Тема: М. А. Шолохов. Жизнь и творчество. Роман-эпопея «Тихий Дон». История создания романа

Теория:

 

1. Прочитайте лекцию:

Жизненный и творческий путь. Автор известных в СССР произведений Михаил Александрович Шолохов прожил непростую жизнь. Писателя, из-под пера которого вышли такие романы как «Тихий Дон» и «Поднятая целина» можно назвать патриотом своей Родины, и, хотя эти творения в наше время вызывают большие споры, он внес большой вклад в литературу советского времени.

Жизнь Михаила началась 24 мая 1905 года на хуторе Кружилин станицы Вешенской Донецкого округа Области войска Донского (но эту дату надо уточнять).

Родители Михаила Александровича были простыми людьми: отец, являясь выходцем из Рязанской губернии, постоянно переходил с одной работы на другую: трудился и в качестве и скупщика скота, и приказчика, и даже управлял паровой мельницей. Мама, Анастасия Даниловна, зарабатывала на жизнь в богатом доме горничной. У женщины была нелегкая судьба: сначала её выдали замуж насильно за казака-атамана, а после, встретив Александра Шолохова, она оставила законного супруга. Таким образом, маленький Миша считался незаконнорожденным, и лишь когда молодые люди обвенчались в церкви, и Александр усыновил малыша, клеймо байстрюка было снято с мальчика.

Азы науки Михаил впервые познал дома, когда отец нанял учителя Т.Т. Мрыхина. Продолжал он учебу поначалу в церковноприходской школе, затем грыз гранит науки в мужском одноклассном училище и уже после того окончил мужскую Богучаровскую гимназию. Увы, гражданская война помешала дальнейшему образованию мальчика.

События Верхнедонского восстания 1919 года (семья Шолоховых во время военных действий жила на Дону) навсегда запечатлелись в сознании Михаила Шолохова, а позже отразились в его романе «Тихий Дон». А через год юноша уже пытается освоить профессии: ликвидирует безграмотность в качестве учителя, служит в ревкоме и даже пробует себя в журналистике. Шолохов ненавидел противостояние между своими же братьями, именуемое «гражданской войной», но поддерживал все-таки победившую сторону красных. За свое правдолюбие будущий писатель чуть было не поплатился жизнью: работая в 1921 году инспектором Букановской станицы, пытался снизить налоги простых граждан, чем вызвал гнев начальства. К счастью первоначальный приговор «расстрел» сменили условным сроком заключения.

Жажда знаний у молодого Михаила была настолько сильной, что он, постоянно занимаясь самообразованием, попадает в литературную группу, называющуюся «Молодая гвардия». А 19 сентября 1919 года, начинающий автор уже радовался первой публикации своего фельетона «Испытание» в газете.

Перемены в личной жизни писателя произошли в 1924-м году. Тогда он заключил брачный союз с Марией Петровной Громославской (их семейная жизнь продлилась долгих шестьдесят лет). Но в этот же год Михаил Шолохов состоялся и как писатель-профессионал: из-под его пера выходит первый из «Донских рассказов» «Родинка», который печатают в газете «Молодой ленивец». За публикацией в этом издании последовал ряд других: «Продкомиссар», «Пастух», «Шибалково семя», «Путь-дороженька», «Илюха», «Нахаленок» …

Со временем у Шолохова созревает мысль: нужно писать не просто «Донские рассказы» (книга с этим названием увидела свет в 1925 году, а в 1926 г. был издан второй сборник), но акцентировать внимание читателей на событиях мировой войны. С этой целью писатель собирает материалы очевидцев, обрабатывает архивы, записывает воспоминания свидетелей. Так рождается роман «Тихий Дон», получивший впоследствии широкую известность.

Февраль 1926 года стал знаковым для Михаила Александровича и его жены: в это время появилась на свет их дочь по имени Света.

Первая часть романа «Поднятая целина» была опубликована в 1932 году в журнале «Новый мир». Как ни странно, именно Иосиф Виссарионович Сталин дал добро на печать рукописи, несмотря на сопротивление редакции, требовавшей изъять главы о раскулачивании. Работу над второй одноименной книгой пришлось на время отложить – автор считал нужным поскорее закончить четвертую книгу «Тихого Дона». Однако, страшный голодомор, буквально косивший земляков Шолохова, заставил его приостановить литературную деятельность. В связи с этими страшными событиями Михаил Александрович пишет письмо И. В. Сталину с просьбой разобраться с теми, кто стал причиной вымирания населения, не засыпав зерна и не выполняя плана. Писатель заступается за односельчан, приводя неоспоримые факты нарушений и преступных действий власти, выбивающих последние остатки провизии у бедных людей и описывая нечеловеческие страдания голодающих, над которыми еще и издеваются. Сталин обещает повлиять на ситуацию.

Над последней книгой «Тихого Дона» Шолохову пришлось работать в условиях преследования со стороны соратников вождя, которые считали, что его роман больше пришелся по душе белогвардейцам, чем красным. Снова Шолохову пришлось прибегать к помощи Сталина. Хорошо, что «отец народов» был на его стороне и прочитал записку, в которой указывался адрес конспиративной квартиры, написанный одним из чекистов. Снова писатель был спасен от ареста и его тяжелых последствий.

В марте 1941 года за роман «Тихий Дон» Несмотря на неодобрительные отзывы критиков, Михаил Александрович Шолохов был удостоен Сталинской премии 1-й степени, которую перевел в фонд обороны, как только началась Великая Отечественная война.

Военная биография писателя началась с работы в Советском информационном бюро на фронте. Он служил в газетах «Правда» и «Красная Звезда» спецкором, воевал под Смоленском и на Западном фронте, в результате чего получил серьезную контузию. В 1942 г. получил серьёзную контузию на аэродроме в Куйбышеве, которая давала о себе знать на протяжении всей жизни. В 1942 году увидел свет рассказ «Наука ненависти», где писателем профессионально был создан образ солдата, побывавшего в плену. Это тоже грозило неприятностями, потому что в то время пленные приравнивались к предателям.

Среди вереницы бедствий еще одно горе постигло известного писателя: в результате авианалета на месте погибла его мать. К сожалению, архивы второй книги рукописи «Поднятой целины» сохранить не удалось – он был утерян по причине стремительного наступления фашистов.

Первая книга романа «Они сражались за Родину» была завершена в 1950 году. И хотя по замыслу писателя это должна была быть трилогия, новые главы увидели свет лишь в 1954-м году. Новый год с 1956 на 1957 стал также знаковым для Михаила Александровича, ведь в газете «Правда» был напечатал рассказ «Судьба человека» - о советском солдате, прошедшем плен.

В 1951 году была воссоздана вторая книга «Поднятой целины» - колоссальный труд длиною в тридцать лет. Это произведение, за которое автору присудили Ленинскую премию, увидело свет в 1960-м году.

1965 год стал годом международного признания Шолохова как литератора: роман «Тихий Дон» стал поводом для присуждения его автору Нобелевской премии. В это же время писатель получает ученую степень доктора филологических наук Ростовского госуниверситета.

Взгляды писателя в то время отличались заметным противоречием. Например, отзываясь без уважения о романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго» он вдруг говорит журналисту в интервью, что его лучше было бы опубликовать, чем налагать запрет; оказывает содействие публикации рассказа Солженицына «Один день Ивана Денисовича», но критикует саму политическую позицию автора.

Михаил Александрович Шолохов прожил тяжелую, но плодотворную жизнь и был удостоен многих наград (в том числе и премии мирового значения за вклад в области культуры). Сердце выдающегося писателя перестало биться 21 февраля 1984 года. Он скончался и похоронен на родной земле, в станице Вешенской.

2. История создания романа. Роман-эпопея «Тихий Дон» — великое произведение и великая загадка XX в. Первое упоминание о рукописи начальной книги «Тихого Дона» относится к 1927 г., когда Шолохов, приезжая в Москву, читал своим друзьям в доме у Василия Михайловича Кудашева некоторые главы романа. Первая книга увидела свет на страницах журнала «Октябрь» в 1927 г.

Немного позже, в 1928 г., с рукописью романа и его автором познакомится и Евгения Григорьевна Левицкая — тогда библиограф издательства МК ВКП(б) «Московский рабочий». Именно Левицкой было суждено стать верным другом и помощником М. А. Шолохова на долгие годы, именно она первой встала на защиту молодого автора сразу после выхода в свет первой книги романа.

В 1928 г. в журнале «Октябрь» печатает вторую книгу «Тихого Дона», в которую вошли главы отложенной когда-то «Донщины». Спешка с публикацией и «монтаж» старых заготовок, по мнению самого М. А. Шолохова, существенно снизили уровень художественного изображения. Кроме того, сознаётся автор Е. Г. Левицкой, во второй книге его «душит история». Именно это сомнение писателя отвечает обвинителям, кричащим о смене стиля романа: из-за того, что «история душит», и становится повествование более публицистичным, менее образным. Стремясь к максимально возможной объективности, писатель включает в роман и многочисленные документы, подробные военные сводки (создающие полную картину происходящего), а наряду с вымышленными персонажами вводит в действие реальные исторические лица.

Особенно драматичной оказалась судьба третьей книги романа. Это видно хотя бы из «истории» её публикации: 1929 г., «Октябрь»; повествование доходит до гл. XII и после привычного «продолжение следует» вдруг обрывается — безо всякого объяснения со стороны редакции; в 1930– 1931 гг. появляются лишь отдельные отрывки из третьей книги, и только в 1932 г. «Октябрь» безо всяких объяснений возобновил публикацию романа, предварительно подвергнув его жесточайшей цензуре (были вырезаны главы, по мнению редакции журнала, крамольные). Что же произошло на самом деле? В центре повествования третьей книги — восстание казаков 1919 г. Оно, как было выяснено М. А. Шолоховым, оказалось белым пятном в истории Гражданской войны. Писатель использовал и личные воспоминания, поскольку был невольным свидетелем этой трагедии. Помимо прочих творческих затруднений вдруг возникают проблемы совсем нелитературного свойства.

Работа над книгой продолжалась, Шолохов закончил её в 1930 г., но тут возникли проблемы с печатью. Чтобы протолкнуть роман, писатель обращается к самому И. В. Сталину. Решающей оказалась вторая встреча с вождём на даче у Максима Горького. М. А. Шолохову удалось убедить вождя, что «Тихий Дон» — роман антибелогвардейский, так как заканчивается полным разгромом Добровольческой армии, и Сталин одной фразой подвёл итог всему разговору: «Третью книгу “Тихого Дона” печатать будем!» Таким образом была решена судьба третьей книги «Тихого Дона», о которой М. А. Шолохов сказал: «Кончил нелепо, на 6-й части, не распутав и не развязав всех узлов… Меня очень прельщает мысль написать ещё 4-ую книгу, и я, наверное, напишу-таки её зимою…»

Однако в полной мере планам писателя осуществиться было не суждено. Наступил 1934 г. После тяжелейшего 1933-го трудности пятого года коллективизации казались мелочью. Именно теперь М. А. Шолохов заканчивает четвёртую книгу, но, как это бывало уже не раз в его творчестве, решает полностью её переписать («постиг меня жесточайший припадок самокритики»). Доделать окончательно, однако, смог её лишь в 1939 г. На этом, к сожалению (или к счастью?), история «Тихого Дона», полная трагических нелепостей, не закончилась. В 1953 г. выходит четырёхтомник под редакцией К. В. Потапова, внёсшего в роман множество исправлений. Всё произошло с молчаливого согласия автора (что неоднократно уже вменялось ему в вину).

Не искажённый цензорскими и редакторскими вмешательствами полный текст своего произведения М. А. Шолохов увидит напечатанным только в 1980 г. в собрании сочинений — через пятьдесят лет после написания и за четыре года до конца жизни.

Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзор).

Первоначальный замысел романа. Шолохов хотел изобразить события 1917 года – поход казаков с Корниловым на Петроград. В окончательном тексте события романа охватывают время с 1912 по 1922 годы.

Автор изменил первоначальный замысел, та как «привлекала задача показать казачество в революции. Начал я с участия казачества в походе Корнилова на Петроград… Донские казаки были в этом походе в составе третьего казачьего корпуса… Начал с этого… Написал листов 5-6. Когда написал, почувствовал, что не то… Для читателя останется непонятным – почему казачество приняло участие в подавлении революции? Что это за казак? Что за область Войска Донского?»

Жанр «Тихого Дона» - роман-эпопея. Жанр — роман-эпопея. Шолохов стремился дать в произведении широкую, даже всестороннюю картину мира, срез целой эпохи, преломленной как в грандиозных исторических событиях, так и в судьбах отдельных героев и их семей, ответить на сложные вопросы о закономерностях исторического процесса и явлений народной жизни. Роман - эпическое произведение, в котором судьба личности прослеживается в связи с судьбой общества, судьбой эпохи в художественном пространстве и времени. Эпопея Разновидность романа, с особой полнотой охватывающая исторический процесс в многослойном сюжете, включающем многие человеческие судьбы и драматические события народной жизни.

Композиция романа. 1-я книга: 1912 – 1916 гг. Предвоенное время, события империалистической войны.

2-я книга: 1916 – 1918 гг. Февральская революция 1917 года, корниловщина, Октябрьская революция, начало гражданской войны.

3-я книга: 1918 – 1919 гг. Война на юге России. Верхнедонское восстание.

4-я книга: 1919 – 1922 гг. Разгром белоказачьего движения, установление Советской власти на Дону.

Место и время действия романа. Действие в «Тихом Доне» охватывает огромный промежуток времени — с мая 1912 по март 1922 года: первая мировая война, две русские революции, корниловский мятеж, гражданская война. Кроме того, история рода Мелеховых расширяет эти рамки до 1853– 1856 годов (Крымская война). Так же широк охват действительности (от уклада и быта простых казаков и до императорского двора) и географические рамки произведения: Дон-щина, Галиция, Восточная Пруссия, Белоруссия, Нарва, Могилев, Москва, Быхов, Петроград, Кубань, Новороссийск.

Система персонажей. В произведении изображены как вымышленные герои (семьи Мелеховых, Астаховых, Коршуновых, Кошевых, Листницких и другие), так и реальные исторические лица (Николай II, Корнилов, Крымов, Каледин, Подтелков, Кудинов, Малкин и другие). Герои Шолохова — простые, зачастую малообразованные люди, которые «на себе» проверяют правильность сделанного выбора, часто расплачиваясь за него искалеченными судьбами и даже жизнью.

Основное внимание Шолохов уделил изображению казачества. «Тихий Дон» начинается изображением мирной довоенной жизни казачества в хуторе Татарском. На первый план повествования выдвигается семья Мелеховых. Это типичная середняцкая семья с патриархальными устоями, размеренную жизнь которой прерывает война.

В образах-типах, созданных Шолоховым, обобщены глубокие и выразительные черты русского народа. Главным героем, самым притягательным и противоречивым, отразившим всю сложность исканий и заблуждений казачества, является Григорий Мелехов. Он находится в самом тесном единстве и связан как со своей семьей, так и с казаками хутора Татарского и всего Дона, среди которых он вырос и вместе с которыми жил и боролся, постоянно находясь в поисках правды и смысла жизни. Мелехов не отделен от своего времени. Он не просто общается с людьми и участвует в событиях, но всегда размышляет, оценивает, судит себя и других.

История его жизни развивается на фоне гражданской войны, которая понимается автором как грубое, недопустимое искажение естественных форм бытия. Экспозицией к историческому сюжету романа можно считать первое убийство, совершенное Григорием в пылу конной атаки. Герой очень долго и тяжело переживает его. Но страшно и показательно другое: это первое убийство влечет за собой целую череду смертей, которые проходят через весь роман и в результате завершаются гибелью самого дорогого для Григория человека — Аксиньи. Очень символичен образ черного неба и сияющий черный диск солнца, который видит над собой Григорий Мелехов, похоронив Аксинью.

Финал романа имеет философское звучание. Шолохов оставил своего героя на пороге новых жизненных испытаний. Как сложится его жизнь, какую дорогу он выберет? Писатель не дает ответа на эти вопросы, а заставляет читателя задуматься над судьбой героя.

Поэтика М.А. Шолохова восходит к реалистической традиции русской классики, прежде всего к творчеству Л.Н. Толстого. Роман-эпопею «Тихий Дон» и «Войну и мир» сближает масштабность образа мира в пространственном и временном планах, изображение событий, определивших дальнейшую судьбу России и Европы (Первая мировая и Гражданская войны, революции 1917 года) и будущее казачества (корниловский мятеж и мятеж генерала Каледина, Верхнедонское восстание и др.). Жизненный путь каждого героя неразрывно связан с историческим процессом, во многом им определяется, что и обуславливает проблематику романа. В системе персонажей «Тихого Дона» очевидно выделяется главный герой — Григорий Мелехов. Его мировоззрение сформировано жизненным укладом донских казаков, описанию которого немало внимания уделяет автор в первой книге романа-эпопеи. Основные ценности, характеризующие казачество в романе, — крестьянский труд и воинский долг. Отец Григория, Пантелей Прокофьевич, любит вспоминать, как получал призы за джигитовку «на императорском смотру». Григорий, отказываясь от предложения Аксиньи уйти с хутора, заявляет: «Ну куда я пойду от хозяйства? Опять же на службу мне на энтот год. Не годится дело... От земли я никуда не тронусь». Читатель видит семейство Мелеховых на сенокосе, в другие моменты их повседневной жизни, подробно описаны сборы Петра и Григория в армию.

Для казаков важна семья, род, принадлежность к сообществу вольных донецких жителей. Роман начинается с предыстории Мелеховых, а в первой главе дается семейный портрет, в котором подчеркивается сходство Петра с матерью, Ильиничной (пшеничного цвета волосы), а

Григория с отцом (звероватое выражение миндалевидных глаз). В семье царит строгая иерархия отношений, основанная на безоговорочном послушании младших старшим.

Образ казачества не идеализируется: в романе немало эпизодов, в которых проявляется дикость нравов, развращенность казаков, их жестокость, мародерство и воровство во время войны. («Наш брат жив не будет, чтоб не слямзить».) И все же прежде всего позитивными ценностями донских хуторян определяется взгляд на мир и характерГригория Мелехова и многих других персонажей романа. Устоявшийся образ жизни казаков сближает их с природой, делает их существование цикличным. В эту гармонию вторгается историческое время, разрушающее привычный порядок. События Первой мировой войны, революции, перерастающей в войну Гражданскую, заставляют героев искать для себя объяснение происходящему и новые нравственные ориентиры.

В довоенное время Григорий изображен как человек, мало осознающий цели своего существования. Его поступки определяются спонтанными желаниями или внешними обстоятельствами. Он не готов оценивать последствия своих действий, брать на себя ответственность за других. Эти черты характера героя проявляются в любовных отношениях с Аксиньей и Натальей. Здесь мы видим композиционный прием, который Шолохов неоднократно использует в романе: главного героя окружают персонажи, чьи позиции взаимно альтернативны. Тем самым Мелехов открывает для себя разные варианты самоопределения. Аксинья пробуждает в Григории страстное чувство, следование которому предполагает нарушение социально-этических норм. С первых дней их любовь стала вызовом хуторскому ханжеству: они жили вместе, почти не таясь, потому что связывало их, пишет Шолохов, «что-то большее, непохожее на короткую связь». Женитьба на Наталье по требованию отца идет вразрез с чувствами героя. Однако он совершает этот шаг, не задумываясь над тем, как будет жить с нелюбимой женщиной. В итоге он заставляет страдать свою жену, откровенно признаваясь ей: «Не люблю я тебя, Наташка, ты не гневайся».

На войне Григорий раскрывается как отважный воин, удостаивается Георгиевского креста. В армейской жизни проявляется присущее Мелехову чувство собственного достоинства: он непокорен, не допускает рукоприкладства. Изначально он не пытается понять, за что сражается. Но ужасы военных событий заставляют Мелехова задуматься над тем, ради чего творится насилие — и как относиться к происходящему. Шолохов изнутри показывает ту драматическую ситуацию, в которой оказался Григорий и другие казаки на войне. Их глазами мы видим, как вызревшие хлеба топчет конница, как покрывается шрапнелью неубранная пшеница. Казаки, глядя на полегший хлеб, вспоминают свои десятины и «черствеют сердцем». Сильное потрясение вызывает у Григория совершенное им первое убийство. Полярные мнения представляет иная пара героев, Чубатый и Гаранжа: первый оправдывает происходящее («Человека руби смело. <...> Ты — казак, твое дело — рубить, не спрашивая»), второй пытается объяснить Григорию социальные истоки войны («За що мы с тобой, хлопче, воювалы? <...> За буржуив мы воювалы...»). Григорий не принимает позицию ни одного из персонажей, война вызывает в герое чувство усталости, при встрече с братом он признается: «Я, Петро, уморился душой... Будто под мельничными жерновами побывал, перемяли они меня и выплюнули». Григорий уже без пафоса размышляет о воинском долге, пытаясь понять, ради чего стоит жить человеку.

Среди средств создания образов персонажей особое внимание нужно обратить на портрет. Описывая внешность героев, М. Шолохов обращается к приемам, апробированным Л.Н. Толстым: портретные детали эмблематически отражают изменения в восприятии мира, свидетельствуют о переломных моментах в судьбе героя. Так, на войне Григорий Мелехов меняется внешне: исчез с лица румянец, навсегда забыта улыбка, ввалились глаза и обострились скулы. Особый же акцент делается на появившуюся на лице «борозду, стекающую наискось через лоб»: она свидетельствует о внутреннем кризисе персонажа.

Наряду с изображением главного героя в роман включены эпизоды, в которых представлены людские массы. Например, при описании мобилизации мы видим своего рода коллективный портрет казачества.

Его деталями становятся уже образы отдельных людей (хмурый и озабоченный военный пристав, атаманцы в голубых фуражках, низкорослая казачка с подсолнуховой лузгой, вахмистр в рыжей оправе бороды и др.). Эту картину дополняет разноречие — фрагменты диалогов, отдельные реплики разных персонажей, звучащие в данном эпизоде.

Читатель осознает, что образ народа в романе не безлик, он складывается из отдельных людей с их чаяниями и судьбами. Продолжает автор толстовские традиции и в изображении исторических катаклизмов, прежде всего — войны. Изложение историй отдельных персонажей чередуется с эпизодами, в которых представлено восприятие насилия народными массами, что усиливает трагизм событий. Война подана не только как социальная, но мировая катастрофа, от которой страдает в том числе природа. Метафоры, олицетворения, используемые автором («хмурое лицо земли оспой взрыли снаряды», «деревья — в рваных ранах и кровоточат рудой древесной кровью»), создают иллюзию, что природный мир ощущает на себе воздействие

войны. Пейзаж в романе дан с точки зрения казаков-тружеников. На это работают фольклорные метафоры, эпитеты («пшеничная россыпь звезд», «черноземно-черное небо»), олицетворения («земля... тосковала о прохладе»), диалектные слова. Образ окружающего мира динамичен, автору интересны изменения в природе, происходящие в связи со сменой времен года, переходом от дня к ночи и пр. Такая особенность пейзажа может играть и сюжетную роль: природа предвещает знаковые события в жизни какого-либо героя — или же исторические катаклизмы. Например, в романе проводится параллель между ожиданием прихода весны и настроениями казачьих хуторов, готовых влиться в Верхнедонское восстание. Тем самым пейзаж обеспечивает эпическую масштабность событий в произведении. Вместе с тем колоритные шолоховские пейзажи смягчают сюжетный драматизм, напоминая о вечном движении жизни, ее постоянном обновлении и красоте. Мелькают события, погибают и рождаются персонажи, но продолжается невозмутимое течение Дона, вновь и вновь зацветает

степь, по-прежнему ярко светит над донскими просторами солнце. Не случайно роман начинается и заканчивается картиной весенней природы.

Революция и Гражданская война показаны стереоскопически — в их влиянии на казачество (и шире — российское общество в целом) и в том, как они отражаются в судьбе отдельных героев произведения.

Для казачества наступают смутные времена, о чем свидетельствуют массовые сцены четвертой части романа. Шолохов изображает разрушение традиционной системы ценностей донских хуторян. В социальном плане новая коммунистическая идеология близка лишь беднейшему казачеству — таким, как Мишка Кошевой, более состоятельным жителям Дона она чужда. Вместе с тем действия представителей любой власти оказываются связаны с насилием: «белые» в этом отношении ничем не отличаются от «красных». Автор намеренно сближает эпизоды расправы над чернецовцами — и казнь подтелковцев. В обоих случаях он показывает гибель людей, а не классовых врагов: запоминающиеся портретные детали усиливают читательское сострадание жертвам убийства.

Роман позволяет понять, как воспринимает революцию и дальнейшие изменения в жизни страны казачество, проследить изменение общественных настроений. Но Шолохову важнее осмыслить человеческие трагедии, к которым ведет братоубийственная война. Расстрел без суда и следствия жителей хутора Татарского, среди которых и зажиточный казак Мирон Григорьевич Коршунов, и середняки Авдеич Брех, Кашулин, Майданников, Богатырев, Королев; рассказ о комиссаре Малкине, который без причины расстреливает стариков в станице Букановской; убийство Кошевым Петра Мелехова — и казнь пленных красноармейцев Григорием; убийство Котлярова Дарьей, вдовой Петра; действия карателя Митьки Коршунова — и представителей ревтребунала (в числе которых и Бунчук), ежедневно расстреливающих «контрреволюционный элемент»... Многочисленные эпизоды насилия и вражды обостряют проблематику романа: служение классовой правде лишь умножает ненависть. Злоба и месть распространяются на семьи воюющих, на стариков и детей. В романе изображена трагедия казачества и России в целом, обусловленная революционными событиями.

Первая мировая война изображается Шолоховым как народное бедствие. Он акцентирует внимание на ужасах войны, калечащей людей и физически, и нравственно. Например, казак Чубатый поучает Григория Мелехова: «В бою убить человека — святое дело...» Однако Чубатый со своей звериной философией отпугивает людей.

Во второй книге автор пишет, что известие о свержении самодержавия не вызвало среди казачества радостного чувства, они отнеслись к нему со сдержанной тревогой и ожиданием. Верхне-Донское восстание предстает в изображении Шолохова как одно из центральных событий гражданской войны на Дону. Его причинами были красный террор, неоправданная жестокость представителей советской власти на Дону (многочисленные расстрелы казаков, например, убийство Мирона Коршунова и деда Тришки; действия комиссара Малкина, который отдавал приказы расстреливать бородатых казаков и т. д.).

Верхне-Донское восстание отразило народный протест против разрушения устоев крестьянской жизни и вековых традиций казаков, которые стали основой крестьянской нравственности и морали, складывавшейся веками, и передаваемых по наследству из поколения в поколение. В то же время писатель показал и обреченность восстания. Уже в ходе событий народ понял и почувствовал его братоубийственный характер. Один из предводителей восстания, Григорий Мелехов, заявляет: «А мне думается, что заблудились мы, когда на восстание пошли».

Работая над эпопеей «Тихий Дон», Шолохов исходил из того, что основной движущей силой истории является народ. Эта философская концепция получила в эпопее глубокое художественное воплощение: в изображении народной жизни, быта и труда казачества, в изображении участия народа в исторических событиях. Шолохов показал, что путь народа в революции и гражданской войне был сложным, напряженным, трагичным. Уничтожение «старого мира» было связано с крушением вековых народных традиций, православия, разрушением церквей, отказом от нравственных заповедей, которые внушались людям с детских лет.

Самоопределение Григория в романе идет мучительно и сопряжено с радикальными решениями, однако ни «красная вера», ни идеология ее противников не устраивает героя. Жизненные метания Мелехова обусловлены не только противоречивостью его натуры, но и предельной сложностью искомой цели. Григорий ищет не удобной «частной» правды для себя («чтобы лично мне лучше жилось»), но правды общей, да еще такой, за которую не придется больше убивать. Тупик, в который попадает герой, ярче всего иллюстрируют эпизод рубки матросов, его участие в делах банды Фомина, а также внутренние монологи Григория, в которых он неоднократно сравнивает себя с волком («зафлаженным на облаве», «до края озлобленным», «опаляемым слепой ненавистью»).

Попытка отказаться от участия в конфликте тоже оказывается утопичной: Мелехов пытается жить идеалами дома, семьи, крестьянского труда, но смерть Натальи, а затем гибель Аксиньи раскрывает невозможность «выпадения» из истории в мире, охваченном гражданской войной. Образ «ослепительно сияющего черного диска солнца», венчающий этот эпизод в романе, символичен: он представляет личную трагедию Мелехова не как частный случай, но придает ей космический масштаб.

Нравственный кризис Григория оказывается неразрешимым. Однако позиции других персонажей, принявших ту или иную противоборствующую сторону, в романе не выглядят более убедительными. Насилие морально разрушает всех имеющих к нему отношение. Тем самым читатель приближается к пониманию трагической личности человека в романе М. Шолохова: подлинный, а не «революционный» гуманизм оказывается невозможен в эпоху исторических катаклизмов.

Смысл названия романа – эпопеи. Словосочетание «Тихий Дон» в контексте шолоховской эпопеи превращается в оксюморон из-за несоответствия эпитета «тихий» историческим событиям и трагическому накалу страстей в судьбах главных персонажей. Размеренная жизнь казаков-землепашцев чем-то напоминает течение реки: течет вода — идет время, немудреные события казачьей жизни сменяют одно другое: пахота, посев, покос, жатва. Циклична жизнь казака-землепашца, да не скажешь этого про казака-воина. Историческое время вламывается в его хутор, срывает его с родных мест и ведет на войну. Доля горькой иронии звучит в слове «тихий»: какая может быть тишина в трагические годы, повествование о которых ведется на протяжении всего произведения: идет братоубийственная война, льется кровь, один за другим гибнут казачьи роды! Дон – не только место действия, но и сквозной образ романа, живой участник и свидетель трагических событий. Все самые значительные события в жизни героев связаны с природной жизнью Дона. В качестве эпиграфов к роману Шолохов использовал фрагменты двух старинных казачьих песен. В первом говорится о земле, засеянной казацкими головами и полной сиротами, о Доне, наводненном материнскими слезами, во втором – о помутившемся тихом Доне. Тем самым предваряется рассказ о братоубийственной войне, о трагедии казачества, выражается предчувствие бедствий, формируется настроение тревоги.

2. Перейдите по ссылке и просмотрите советский трёхсерийный фильм-эпопею «Тихий Дон» (1957г.)по одноимённому роману Михаила Шолохова о судьбе донского казачества России в начале двадцатого века: https://yandex.ru/video/preview/?filmId=7771615158584545232&text=%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%B8%D0%B9%20%D0%B4%D0%BE%D0%BD%20%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC&path=wizard&parent-reqid=1587921424531234-99234038947580610700289-production-app-host-vla-web-yp-65&redircnt=1587921530.1

3. Посмотрите видеоуроки: А) М.А. Шолохов. Жизнь и творчество. История создания романа «Тихий Дон», Б) «М. Шолохов " Тихий дон "»:

А)https://www.youtube.com/watch?time_continue=187&v=m3Cpp6y1sZU&feature=emb_logo

Б)https://www.youtube.com/watch?time_continue=110&v=uAYZnf1NeEM&feature=emb_logo

 

1. Ссылка на текст романа-эпопеи «Тихий Дон»:

https://librebook.me/tihii_don/vol2/1

2. Ссылка на анализ романа-эпопеи «Тихий Дон»:

 https://obrazovaka.ru/sochinenie/tihiy-don/analiz-proizvedeniya-sholohova.html

3. Ссылка на краткое содержание романа-эпопеи «Тихий Дон»: https://obrazovaka.ru/books/sholohov/tihiy-don

4. Ссылка на скачивание учебника: https://nashol.me/2016111791792/literatura-chast-2-obernihina-g-a-2012.html. Автор: Литература, Часть 2, Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л., 2012г.

Сфотографируйте свои работы и отправьте на электронную почту с указанием группы, фамилии, имени: zarema.ignatova.20@mail.ru

Убедительная просьба, если есть возможность, выполните задания в электронном виде, например, в программе Word!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: