выделяется крупная группа норм, посвященных федеральному и региональным парламентам. В российской правовой науке не сложилось единого мнения относительно парламентского права. Есть специалисты, считающие парламентское право отдельной отраслью права [15]. Большинство авторов рассматривают его как подотрасль конституционного права [16]. Без сомнения, нормы конституционного права являются правовой основой функционирования парламента, определяют его статус, порядок формирования, компетенцию. Особенностью парламентского права является большая роль в нем процессуальной составляющей[17]. Процессуальные нормы парламентского права образуют институты федерального и регионального законодательного процесса и иных парламентских процедур[18].
|
|
В юридической литературе существуют разные мнения относительно понятия парламентской процедуры. Так, Л.А. Шарнина определяет парламентские процедуры как установленные нормами права приемы, способы и методы деятельности парламента с целью придания ей юридического значения[19].
Рязанцев И.И. дает определение парламентских процедур, как юридически регламентированного порядка деятельности представительного органа содержанием которого являются: законодательные процедуры, процедуры структурирования и порядка деятельности парламента, его органов и должностных лиц при осуществлении им своих конституционных полномочий и функций; процедуры регламентирующие деятельность органов, содействующих осуществлению представительным органом его полномочий[20]. Совокупность множества парламентских процедур называется в литературе «парламентским процессом».[21]
Исследование специальной литературы позволяет заключить, что в парламентской процедуре необходимо различать форму и содержание: первое – это её нормативное закрепление в законодательстве и регламентах[22]. Представляется, что содержание – конкретные стороны работы парламента, их смысловое наполнение. Парламентская процедура имеет следующие признаки: формальная определенность, комплексность, непрерывность[23].
Основной задачей парламентской процедуры является обеспечение эффективности работы парламента. Эффективность зависит от степени реализации принципов работы парламента, к которым следует относить: коллективное свободное обсуждение; равноправие депутатов, учет мнений избирателей, гласность[24]. Строгое соблюдение и последовательное регулирование парламентских процедур – одно из условий стабильности конституционного строя и функционирования демократических институтов. Парламентские процедуры также выступают гарантией, обеспечивающей защиту парламентариев посредством правового процедурного обеспечения деятельности представительных органов[25].
Парламентские процедуры можно классифицировать по различным основаниям. Например, в зависимости от того, реализация каких полномочий парламента опосредуется конкретной парламентской процедурой, можно выделить законодательные, контрольные, представительские, организационные, обеспечивающие слаженную работу самого парламента, а также квазисудебные парламентские процедуры, процедуры, обеспечивающие формирование органов и должностных лиц и др. В зависимости от того, какие приемы составляют содержание процедуры, можно выделить процессы (суть этой процедуры состоит в том, чтобы задавать определенную последовательность действий), приемы выражения предложений, приемы обсуждения, приемы голосования, иные приемы принятия решений[26].
Согласно классификации Т.Я. Хабриевой, парламентские процедуры могут быть внутрипарламентские, межинституциональные (парламент-президент-правительство), федеративно-институциональные (ФС-парламенты субъектов РФ), в сфере отношений публично-правовой ответственности (представительные: парламент-электорат)[27].
Другая, более простая классификация – основные (посвященные главной функции парламента – представительство народа) и неосновные (организационные, решающие вопросы собственно самого парламента)[28].
Целесообразным было бы разделить парламентские процедуры по субъекту реализации (процедуры Совета Федерации, Государственной Думы, региональных парламентов).
Таким образом, среди специалистов по конституционному и парламентскому праву нет единства в вопросах места парламентских процедур в системе конституционного права, также как и в определении разновидностей парламентских процедур, что легко объясняется их сложностью, разноплановостью, взаимосвязью между собой и рассеянностью регулирования в множестве различных нормативно-правовых актов.
Представляется, что парламентские процедуры – это процессуальная форма реализации функций парламента, поэтому наиболее практичной с точки зрения автора этой работы является классификация процедур в зависимости от функций парламента, поэтому в соответствии с ней составлена следующая часть работы.