Человек рождается как организм, а формируется как личность. Личность вне общества не формируется.Усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого он формируется как личность, связано с понятием социализация.
Социализация — это процесс вхождения индивида в общество, становление его как полноценного «общественного существа». Социализация включает в себя:
- обучение и воспитание индивида;
- взаимодействие с другими людьми;
- освоение культурных ценностей и норм общества;
- приобретение определенных прав, обязанностей, взглядов, привычек;
- освоение видов совместной общественной деятельности;
- нахождение своего места в обществе.
Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не передаются по наследству, они усваиваются и вырабатываются. Социализация требует деятельного участия самого индивида. Социализация это непрерывный процесс, длящийся на протяжении всей жизни, поскольку человек за это время осваивает множество социальных ролей.
|
|
Процесс социализации распадается на этапы, которые называют также жизненными циклами: детство, юность, зрелость и старость. Каждый из них «специализируется» на решении определенных задач.
Этапы социализации.
Младенчество | Огромное значение играет семья и близкий круг окружения. Период активного эмоционально-ценностного взаимодействия и приобретения первого социального опыта. |
Детство и отрочество | Процесс активного психофизического и социального развития. Период обязательного систематического образования. Формирование нормативных, морально-нравственных и ценностных установок. Период «бурь и страстей». Дружба и сексуальность тесно связаны. Во взаимоотношениях преобладает доля представителей другого пола. Роль и авторитет педагогов и родителей объективно снижается. |
Юность | Период активного завершения формирования личности. Обретение независимости. Ответственное отношение к себе и окружающим. В поведении преобладание мотива «надо» над мотивом «хочу». Активная жизненная и гражданская позиция. Выбор и самоопределение в профессиональной сфере. Любовь и создание семьи. Общение на основе сходства интересов, совместимости, уважения и удовольствия. |
Зрелость | Период активного карьерного роста или достижения поставленных целей. Рождение и воспитание детей. Сокращение числа друзей и поддержание только самых прочных отношений и связей. Прохождение личностных кризисов и кризисов семейной жизни. |
Старость | Завершение активной трудовой деятельности и выход на пенсию. Сокращение социальных связей и контактов. Потеря спутника жизни. Укрепление дружеских связей с людьми своего возраста и социального положения. |
Социализацию можно разделить на:
|
|
1. первичную - осуществляется ближайшим окружением человека – родители, брат, сверсники и др. близкие люди. Это сфера межличностных отношений.
2. вторичную – связана с формированием гражданских, профессиональных и иных качеств личности. Это сфера социальных отношений, которые реализуются через социальные институты.Учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его: -семья, -система образования, -институты трудовой деятельности (производство, обслуживание, управление, силовые структуры…), -институты духовной сферы (наука, религия, искусство, СМИ, массовая культура).
В процессе социализации человек контактирует с множеством других личностей, которые становятся для него посредниками социализации. Они называются агентами социализации. Они становятся примером длясоциализирующейся личности.Человек сравнивает себя сагентом социализации – в этом заключается механизм социализации.Наша личность – это результат сравнения себя с другими, на которых мы хотим быть похожими, копируя их манеру поведения.
Результаты социализации проявляются в: а) усвоении стереотипов поведения, б) усвоение действующих социальных норм, в) усвоение обычаев и традиций, г) формирование системы ценностных ориентаций, д) формирование нравственных качеств личности, е) развитие навыков социального взаимодействия.