Место парламентских процедур в системе конституционного права и их правовая природа

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»

(Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Северо-Западный институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

 


Кафедра государственно-правовых дисциплин

Подольская Ксения Сергеевна

Контрольная работа по дисциплине Конституционное право
Тема 10



ПАРЛАМЕНТСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ В РФ

студентки БЗУ-11 группы, 1 курса

заочной формы обучения

 

Научный руководитель:

 

к.ю.н, доцент Красильникова Е. В.

 

Дата сдачи: __________________

Дата рецензирования: _________

 

 

Вологда 2020

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3
§ 1. Место парламентских процедур в системе конституционного права и их правовая природа. 7
§ 2. Некоторые парламентские процедуры на федеральном уровне 11
§ 3. Некоторые парламентские процедуры на уровне субъектов федерации (на примере вологодской области)   17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

 


 


ВВЕДЕНИЕ

Государство как особый институт власти, целью которого является управление обществом, осуществляет свои функции через различные государственные органы. В системе государственных органов современного демократического государства на основе принципа разделения властей принято выделять три ветви власти – законодательная, исполнительная и судебная. В рамках обозначенной темы рассмотрению подлежит лишь одна из них – законодательная, которая состоит из парламента Российской Федерации – Федерального собрания, а также законодательных (представительных) органов субъектов РФ.

Поскольку современная российская государственность не имеет многовековой истории становления, поэтому поиск оптимальной модели парламентаризма, отвечающей потребностям российского общества, еще продолжается, о чем говорят конституционные реформы, которые проводятся в настоящее время. Поправки к Конституции РФ, которые были приняты Федеральным Собранием РФ, а также одобрены всеми субъектами РФ в марте 2020 г., касаются, в том числе, статуса и функций Государственной Думы и Совета Федерации.

Исходя из динамичности российской государственной системы, особую значимость в контексте исследований общероссийского и региональных парламентов, т. е. Федерального Собрания РФ (его палат) и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, приобретают проблемы парламентских процедур. Дело в том, что парламентские процедуры представляют собой организационно-процессуальную основу функционирования парламента, играют значительную роль в определении места парламента в государственном механизме наряду с компетенцией парламента и иными характеристиками его конституционно-правового статуса[1].

Кроме этого, несовершенство парламентских процедур может быть одной из причин низкого качества законов. Бесспорно, что качество нормативно-правовых актов находится в прямой зависимости от тех процедур, которые регулируют процесс их принятия. Вследствие этого большое значение приобретает качество тех нормативного правовых актов, которые закрепляют этот порядок, и определение их места в иерархии нормативно-правовых актов органов государственной власти[2].

Объектом исследования в этой работе стала совокупность правоотношений, связанных с реализацией парламентских процедур на федеральном и региональном уровнях.

Цель, которая была поставлена автором работы – рассмотреть понятие и правовую природу парламентских процедур.

Задачи, которые необходимо решить:

-познакомиться с научной литературой, посвященной вопросам парламентского права

-изучить понятие парламентских процедур и их разновидности

-охарактеризовать некоторые виды парламентских процедур в РФ на федеральном и региональном уровнях.

-проработать правовые акты, регулирующие парламентские процедуры в РФ

- обратить внимание на некоторые проблемы, возникающие при реализации парламентских процедур и предложить варианты решения

Методологической основой работы являются общенаучные методы, такие как сравнение, переход от общего к частному, классификация, анализ и др. Также были использованы методы специально-юридические – а именно системно-правовой, функционально-правовой анализ, формально-юридический метод и т. д.

Тема парламентских процедур не привлекла большого внимания в среде ученого сообщества. Общие вопросы парламентского права разрабатываются в работах (учебниках и монографиях) Авакьяна С. А.[3], Хабриевой Т. Я.[4], Безрукова А. В.[5], Кокотова А. Н.[6] и др.

Комплексный анализ парламентских процедур на федеральном и региональном уровнях дается в диссертациях[7]. Есть статьи по общим и частным (реализация какой-либо разновидности парламентских процедур[8] и т.п.) вопросам предложенной темы.

Недостаточно исследованным остается региональный аспект реализации парламентских процедур, в силу отсутствия единого нормативного правового акта, а также в силу различий практики и форм процессуальной деятельности между законодательными (представительными) органами в различных субъектах РФ.

Множественность и разноплановость процедур затрудняют их фомализацию в каком-либо едином кодифицированном нормативно-правовом акте, поэтому нормы, регулирующие парламентские процедуры, разбросаны по большому количеству источников, причем не всегда правовых[9].

Существует три блока источников парламентского права.

1. Юридический блок. В него входят: Конституция, законы, указы и Постановления Совета Федерации и Государственной Думы, Президента и Правительства, решения судов, регламенты палат, внутрифедеральные договоры и соглашения, нормы и принципы международного права, Конституции (Уставы) субъектов РФ.

2. Особое место для того, кто поставил целью изучить парламентские процедуры, занимают парламентские регламенты ( правовой акт, определяющий внутреннюю организацию и порядок деятельности какого-либо государственного органа, учреждения, организации[10] ). Они определяют внутреннюю структуру и порядок деятельности палат парламента и занимают промежуточное положение между законодательными и подзаконными источниками конституционного права.

3. Рекомендательно-процедурный блок. Не все отношения, которые возникают в представительных органах, можно урегулировать в законах и регламентах. Пробелы заполняются парламентскими традициями, обычаями (не имеющее формального закрепления правило осуществления депутатом, палатой, ее структурным подразделением принадлежащих им прав, сложившееся в ходе работы данного парламента. Как форму закрепления парламентской процедуры обычай отличает наименьшая степень обязательности[11]), прецедентами (зафиксированное нормативно решение парламента по процедурному вопросу[12]).



МЕСТО ПАРЛАМЕНТСКИХ ПРОЦЕДУР В СИСТЕМЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА И ИХ ПРАВОВАЯ ПРИРОДА

 

По общему правилу парламент рассматривается в литературе как коллегиальный представительный орган государственной власти, состоящий из одной или нескольких палат, основной задачей которого является разработка и принятие законов в интересах населения и государства.[13]

Парламентские органы включают высшие представительные органы власти в государстве (общенациональные парламенты), а в федерациях — еще и в пределах субъектов федерации (региональные парламенты). Спецификой системы законодательных органов в федерациях является то, что региональные и федеральный парламент напрямую не соподчинены.

Среди признаков современного парламента в демократическом государстве выделяют: верховный орган государства; созданный на основе того или иного способа представительства народа; выражающий его суверенную волю; принимающий акты высокой юридической силы - законы; формирующий некоторые государственные органы и участвующий в назначении ряда высших должностных лиц; осуществляющий контроль над деятельностью исполнительных органов государственной власти[14].

В системе конституционного права выделяется крупная группа норм, посвященных федеральному и региональным парламентам. В российской правовой науке не сложилось единого мнения относительно парламентского права. Есть специалисты, считающие парламентское право отдельной отраслью права [15]. Большинство авторов рассматривают его как подотрасль конституционного права [16]. Без сомнения, нормы конституционного права являются правовой основой функционирования парламента, определяют его статус, порядок формирования, компетенцию. Особенностью парламентского права является большая роль в нем процессуальной составляющей[17]. Процессуальные нормы парламентского права образуют институты федерального и регионального законодательного процесса и иных парламентских процедур[18].

В юридической литературе существуют разные мнения относительно понятия парламентской процедуры. Так, Л.А. Шарнина определяет парламентские процедуры как установленные нормами права приемы, способы и методы деятельности парламента с целью придания ей юридического значения[19].

Рязанцев И.И. дает определение парламентских процедур, как юридически регламентированного порядка деятельности представительного органа содержанием которого являются: законодательные процедуры, процедуры структурирования и порядка деятельности парламента, его органов и должностных лиц при осуществлении им своих конституционных полномочий и функций; процедуры регламентирующие деятельность органов, содействующих осуществлению представительным органом его полномочий[20]. Совокупность множества парламентских процедур называется в литературе «парламентским процессом».[21]

Исследование специальной литературы позволяет заключить, что в парламентской процедуре необходимо различать форму и содержание: первое – это её нормативное закрепление в законодательстве и регламентах[22]. Представляется, что содержание – конкретные стороны работы парламента, их смысловое наполнение. Парламентская процедура имеет следующие признаки: формальная определенность, комплексность, непрерывность[23].

Основной задачей парламентской процедуры является обеспечение эффективности работы парламента. Эффективность зависит от степени реализации принципов работы парламента, к которым следует относить: коллективное свободное обсуждение; равноправие депутатов, учет мнений избирателей, гласность[24]. Строгое соблюдение и последовательное регулирование парламентских процедур – одно из условий стабильности конституционного строя и функционирования демократических институтов. Парламентские процедуры также выступают гарантией, обеспечивающей защиту парламентариев посредством правового процедурного обеспечения деятельности представительных органов[25].

Парламентские процедуры можно классифицировать по различным основаниям. Например, в зависимости от того, реализация каких полномочий парламента опосредуется конкретной парламентской процедурой, можно выделить законодательные, контрольные, представительские, организационные, обеспечивающие слаженную работу самого парламента, а также квазисудебные парламентские процедуры, процедуры, обеспечивающие формирование органов и должностных лиц и др. В зависимости от того, какие приемы составляют содержание процедуры, можно выделить процессы (суть этой процедуры состоит в том, чтобы задавать определенную последовательность действий), приемы выражения предложений, приемы обсуждения, приемы голосования, иные приемы принятия решений[26].

Согласно классификации Т.Я. Хабриевой, парламентские процедуры могут быть внутрипарламентские, межинституциональные (парламент-президент-правительство), федеративно-институциональные (ФС-парламенты субъектов РФ), в сфере отношений публично-правовой ответственности (представительные: парламент-электорат)[27].

Другая, более простая классификация – основные (посвященные главной функции парламента – представительство народа) и неосновные (организационные, решающие вопросы собственно самого парламента)[28].

Целесообразным было бы разделить парламентские процедуры по субъекту реализации (процедуры Совета Федерации, Государственной Думы, региональных парламентов).

Таким образом, среди специалистов по конституционному и парламентскому праву нет единства в вопросах места парламентских процедур в системе конституционного права, также как и в определении разновидностей парламентских процедур, что легко объясняется их сложностью, разноплановостью, взаимосвязью между собой и рассеянностью регулирования в множестве различных нормативно-правовых актов.

Представляется, что парламентские процедуры – это процессуальная форма реализации функций парламента, поэтому наиболее практичной с точки зрения автора этой работы является классификация процедур в зависимости от функций парламента, поэтому в соответствии с ней составлена следующая часть работы.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: