Глава 3. Жанровые особенности колонки

   В данной главе мы рассмотрим некоторые признаки колонки, которые, на наш взгляд, являются жанрообразующими. Это ярко выраженная позиция автора, небольшой объем текста и особые его «темпоритм» и установка на интерактивность. Каждый из этих признаков присущ и другим жанрам. Образ автора проявляется наиболее в художественно-публицистических жанрах, небольшой объем характерен для информационных жанров, а интерактивность – свойство всех интернет-текстов. Однако все эти признаки в их сочетании дают представление о колумнистике. И мы смело можем говорить о том, что авторская колонка является если пока не жанром, то новой жанровой формой, «расположенной» на периферии аналитических и художественно-публицистических жанров. При этом мы не исключаем, что наряду с данными признаками можно выделить еще и другие, что мы и будем стараться делать в следующих работах.

 

Образ автора

Авторская позиция в тексте может проявляться как непосредственно (агитация и антиагитация), а может быть и скрытой и проявляться, в частности, в подборе фактов журналистом. Об этом говорит А. А. Инджиев [9, с. 145]: «Журналист, так или иначе, осуществляет выбор – описывает одни факты и оставляет без внимания другие. Таким образом, аудитории всегда преподносится уже оцененная с той или иной позиции информация». Подбор фактов осуществляется журналистом как в аналитических жанрах, так и в художественно-публицистических. Поэтому автор как «подборщик фактов» не может являться дифференцирующим признаком жанра.

Е. Ю. Обидина, журналист, PR-специалист и преподаватель Удмуртского университета, говоря о теории жанров в журналистике и рекламе, выделяет автора как одного из главных дифференцирующих признаков жанрообразования [19, с. 59]: «История появления, развития, и дифференцирования жанров дает нам хронологически последовательную картину проявления автора, как субъекта журналистской деятельности, постепенного расширения арсенала его речевых и стилевых возможностей воздействия на массовую аудиторию. Соответственно главный критерий выделения разных жанровых групп – наличие автора и ярко выраженной авторской точки зрения на отражаемые события». Таким образом, Е. Ю. Обидина также разделяет традиционные информационные, аналитические и художественно-публицистические жанры по выраженности в них авторской позиции. Понятно, что информационные жанры заведомо объективированы, автора в текстах этой группы быть не может. «Декларируемое присутствие авторского мнения (мнений), оценок и предпочтений – главная примета аналитической группы жанров. Откровенное присутствие автора в тексте, дополненное авторской фантазией и стилизацией ярких эмоций будут главными приметами художественно-публицистической группы жанров» [19, с. 59].

Е. В. Черникова также говорит об авторе: «Соотношение «факт-автор» (или «автор-событие») тоже, на наш взгляд, является жанрообразующим фактором» [36, с. 59].

Само название жанра «авторская колонка» говорит об обязательном выраженном наличии автора в тексте. Т. Г. Можаева в статье «Роль автора и читателя в жанре авторской колонки» отмечает: «Авторская колонка по праву считается одним их самых личностно ориентированных жанров, в наибольшей степени воплощающим принцип эссеизации» [18]. Однако в ходе исследования Т. Г. Можаева обнаружила существенные различия в характере проявления авторской точки зрения в российских и европейских колонках. Так, «для авторских колонок в европейских изданиях характерно самоустранение автора, т.е. практически полное отсутствие языковой фиксации адресата. При восприятии такого текста читателю не навязывается авторская позиция. В тексте это выражается с помощью специальных приемов: отсутствие обращений к читателю, спонтанный, фрагментарный характер повествования и отсутствие композиционной целостности» [18]. То «в российской прессе, напротив, преобладают эксплицитные способы выражения авторской точки зрения: обращения к читателю, глаголы мыслительной деятельности. Автор открыто обращается к читателю, навязывая ему свою позицию»  [18]. Однако, подводя итог, Т. Г. Можаева говорит о тенденции к западной манере предъявления автора в колумнистике.

· «А? Вы тоже слышали нечто подобное?» - типичный пример обращения автора к читателям, Ольга Сорокина «Страшно ужасно» (о чем говорила Т. Г. Можаева) [79].

·   «В большом коллективе все время происходит что-то «небудничное» — день рождения, юбилей, дети появляются, победы случаются. Как и у вас, я уверена, дорогие наши телезрители, радиослушатели и читатели» - это обращение к читателю другого колумниста «Моей Удмуртии» Екатерины Баженовой [46].

· «Но не совсем так. Благодаря усилиям Twitter, Facebook и пр. ничтожные эксгибиционисты - на коне. Мимо их самовлюбленного внимания проходят знаковые новости. Вы, мои читатели, - иные?», - Дмитрий Воскобойников, колумнист www.kp.ru, колонка «Трубадуры», речь идет о ситуации с Ливией [51].

· «…Образ ткачихи, обожающей вождей, порядком пообтрепался за последние восемьдесят-девяносто лет. Но партия власти верит, что он еще может на что-то сгодиться. Она достает ткачиху из бабушкиного сундука и трясет стариной, распространяя вокруг запах нафталина. Воняет? Привыкайте. Теперь так и будет. Их время вернулось. Они возвращаются» - предупреждает читателей колумнист Юлия Калинина с сайта www.mk.ru, речь идет о ткачихе Елене Лапшиной из Иваново, которая стала депутатом местной думы [58]. – Эта цитата также показывает, что современный автор колонки относится к типу «ироничного автора» по определению А. Н. Тепляшиной, о чем будет идти речь ниже.

Журналист Владимир Федорин, первый заместитель главного редактора российского Forbes, в своей колонке «За что я люблю колонки и настоящих экономистов»  дал рекомендации как написать хорошую колонку. Среди обязательных признаков колонки Федорин выделяет автора как главный жанрообразующий фактор колумнистики. «Никаких с одной стороны, с другой стороны. Многоруких колонок не бывает – в отличие от экономистов. Внутри колонки могут обсуждаться и противоположные взгляды, но если автор не решил, как правильно, колонки просто нет» [34].

А.Т. Тепляшина четко определила позицию автора в колумнистике: «Каждый автор стал стремиться к самовыражению, начал писать со своей сугубо личной точки зрения. В произведения проникают элементы биографии, и читатель находит в них факты, перекликающиеся с его собственной судьбой. <…> «Маленький человек с его часто маленькими же житейскими тревогами» - это и сам автор, который выступает как интерпретатор событий, как субъект общения, чье мнение, отношение к изображаемой действительности близко, понятно, а потому важно его кругу читателей, которым он сочувствует и которые сочувствуют ему» [88, с. 26].    Согласимся с исследователем: произведение колумниста часто автобиографично, в колонке он приводит в пример события из своей жизни, из жизни своих друзей, родственников, знакомых. Например, в тексте колумниста «Моей Удмуртии» Ольги Сорокиной  «Страшно ужасно» автобиографические факты служат примером общего явления «предостережения детей» от грозящих им опасностей, т.е. повествование ведется от частного случая к общей ситуации. Вот несколько цитат:

· «Детство моё было чистое, безопасное, уютное и светлое. Беда только в том, что весь остальной мир, за пределами дома, так и остался, мягко говоря, не совсем стерильным» [79].

· «Вот моя тётя, например, сразу начинает думать о плохом: если ты не взяла трубку в течение 30-ти секунд, значит, тебя, почти наверняка, умыкнули, и уже переправляют в ящике с просверленными дырочками в страну третьего мира. А недавно, когда я ей сообщила, что собираюсь ехать на вокзал на такси, в 3 часа ночи, она мне сказала: «Садись так, чтобы, в случае чего, ты могла бы оказать сопротивление таксисту» [79].

·  «Лет семь назад мы с подружкой поехали в Петербург на неделю. Нужно было найти жильё на это время. Я и не подозревала, какой подарок судьба, в лице оператора Васи, преподнесёт нам. Он отправил нас к своим знакомым — питерской супружеской чете» - рассказывает уже в другой колонке все та же Ольга Сорокина [78].

· «Другая история. На этот раз она приключилась уже со мной. Как-то раз заседание Городской думы сильно затянулось. Объявили перерыв на обед, а я как назло забыла кошелек дома, и на кассе в буфете не было связи с банком. Ничего не оставалось, как попросить у одного из депутатов принести пирожок из депутатской комнаты, где проходят кофе-брейки. Моя незатейливая просьба насторожила народного избранника.

- Извини! Если я тебе вынесу пирожок, то это будет коррупция, - то ли в шутку, то ли всерьез сказал депутат. Я осталась без обеда…», - повествует Оксана Усик, колумнист портала www.izhlife.ru [85].

· «Я делала шпоры. Причем с каждым годом они серьезно увеличивались в размерах, и к 5 курсу достигли формата А4», - говорит Муршидат Исаева, колумнист портала www.izhlife.ru [54].

· «Есть у меня в Алма-Ате давняя знакомая — цветущая русская женщина. Она полностью увлечена семейной жизнью, и политика ей по барабану. Поэтому вопрос “пойдешь ли на выборы?” я задавал ей с твердой уверенностью в отрицательном ответе. Но, к моему удивлению, ответ звучал так: “Пойду первым же делом, утром, и обязательно проголосую за Назарбаева!», - Михаил Ростовский, колумнист www.mk.ru [74].

Примечательно, что больше всего автобиографизма проявляют в своих текстах местные колумнисты.

Однако не следует воспринимать колонку как биографию автора. Нет, колумнисты не врут, в основном, и не сочиняют. Дело в том, что колумнист – это так же как писатель, некий образ автора, который журналист может себе сам придумать. Например, газета «Центр» советует своим колумнистам: «Если выбрал образ, береги его. Выбираем темы в соответствии с вашим направлением колонки». А колумнист сайта «Культпросвета» Яна Дубинянская полагает, что «ничто по-настоящему личное никого, по большому счету, не интересует. <…>

Хороший колумнист использует «я» как затравку, подставу, призванную сократить дистанцию между собой и читателем, а затем заговорить о том, что интересно им обоим, вернее, им многим, им всем – то есть никак не о личном, а как раз наоборот. И если принят сигнал, если ответно мигнуло с той стороны – значит, уловка удалась, сработало, получилось. И чем больше степень условности мнимого личного местоимения, тем вероятнее успех. И обратно: чем больше ты раскроешься на самом деле, рассказывая о том, что значимо, важно и больно лично для тебя, тем выше вероятность того, что не поймут. Люди вообще крайне редко понимают друг друга.

Кроме того, говоря о личном, автор теряет способность адекватного восприятия написанного им. Естественно, ведь личное бьет в него самого точно и наповал уже потому, что является таковым. А читательская аудитория при этом имеет все шансы остаться совершенно индифферентной и равнодушной» [6]. Кроме того, колумнист пишет, прежде всего, для аудитории и должен учитывать ее интересны, и не факт, что история собачки журналиста Н. вызовет такой щенячий восторг у читателей.

А. Н. Тепляшина вводит категорию «ироничного автора», наиболее часто проявляющегося в колумнистике: «следует определеить ироничного автора как: «всезнающего»; якобы обладающего ограниченным знанием об изображенной действительности; как псевдо-нейтрального, только регистрирующего события; интегрирующего и оченивающего чужие точки зрения, свойства явлений, ситуации; как регистрирующего свои актуальные переживания и впечатления» [88, с. 27]. Действительно ироничность автора – характерный признак колонки, т.к. ироничность, на наш взгляд, позволяет тексту быть «легким», не сухим, сатирическим, даже иногда смешным, а, значит, хорошо читаемым. Приведем некоторые примеры из колумнистики:

· «Настал этот скорбный день, когда мир потерял друга нашего кожистого, властителя судьбы Чемпионата мира по футболу. Казалось бы, где Ижевск, а где осьминог Пауль…<…> Не выдержали все три сердечка несчастного моллюска, опустились щупальца, закрылись жабры…

Есть и те, кто считает, что Пауля сгубили завистники шаманы из реалити-шоу «Битва экстрасенсов»…» - Оксана Усик, портал www.izhlife.ru  [84].

· «Гений ведь не знает, в ком поселится, и я долгое время только из-за Элтона Джона хотел записаться в истребители скверны, но потом, когда я узнал, что и Джордж Майкл не наш, и тот, и этот, я махнул рукой», – скандальный Отар Кушанашвили, колумнист www.kp.ru [62].

· «Я впервые сталкиваюсь с таким тонким и пронзительным, как утренний крик разносчицы молока, пониманием мужской сексуальной парадигмы. В самом деле, мужики: а ну-ка признайтесь: по фигу нам чулки, стринги, парфюм, прибамбасы! Лишь бы два первичных признака были на лицо: перси и лоно!», - Александр Мешков, колумнист www.kp.ru [65].

· «Сгущать совсем не буду: иногда навстречу мне попадались женские экземпляры, слегка помятые возрастом. Но они болтались, будто случайные поплавки в бескрайнем ювенильном море...», - Дарья Завгородняя, колумнист www.kp.ru [53].

· «А что такое было в голове у человека, когда он, уверена, недрогнувшей рукой вывел над входом в магазин (тоже в Ижевске): «Свежее мясо у Танзили». Что ж, Танзиля, мы очень-очень за вас рады. Только в магазин я ваш не хожу. Не тянет чего-то», - Ольга Сорокина, колумнист www.myudm.ru  [80].

Мы присели лишь несколько примеров, но сегодня практически любая колонка содержит личные местоимения, различия лишь в степени частотности их употребления. Сильная авторская позиция – черта также художественно-публицистических текстов, что сближает колумнистику с этой группой жанров. Однако для колумнистики позиция автора важна сама по себе, можно сказать, что часто весь текст строится только на позиции автора, автор предлагает аудитории свою точку зрения на проблему. Подытожив все вышесказанное, заметим, что колумнистика без ярко выраженного образа автора и авторской точки зрения в тексте не существует, а значит, мы можем говорить об авторе, как о главном жанровом признаке колонки.

 

Небольшой объем и особый «темпоритм» текста

Н. С. Петрова [23], говоря об интернет-журналистике, отмечает ее характерные признаки: оперативность и избирательность, гипертекстуальность, небольшой объем текстов, доступность архивов, интерактивность, оптимизация и обработка текста, независимость. На наш взгляд, некоторые из этих критериев являются особенностями и интернет-колумнистики.

Главное – это небольшой объем текстов – «…обычно не более двух экранов или 3500-4000 знаков. В среднем, сетевой текст должен содержать вдвое меньше слов, чем его аналог для печати. Громоздкие тексты сложно воспринимать с экрана, к тому же, они требуют серьезных затрат времени и внимания, что в «скоростном» мире интернета большая роскошь» [23, с. 42]. Это требование характерно и для авторской колонки в интернет-сми, а также в печатных СМИ. Например, ижевская газета «Центр» призывает своих колумнистов писать тексты объемом не более 2000 слов с пробелами. 

А. Н. Тепляшина говорит об объеме как важном элементе жанра колумнистики, который определяет и речевые особенности жанра: «Колумнистика является публицистикой нового типа в постсоветсвой России, со своей системой кодов, управляющих эстетическим восприятием читателя. Одним из кодов является важный элемент жанровой структуры объем произведения, которое должно уместиться в колонку. Это предопределяет специфику другого элемента жанровой структуры – речи. Произведение колумниста отмечается краткостью, остроумием, смелостью высказываемых мыслей, обусловленной тем, что основной средой бытования российской колумнистики является Интернет, которому нет равных в плане свободы размещения любых текстов» [88, с. 11].

Журналист Владимир Федорин отмечает: «Короткая фраза – самый короткий путь к пониманию. Долой наукообразные слова-паразиты. "Поэтому" "Следовательно" "В связи с этим" и много чего еще - все это только засоряет текст. Фразы должны цепляться одна за другую силой логики, а не канцелярита» [34].

    Н. С. Петрова рассказывает о том, как сделать текст в интернете удобочитаемым: «его стоит адаптировать для сканирования с помощью: выделения ключевых слов – шрифтом, цветом, гиперссылками, разделения текста яркими, но содержательными подзаголовками, составления маркированных списков. В каждом параграфе должен быть только один тезис – пользователь пропустит любые идеи, если его не зацепят первые слова абзаца» [23, с. 44]. Это требование к публикациям касается колумнистики не в полной мере. 

Позволим себе процитировать памятку для журналистов газеты «Центр» - «Как писать авторскую колонку»:

1. Заголовок – короткий (до 5-6 слов), яркий, понятный (не забывайте ключевые слова!)

2. Глагол в заголовке необязателен  [ авт. – напомним, что в новостных заметках на сайте газеты «Центр» - www.izhlife.ru – в заголовке обязательно используется глагол и слово Ижевск, или Удмуртия, т.е. отсыл к месту действия, к «ижевчанам».

3. Текст – до 2-х тысяч знаков с пробелами.

4. «Нет» длинным сложно сочиненным предложениям!

5. «Да» коротким предложениям!

6. «Да» прямой речи героев, ситуацию которых вы описываете!

7. «Да» абзацам (не шпарьте «кирпичом» 2 тысячи знаков!)

8. Подзаголовки в колонке не нужны!

Эти требования как раз предназначены для создания удобочитаемого текста, что очень важно для интернет-СМИ. Краткость, небольшой объем текстов характерен и для колонок в печатных СМИ.

Так, например, типичная авторская колонка в «Литературной газете» оформлена «стояком» на формате А2. Текст не превышает 5000 знаков мелким газетным шрифтом. Текст часто делится на множество абзацев. К примеру, в колонке Эдуарда Графова «Про любовь в Восточной Нигерии» [52], 14 небольших абзацев, превалируют короткие простые предложения: есть одно (!) сложное, состоящее из 27 слов, из которых 9 служебных. В колонке Инны Кабыш «Бить или не бить?» 25 абзацев. Внутри текста находятся 2 мини-диалога, оформленных с помощью прямой речи героев. Также преобладают простые предложения: «Образ врага. Врага народа», «Но это не выход», «Кажется…» [56]. Конечно, дело не в количественных характеристиках текста, но и они являются косвенным доказательство того, что правила для журналистов газеты «Центр» распространяются и на другие газеты, российского масштаба. А это значит, что эти правила отражают общий «жанр» колонки.

Обратим внимание на пункт №1 – «не забывайте ключевые слова». Это требование связано с особенностями интернета, а именно «робота, который текст проиндексирует и включит в выдачу поисковой системы (Yandex, Google, Rambler и т.д.)», - отмечает исследователь Н. С. Петрова [23]. А для того, чтобы «поисковики» давали более высокое место в выдаче материалов по запрошенной теме, необходимо соблюдать некоторые принципы. В том числе, принцип ключевых слов в заголовке, а также в начале текста (для интернета наиболее подходит принцип «перевернутой пирамиды» в построении текста). Об этом говорит Н. С. Петрова: «Ключевые слова включены в заголовок (хотя бы одно, важнейшее) и подзаголовки. Хороший заголовок с позиции робота – только «говорящий», информативный заголовок. Метафоры, игру слов и смыслов машина, увы, не понимает» [23, с. 44]. В связи с требованием краткости и лаконичности можно выделить следующую особенность колонки – «темпоритм».

Исследователь Е. Е. Пронина в статье «Живой текст»: четыре стилевых признака NET-мышления» [24, с. 77] называет еще одну, интересующую нас, особенность любого текста в Интернет, а значит, и текста авторской колонки в том числе. «… типологической особенностью сетевого текста можно считать его специфический темпоритм. Никакой избыточной информации, никакого разжевывания, никаких прокладок между разделами, ничего акцентирующего. В языковом плане это выражается в максимальной субстантивации лексики, преобладании номинативных предложений, сугубом лаконизме, даже прерывистости изложения, и особенно эллиптическом характере грамматических конструкций (от греч. ellipsis – выпадение, опущение: пропуск элемента высказывания, легко понимаемого в данном контексте или ситуации), который становится основной стилистической фигурой, привносящей в текст оттенок диалогичности». С Е. Е. Прониной солидарна и преподаватель Удмуртского университета Н. С. Петрова, которая говорит о краткости текста в Интернет с точки зрения технических требований поисковых систем  Yandex, Google, Rambler и др.

«Текст написан кратко и ясно. Кратко – не в смысле коротко, а без воды, строго по делу. Машина, отыскивая релевантные запросу страницы, отделяет введенные читателем ключевые слова от всей остальной лексики страницы. Когда текст перегружен прилагательными, обширными цитатами, цифрами, жаргоном, канцеляризмами, вводными оборотами – важные для поиска ключевые слова теряются среди лишних» [23, с. 44].

 

 

    


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: