Значение творчества Чехова-драматург

Цели урока:

образовательные: организовать деятельность учащихся по восприятию текста, содействовать осмыслению учащимися идеи и сюжета произведения, способствовать пониманию учащимися аспектов мировоззрения автора;

развивающие: способствовать развитию исследовательских и творческих способностей учащихся, коммуникативной компетенции;

воспитательные: приобщать учащихся к нравственным ценностям.

А.П. Чехов писал, превозмогая болезнь, стараясь не замечать изнуряющего кашля. Несмотря на предчувствие конца, писатель создал произведение, проникнутое глубоким оптимизмом, верой в то, что человечество идет к высшей правде. В прекрасных словах: «Вся Россия - наш сад» выражена мысль, близкая к идее рассказа «Крыжовник». Не о вишневом саде, не о собственном поместье нужно мечтать человеку, он должен думать о благе родины.

Чехов начал драматургическую деятельность в пору упадка русского театра. Равнодушие к общественным идеалам, охватившее в связи с политической реакцией 80-90-х годов XIX в. значительную часть русского общества, отразилось на театральном репертуаре. Зритель зачастую искал в театральных спектаклях лишь острых положений, внешних эффектов, занимательности. А.П. Чехов не мог потакать ему.

Ни острого сюжета, ни сложной, запутанной интриги, ни необычных ситуаций - ничего этого в пьесах А.П. Чехова нет. В них изображаются не какие-нибудь исключительные события, а обычное, повседневное состояние человека. Тема нашего урока «Новаторство Чехова-драматурга».

Давайте побудем в роли исследователей и установим, в чем новаторский характер драматургии Чехова. По ходу работы составляйте план изложения материала. Итак, вспомним сюжет пьесы «Вишневый сад». Перед нами бедная событиями будничная жизнь. Раневская возвращается в свое имение. Встреча с близкими людьми, грустные и взволнованные разговоры за чашкой кофе, воспоминания о прошлом, планы на будущее, житейские заботы. А в то время, помимо воли героев, решается их судьба, судьба вишневого сада, разоряется родовое гнездо. Все буднично, привычно. Можно ли было создать эффективные, впечатляющие сцены?

Ученик: Да, можно, например, жизнь Раневской в Париже, встреча с ярославской бабушкой, аукцион.

Все это проходит за сценой, но живет в сознании читателя, зрителя. А.П. Чехов стремится к изображению обыденности в жизни людей. Посмотрим, каков характер драматического конфликта у Чехова. Охарактеризуйте взаимоотношения Раневской с Лопахиным, Лопахина и Трофимова, т.е. людей, в отношениях которых можно было бы ожидать непримиримости, резких столкновений.

Лопахин благоговит перед Раневской («Хотелось бы только, чтобы вы мне верили по-прежнему, чтобы ваши удивительные, трогательные глаза глядели на меня, как прежде!»), дает ей взаймы, советует, как спасти имение («Хороший она человек, легкий, простой»).

Раневская расположена к Лопахину, не прочь выдать за него Варю. Трофимов уважает Лопахина («У тебя тонкие нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая нежная душа... Все-таки я тебя люблю»). Лопахин предлагает Трофимову помощь.

А тем временем неумолимо приближается развязка - продажа имения вишневого сада - это лейтмотив пьесы:

1 действие - Вишневый сад продается за долги.

2 действие - 22 августа будет продаваться вишневый сад.

3 действие - вишневый сад продан. Приходите смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по деревьям.

4 действие - Вдали слышен стук топора

Мы видим в пьесе конфликт не между действующими лицами, а между желаниями героев и реальностью. А какое место в пьесе занимает любовная интрига?

Небольшое. Не она движет сюжет. Главное - конфликт человека с жизнью. И это ощущают даже те, кто живет обеспеченно, целеустремленно (Лопахин «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь»)

Раскрывая идейное содержание произведения, Чехов заставляет всматриваться в характеры, поведение людей, вслушиваться в их речи, понимать героев. Помогает этому психологический подтекст. Какую роль играет пейзаж в чеховской драме?

Лирическое отношение Чехова к родине и природе, боль за разрушение ее красоты составляют подводное течение пьесы (Варя: «Уже взошло солнце, не холодно... Какие чудесные деревья» Боже мой, воздух! Скворцы поют!», Любовь Андреевна «О, сад мой! Весь, весь белый! После темной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, силы небесные не покинули тебя...»).

Какую роль выполняют ремарки, паузы?

Они передают переживания героев, движения их чувств. Ремарки врастают в ткань произведения (в первом действии их свыше ста). Паузы придают значительность только что сказанному, углубляя, обостряя восприятие, заставляя переоценить смысл сказанного, помогают угадать недосказанное, облегчают переход от одной темы к другой.

Для раскрытия идейного содержания произведения важны слуховые эффекты, придающие символический смысл отдельным деталям и картинам. Найдите их в тексте

Оригинальная композиция, две параллельные сюжетные линии. Отметим оригинальность композиции «Вишневого сада». В центре не герои и не события, а сад, к которому проявляется различное отношение действующих лиц, с садом соотносятся их переживания. Одна сюжетная линия связывается с уходящим со сцены дворянством (Раневская, Гаев и их окружение) и пришедшей на смену буржуазии в лице Лопахина. Этот конфликт разрешается в пользу торжествующего Лопахина, «хищного зверя», по определению Пети Трофимова. Другая сюжетная линия: романтическая мечта молодых героев сталкивается с практицизмом Лопахина, по воле которого вырубается чудесный вишневый сад. «Вся Россия — наш сад» — так мечтают Петя и Аня.

Жанр лирической комедии. Оригинальная композиция органически сливается с жанровым своеобразием пьесы. Почему пьесу называют лирической комедией? Во-первых, в комедии обязательны коми- ческие положения и комические персонажи. (Здесь это Шарлотта, Яша, Епиходов, Симеонов-Пищик.) Во-вторых, важнейшим элементом драматического жанра является пафос. Пафос этой пьесы не драматический, а комическо-лирический. Постоянно чувст- вуется как бы присутствие автора, его насмешливое, иногда участливо-грустное отноше- ние к героям.

Индивидуализация речи персонажей. Мастерски используется индивидуализация речи персонажей, например Гаева. При- ем пародийности — один из важнейших элементов комедии. Лакей Яша — выразительная и яркая пародия.

Велика роль подтекста. Своеобразие, неповторимый колорит чеховских пьес создает подтекст — второй смысл, второе звучание фразы, которое автор тонко вкладывает в уста своих героев, в музыкальное и шумовое оформление.

- В пьесе «Вишневый сад» лирическая грусть, переживания, воспоминания усилива- ются аккомпанементом. Старинный шкаф отпирается со звоном; ранним утром Варя слушает пение скворцов, доносящееся из сада; постоянным спутником компании является гитара, на которой играет Епиходов. Потом мы услышим и звук оборванной струны. Ночью мы слышим завывание ветра, стук колотушки сторожа. Под оркестр не только танцуют и плачут, под музыку вступает в старинные владения дворян новый хозяин — купец Лопахин. И наконец, мы слышим стук топора. Рубят вишневый сад. Аккомпанемент — важнейший элемент психологизма пьесы. Он способствует усилению соответству- ющего настроения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: