Процесс социализации личности

Человек рождается как организм, а формируется как личность. Личность вне общества не формируется.Усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого он формируется как личность, связано с понятием социализация.

Социализация — это процесс вхождения индивида в общество, становление его как полноценного «общественного существа». Социализация включает в себя:

  • обучение и воспитание индивида;
  • взаимодействие с другими людьми;
  • освоение культурных ценностей и норм общества;
  • приобретение определенных прав, обязанностей, взглядов, привычек;
  • освоение видов совместной общественной деятельности;
  • нахождение своего места в обществе.

Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не передаются по наследству, они усваиваются и вырабатываются. Социализация требует деятельного участия самого индивида.                                                                                                                                       Социализация это непрерывный процесс, длящийся на протяжении  всей жизни, поскольку человек за это время осваивает множество социальных ролей.

Процесс социализации распадается на этапы, которые называют также жизненными циклами: детство, юность, зрелость и старость.                                                                  Каждый из них «специализируется» на решении определенных задач.

Этапы социализации.

Младенчество Огромное значение играет семья и близкий круг окружения. Период активного эмоционально-ценностного взаимодействия и приобретения первого социального опыта.
Детство и отрочество Процесс активного психофизического и социального развития. Период обязательного систематического образования. Формирование нормативных, морально-нравственных и ценностных установок. Период «бурь и страстей». Дружба и сексуальность тесно связаны. Во взаимоотношениях преобладает доля представителей другого пола. Роль и авторитет педагогов и родителей объективно снижается.
Юность Период активного завершения формирования личности. Обретение независимости. Ответственное отношение к себе и окружающим. В поведении преобладание мотива «надо» над мотивом «хочу». Активная жизненная и гражданская позиция. Выбор и самоопределение в профессиональной сфере. Любовь и создание семьи. Общение на основе сходства интересов, совместимости, уважения и удовольствия.
Зрелость Период активного карьерного роста или достижения поставленных целей. Рождение и воспитание детей. Сокращение числа друзей и поддержание только самых прочных отношений и связей. Прохождение личностных кризисов и кризисов семейной жизни.
Старость Завершение активной трудовой деятельности и выход на пенсию. Сокращение социальных связей и контактов. Потеря спутника жизни. Укрепление дружеских связей с людьми своего возраста и социального положения.

Социализацию можно разделить на:

1. первичную - осуществляется ближайшим окружением человека – родители, брат, сверсники и др. близкие люди. Это сфера межличностных отношений.

2. вторичную – связана с формированием гражданских, профессиональных и иных качеств личности. Это сфера социальных отношений, которые реализуются через социальные институты.Учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его:                                                                                                                                                   -семья,                                                                                                                                                                                                                     -система образования,                                                                                                                                  -институты трудовой деятельности (производство, обслуживание, управление, силовые структуры…),                                                                                                                         -институты духовной сферы (наука, религия, искусство, СМИ, массовая культура).

В процессе социализации человек контактирует с множеством других личностей, которые становятся для него посредниками социализации. Они называются агентами социализации. Они становятся примером длясоциализирующейся личности.Человек сравнивает себя сагентом социализации – в этом заключается механизм социализации.Наша личность – это результат сравнения себя с другими, на которых мы хотим быть похожими, копируя их манеру поведения.

Результаты социализации проявляются в:                                                                                              а) усвоении стереотипов поведения,                                                                                                                б) усвоение действующих социальных норм,                                                                                            в) усвоение обычаев и традиций,                                                                                                                                         г) формирование системы ценностных ориентаций, д) формирование нравственных качеств личности,                                                                                                                                                         е) развитие навыков социального взаимодействия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: