В (высокий уровень) - 3 балла - если 3 уровень

Методика №2.

«Выявление характера атрибуции успеха/неуспеха»

Цель: выявление адекватности понимания обучающимся причин успеха/неуспеха в деятельности.

Оцениваемые УУД: личностное действие самооценивания (самоопределения), регулятивное действие оценивания результата учебной деятельности.

Возраст: 6,5 – 8 лет (1-2 класс).

Форма оценивания: индивидуальная беседа.

«Бывает так, что ты рисуешь, лепишь или складываешь из конструктора и у тебя не получается?

При утвердительном ответе – А как ты думаешь, почему у тебя не всегда получается?

При отрицательном ответе – можно сделать вывод о низкой рефлексии или некритичной оценке.

Вопрос: Какие задания ты любишь - трудные или легкие?

При ответе – «У меня всегда получается» прекращаем опрос.

Критерии оценивания:

Ответы:

Каузальная атрибуция «Усилия» – не старался, бросил, надо учиться, надо попросить, чтобы объяснили, помогли и пр.

«Объективная трудность задачи» – очень трудная, сложная, не для детей, для старших и т.д.

«Способности» – не умею, у меня всегда не получается.

«Везение» – просто не получилось, потом (в другой раз получится), не знаю почему, случайно.

ПРИМЕЧАНИЕ. В сводную таблицу вносим следующие уровни:

 Н (низкий уровень) - 1 балл - ребенок ссылается на способности, везение;

 С (средний уровень) -  2 балла - ребенок ссылается на объективную трудность и на недостаточность усилий;

В (высокий уровень) - 3 балла - ребенок  ссылается на недостаточность усилий.

Методика №3.

Методика «Лесенка»

Цель: Исследование самооценки ребенка.

Оцениваемые УУД:  самооценка, когнитивный компонент.

Возраст: 6,5 – 7 лет (1 класс).

Форма оценивания: индивидуальная беседа.

Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объясняют задание.

Инструкция. «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»

После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама».

Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить.

В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.

Наиболее характерные особенности выполнения задания, свойственные детям с завышенной, адекватной и заниженной самооценкой.

Способ выполнения задания Тип самооценки
1. Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала». Неадекватно завышенная самооценка
2. После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный». Завышенная самооценка
3. Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже. Адекватная самооценка
4. Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала». Заниженная самооценка

Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю». Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.

Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия. В 1 классе неадекватно завыешенная самооценка рассматривается как незначительное отклонение в развитии личности

Самооценка детей 6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.

Заниженная самооценка у детей дошкольного и начального школьного возраста (1 класс) рассматривается как отклонение в развитии личности.

ПРИМЕЧАНИЕ. В сводную таблицу вносим следующие уровни:

 Н (низкий уровень) - 1 балл - если у ребёнка заниженная самооценка;

 С (средний уровень) - 2 балла - неадекватно завышенная или завышенная самооценка;

В (высокий уровень) - 3 балла - адекватная самооценка

 

Методика №4.

«Хороший ученик»

Цель: выявление рефлексивности самооценки школьников в учебной деятельности.

Оцениваемые УУД: личностное действие самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик»; регулятивное действие оценивания своей учебной деятельности.

Возраст: 8 -11 лет (2-4 класс).

Метод оценивания: учащимся предлагается в свободной форме письменно ответить на вопросы:

1. Как ты считаешь, кого можно назвать хорошим учеником? Назови качества хорошего ученика.

2. Можно ли тебя назвать хорошим учеником?

3. Чем ты отличаешься от хорошего ученика?

4. Что нужно, чтобы можно было уверенно сказать про себя: «Я – хороший ученик»?

Критерии оценивания:

- адекватность выделения качеств хорошего ученика (успеваемость, выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем, интерес к учению).

Уровни рефлексивной самооценки школьника:

1. Называет только одну сферу школьной жизни.

2. Называет две сферы школьной жизни.

3. Называет более двух сфер школьной жизни; даёт адекватное определение отличий «Я» от «хорошего ученика».

Уровни оценивания:

1 балл - называет только успеваемость.

2 балла - называет успеваемость и поведение.

3 балла - даёт характеристику по нескольким сферам, даёт адекватное определение задач саморазвития, решение которых необходимо для реализации требований роли «хороший ученик».

ПРИМЕЧАНИЕ. В сводную таблицу вносим следующие уровни:

 Н (низкий уровень) - 1 балл - если ребёнок называет только успеваемость;

 С (средний уровень) – 2 балла - если ребенок называет успеваемость и поведение неадекватно завышенная или завышенная самооценка;

 В (высокий уровень) – 3 балла - если ребенок даёт характеристику по нескольким сферам, даёт адекватное определение задач саморазвития, решение которых необходимо для реализации требований роли «хороший ученик».

Методика №5.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: