НА МОРЕ (ПРАИМ -2013)

Настоящее Положение устанавливает порядок расследования и учета аварий или инцидентов, произошедших (в прямой связи с эксплуатацией судна) с самоходными судами, буксируемыми судами или иными плавучими объектами (только на период их перегона) на море, в акваториях морских портов и на участках рек с морским режимом судоходства, или с участием таких судов и объектов (далее - аварийные случаи), плавающими:

- под Государственным флагом Российской Федерации (далее - суда);

- под флагами иностранных государств (далее - иностранные суда) в предусмотренных настоящим Положением случаях.

Целью проведения расследования аварийных случаев является установление причин аварийных случаев и выработка рекомендаций по их предотвращению в будущем.

Настоящее Положение не применяется при расследовании аварийных случаев, произошедших только:

- с военными кораблями, военно-вспомогательными судами и другими судами, находящимися в собственности государства или эксплуатируемыми им и используемые только для правительственной некоммерческой службы;

- с маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях;

- с плотами леса;

- с судами, находящимися в постройке, ремонте, во время отстоя без экипажа.

Настоящее Положение не применяется при расследовании аварийных случаев, связанных с повреждением судном рыболовных сетей (снастей, тралов), исключая случаи намотки сетей (снастей, тралов) на гребной винт (винты) или руль.

Расследование аварийных случаев включает сбор и анализ доказательств, установление причин, подготовку соответствующих рекомендаций по предупреждению таких аварийных случаев в будущем и повышению уровня безопасности мореплавания, включая повышение уровня подготовки персонала.

Расследование аварийных случаев осуществляется отдельно и независимо от любого другого расследования, проводимого в рамках уголовного, административного или иного производства, и не препятствует любому другому расследованию.

Расследуется инцидент в случае, если имели место:

- повреждение судна без потери мореходных качеств;

- посадка судна на мель и его нахождение на мели 24 часа и менее;

- смещение перевозимого судном груза, не приведшее к потере мореходных качеств судна;

- лишение возможности движения судна 24 часа и менее;

- намотка сетей (снастей, тралов) на гребной винт (винты) или руль;

- вызванное повреждением судна загрязнение окружающей среды, в том числе разлив нефти или нефтепродуктов ниже уровня, отнесенного к чрезвычайной ситуации в соответствии с приказом МПР России от 3 марта 2003 г. № 156 «Об утверждении указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации».

Расследуется авария в случае, если имели место:

- гибель человека, произошедшая в прямой связи с эксплуатацией судна;

- тяжкий вред, причиненный здоровью человека в прямой связи с эксплуатацией судна;

потеря человека с судна;

- повреждение судна (утрата мореходных качеств и/или создание препятствий производственной деятельности в связи с появлением эксплуатационных ограничений);

- смещение перевозимого судном груза и/или изменение физико-химических свойств перевозимого судном груза, приведшее к утрате мореходных качеств судна;

- посадка судна на мель и его нахождение на мели более 24 часов;

- лишение возможности движения судна более 24 часов, за исключением случая намотки сетей (снастей, тралов) на гребной винт (винты) или руль;

- повреждение объектов морской инфраструктуры вне судна, которое может серьезно угрожать безопасности самого судна, другого судна или отдельного лица, либо безопасности судоходства;

- причинение серьезного ущерба окружающей среде или возможный серьезный ущерб окружающей среде, в том числе разлив нефти или нефтепродуктов, равный или выше уровня, отнесенного к чрезвычайной ситуации в соответствии с приказом МПР России от 3 марта 2003 г. № 156 «Об утверждении указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации», вызванный повреждением судна или судов, и меньше 500 тонн.

Расследуется очень серьезная авария в случае, если имели место:

- гибель судна;

- гибель двух и более человек, произошедшая в прямой связи с эксплуатацией судна;

- гибель буксируемого судна или иного плавучего объекта, буксируемого судном;

- причинение очень серьезного ущерба окружающей среде, в том числе разлив нефти или нефтепродуктов от 500 тонн и выше, вызванный повреждением судна или судов.

Расследование аварийного случая не включает расследование действий или бездействия, совершенных с намерением причинить вред безопасности судна, любому лицу или окружающей среде.

Орган расследования аварийных случаев

Органом расследования аварийных случаев является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (далее - Ространснадзор).

Для расследования аварии Ространснадзор создает комиссию, в состав которой включаются представители организации/организаций, уполномоченной/уполномоченных на классификацию и освидетельствование судов, представители капитана морского порта, расположенного вблизи места аварийного случая, и/или представители капитана морского порта регистрации судна/судов, с которым/которыми произошел аварийный случай.

Для проведения экспертизы или анализов к работе комиссии по согласованию привлекаются представители научных организаций и/или эксперты, имеющие соответствующую квалификацию.

При расследовании очень серьезной аварии в состав указанной комиссии по согласованию включаются представители Минтранса России и Федерального агентства морского и речного транспорта.

При расследовании очень серьезной аварии с судном рыбопромыслового флота в состав комиссии по согласованию включается представитель Федерального агентства по рыболовству (далее - Росрыболовство).

Сообщение об аварийном случае

Капитан судна обязан незамедлительно сообщить о произошедшем аварийном случае:

- Государственному морскому спасательно-координационному центру (далее - ГМСКЦ) или морскому спасательно-координационному центру (далее - МСКЦ), морскому спасательному подцентру (далее - МСПЦ) при нахождении судна в поисково-спасательном районе Российской Федерации;

- судовладельцу;

- в Ространснадзор;

- капитану ближайшего морского порта Российской Федерации и/или капитану планируемого морского порта захода в Российской Федерации;

- в Росрыболовство при аварийном случае с судном рыбопромыслового флота;

- администрации Северного морского пути при аварийном случае, произошедшем при плавании судна в акватории Северного морского пути.

Если аварийный случай произошел в территориальном море или во внутренних морских водах иностранного государства, капитан судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, также обязан сообщить о произошедшем в ближайший иностранный МСКЦ/МСПЦ при нахождении судна в поисково-спасательном районе иностранного государства и продублировать сообщение в адрес ближайшего российского МСКЦ/МСПЦ, в Ространснадзор, в Росрыболовство при аварийном случае с судном рыбопромыслового флота и в ближайшее консульское учреждение Российской Федерации.

ГМСКЦ, МСКЦ или МСПЦ незамедлительно направляет в Ространснадзор имеющуюся информацию о каждом аварийном случае, произошедшем в поисково-спасательных районах Российской Федерации.

При повреждении средств навигационного оборудования (далее - СНО) в результате аварийного случая, капитан судна обязан незамедлительно сообщить о таком повреждении:

судовладельцу;

- в Ространснадзор;

капитану морского порта Российской Федерации, на территории или в акватории которого находится СНО;

- в Росрыболовство при аварийном случае с судном рыбопромыслового флота;

- администрации Северного морского пути при аварийном случае, произошедшем при плавании судна в акватории Северного морского пути.

В сообщении об аварийном случае содержится следующая информация:

- тип, название и идентификационный номер Международной морской организации (далее - номер ИМО) судна;

- фамилия, имя, отчество (при наличии) капитана судна;

- судовладелец и его номер ИМО (при его наличии), адрес, телефон, факс;

- морской порт (место) регистрации судна;

- дата и время аварийного случая;

- место аварийного случая (порт, причал, пролив, залив, рейд, внутренние морские воды, территориальное море, открытое море);

- географические координаты места аварийного случая;

- географические координаты местонахождения судна, дата и время составления сообщения об аварийном случае;

- краткое описание аварийного случая;

- число получивших тяжкие телесные повреждения и/или погибших людей;

- идентификационные данные любого другого вовлеченного в аварийный случай судна;

- дата и время составления сообщения об аварийном случае.

      . Порядок расследования аварийных случаев

Ространснадзор в течение двух рабочих дней с даты получения сообщения об аварийном случае в соответствии с главой III настоящего Положения регистрирует аварийный случай и начинает его расследование.

В течение 10 рабочих дней с даты получения сообщения об аварийном случае в соответствии с главой III настоящего Положения судовладелец судна, с которым произошел аварийный случай (далее - судовладелец), или представитель судовладельца направляет в Ространснадзор следующие из имеющихся в наличии материалы и документы:

- акт об аварийном случае;

- выписки из журналов, ведущихся на судне, относящиеся к аварийному случаю;

- копии навигационных карт с навигационной прокладкой рейса, в котором произошел аварийный случай;

- данные судового прибора регистрации данных о рейсе (ПРД) или судового упрощенного прибора регистрации данных о рейсе (У-ПРД);

- планы, схемы маневрирования, столкновения;

- заверенные судовой печатью копии актов организации, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, которая осуществила классификацию и освидетельствование судна, с которым произошел аварийный случай;

- заверенные судовой печатью копии судовых документов, за исключением журналов, ведущихся на судне;

- заверенную судовой печатью копию таблицы маневренных элементов;

- схематический чертеж аварийного случая;

- чертежи повреждений;

- протоколы опроса очевидцев (далее - протоколы опроса) капитаном судна, и/или старшим помощником капитана, и/или судовладельцем, и/или представителем судовладельца;

- радиограммы, телексы, относящиеся к аварийному случаю;

- акты осмотров судна;

- планшеты глубин;

- схемы заводки буксирных тросов;

- результаты лабораторных анализов и технических экспертиз;

- фотографии на бумажном или электронном носителе (файлы в формате jpg или pdf), относящиеся к аварийному случаю, в том числе фотографии с экранов навигационных приборов с данными на момент аварийного случая;

- подробную информацию о судне, с которым произошел аварийный случай, включающую в себя: наибольшие размерения судна с точностью до 0,1 метра, вместимость судна (валовую/чистую), тип и мощность судовой энергетической установки, скорость полного хода в узлах (маневренного/морского), число и конструкцию гребных винтов, конструкцию руля, сведения об электрорадионавигационных приборах, мощность судовой радиостанции/других средств связи и радиус их действия, число и производительность водоотливных средств, сведения о противопожарных средствах, категорию ледовых усилений судна, сроки действия судовых документов; род; количество груза (в метрических тоннах) и его размещение в грузовых помещениях судна, численность экипажа, количество пассажиров, осадку судна носом, кормой и среднюю (с точностью до 0,1 метра) на момент аварийного случая.

В акте об аварийном случае указываются:

- фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности лиц, составивших акт;

- информация о судне, с которым произошел аварийный случай (название, флаг, номер ИМО судна, порт (место) регистрации и номер регистрации), место и год постройки;

- информация о судовладельце с указанием его адреса и номера ИМО (при наличии);

- вид (посадка на мель, столкновение, опрокидывание судна, затопление судна, разрушение/повреждение конструкций и/или механизмов судна, загрязнение окружающей среды, гибель человека, тяжкий вред, причиненный здоровью человека), место аварийного случая с указанием его географических координат, дата и время аварийного случая;

- подробное описание повреждений судна (при наличии);

- причины аварийного случая;

- информация о пострадавших людях (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, гражданство) с указанием количества детей в возрасте до 16 лет (при наличии);

- перечень утраченного и/или поврежденного имущества (при наличии);

- в случае инцидента - причины инцидента, выводы и предложения капитана судна по предупреждению подобных инцидентов в будущем.

Срок расследования Ространснадзором аварии или очень серьезной аварии составляет 60 рабочих дней со дня регистрации аварийного случая.

По окончании расследования аварии или очень серьезной аварии Ространснадзор составляет и утверждает заключение.

Учет аварийных случаев

Ространснадзор ведет статистический учет аварийных случаев, за исключением инцидентов.

Аварийные случаи, произошедшие с иностранными судами, к статистическому учету не принимаются.

Ространснадзор учитывает расследованные Ространснадзором аварийные случаи в журнале учета аварийных случаев на море с судами.

Литература: [32], [33].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: