В романе около 600 персонажей, их них около 200 - лица исторические.
Во время работы над произведением писателю пришлось перечитать много исторической литературы. Проделав такую огромную работу, Толстой пришёл к выводу, что почти везде события описаны "со слов разных генералов". Он фактически создал новый метод изображения исторических событий. Частный человек в представлении писателя включен в историю не только тогда, когда он непосредственно участвует в войнах, сражениях, но и всей своей частной жизнью он постоянно, порой бессознательно творит историю.
Таким образом, автору удаётся соединить 2 плана произведения: частный и исторический.
От обычного романа «Война и мир отличается» отличается:
ü масштабом времени и местом действия (сюжет разворачивается на протяжении 15 лет на территории России и Европы: Петербург, Москва, поместья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино);
ü количеством действующих лиц (около 600 действующих лиц, среди них около 200 - реальные исторические деятели:Наполеон, Александр I, Кутузов, Багратион и др.);
|
|
ü представлены разные социальные слои населения России и Европы(поместное, московское, петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне)
ü большим кругом жизненных явлений (большое число сюжетных линий);
ü показом исторических событий, которые существенно влияют не только на жизнь отдельных людей, но и на жизнь целых народов и государств (правление Александра I; война Франции с Пруссией, Австрией и Россией, война 1812 г.)
Проблематика романа
Круг проблем произведения очень широк. В произведении раскрыты причины военных неудач 1805-1807 гг., роль отдельных личностей в военных событиях и в истории, роль народа в исходе Отечественной войны 1812 г.
В романе-эпопее нашли отражение проблемы и начала века, и его середины.
Однако многообразие и разноплановость проблем можно объединить:
1. Главная проблема – судьба народа (народ – основа нравственных и моральных устоев общества, вопрос об отмене крепостного права);
2. Общественная роль дворянства (сначала его влияние на жизнь общества и страны, затем – постепенный уход с арены борьбы, несостоятельность дворянства, начало разночинского движения);
3. Истинный и ложный патриотизм;
4. Назначение женщины (в начале – сохранение семейного очага, затем – вопрос об освобождении женщины, о ее образовании, о женской эмансипации).
ВЫПОЛНИТЬ!
Задание на повторение конспекта.
1. Период создания:
2. Первоначальные названия:
3. Охватываемый период:
4. Композиция:
5. Проблематика:
1)
2)
3)
4)
6. Жанр:
7. Как группируется система образов в романе-эпопее?
8. Смысл заглавия:
Мир – это
Война – это