В походах решаются задачи активного отдыха, укрепления здоровья, всестороннего развития, расширения знаний об окружающем мире, природе; приобретаются навыки общения, взаимопомощи, заботливого отношения к товарищам.
Поход может пройти весело и интересно, если заранее продумать и предложить детям новые игры, в частности те, которые содержат элементы ориентирования на местности.
«К флажку»
Цель: развитие внимания, быстроты реакции; умения ориентироваться в пространстве без зрительного контроля. Инвентарь: флажок, повязка на глаза.
Инструкция: посередине поляны ставится флажок. Играющие располагаются полукругом в 40 - 50 м от него. По сигналу все завязывают глаза повязками. Даются команды «Налево», «На месте», «Бегом марш!», «Направо», «Кругом!» и др., игроки выполняют их. Затем дается команда «К флажку шагом марш!» Все начинают двигаться к нему, через 10-15 шагов дается команда «Стой!» Все останавливаются снимают повязки, выигрывает тот, кто ближе всего оказался к флажку.
|
|
Методические указания. Игра повторяется 4-5 раз.
«Переправа через болото»
Цель: развитие координации движений, равновесия, смекалки. Количество игроков -10-20 человек. Инвентарь: две доски.
Инструкция: играют 2-3 команды, которые делятся пополам. Одна половина каждой команды выстраивается с одной стороны «болота», вторая - с другой. Ширина болота 15-20 м. Направляющие на старте, у них с одной стороны имеется две палки длиной 50-60 см. По команде направляющие кладут одну палку перед собой и встают на нее, вторую кладут вперед на такое расстояние, чтобы можно было встать на нее; достав первую доску, снова кладут ее перед собой и т. д. Таким образом играющие переправляются на другой «берег», где их ждут следующие игроки, которые подобным образом возвращаются обратно. Игра заканчивается, когда через болото перейдут все играющие. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету.
Методические указания. При проведении этой игры необходимо следить за выполнением всех правил техники безопасности.
«Ориентировка по слуху»
Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве без помощи зрения, тренировка внимания. Количество игроков может быть любым. Инвентарь: свисток, повязка на глаза.
Инструкция: все играющие располагаются полукругом на расстоянии 2 -3 м друг от друга и завязывают глаза повязками. Водящий встает в 30-40 м и дает сигнал - свисток. Все начинают двигаться в сторону водящего, стараясь подойти как можно ближе. По второму свистку все останавливаются, а ведущий переходит на другое место и снова дает свисток. Так повторяется 5-6 раз. Затем дается длинный свисток - сигнал к окончанию игры. Все снимают повязки. Выигрывает тот, кто ближе других подошел к водящему.
|
|
Методические указания. Игра проводится на большой ровной поляне.
«Грибная охота»
Цель: развитие равновесия, точности броска и быстроты движений. Количество игроков может быть любым. Инвентарь: доски - мостики, веревочные перила, мешки, шишки.
Инструкция: через канаву шириной 1,5-2 м переброшены параллельно два узких мостика. По два человека с каждой команды держат рядом с мостиком для страховки веревочные перила. На одной стороне канавы растут «грибы» (разбросанные шишки), на другой - находятся две команды играющих. По сигналу первые игроки переходят через мостик, срывают по одному грибу, приносят их своей команде и кладут в корзину (полиэтиленовые мешки), затем отправляют следующего игрока и так далее. Играют 5-7 мин. По сигналу свистка игра заканчивается. Выигрывает команда, у которой в корзине больше всего грибов.
Методические указания. Игру можно проводить 2-3 раза.
Различают врожденные и приобретенные нарушения зрения. Слепые - люди с полным отсутствием зрительных ощущений или светоощущений. В свою очередь, различают две степени потери зрения у инвалидов: первая - тотальная потеря зрения; вторая - практическая слепота, когда имеется светоощущение, способность определить контур предмета. Слабовидящие - это люди, острота зрения которых позволяет различать предметы, очертания которых они видят нечетко (Губарева Т.И., Ларионова Н.Н., 1999).
Подвижные игры являются сильнейшим средством всестороннего развития и воспитания слепых и слабовидящих детей. Слепой ребенок любит играть так же, как и зрячий, может играть почти в любую игру, только слепого нужно сперва научить играть, помочь ему овладеть игрой.
Игры должны быть адаптированы к индивидуальным особенностям слепого ребенка. При организации игровой деятельности необходимо учитывать состояние остроты зрения ребенка, его предыдущий опыт, особенности осязательно- слухового восприятия, наличие остаточного зрения, уровень физической подготовленности, возрастные и индивидуальные возможности ребенка, место и время проведения игры, интересы всех играющих, а иногда и их настроение. Игра должна соответствовать физическому развитию детей и тем навыкам, которыми они владеют. Выбирая инвентарь для игры, педагог должен для слепых использовать озвученную атрибутику (озвученный мяч, свисток, бубен, колокольчик, метроном, погремушки и др.); для детей с остаточным зрением и слабовидящих - подобрать яркий и красочный инвентарь, учитывая контрастность предметов (как правило, используется красный, желтый, зеленый, оранжевый цвета). Весь используемый инвентарь должен быть безопасным! Большое внимание уделяется выбору и подготовки места, где будет проводиться игра. Ведущий тем или иным сигналом должен ориентировать играющих, задавать нужное направление и предупреждать об опасности. Звук используется как условный сигнал, заменяющий зрительное восприятие. Звук лучше всего улавливается ребенком, если его источник установлен на уровне лица.
В связи с тем что слепой ребенок воспринимает всю игру на слух, у него может возникнуть перенапряжение органов слуха и нервной системы, что вызывает общее переутомление. Поэтому большое внимание уделяется дозировке физической нагрузки при играх (Ростомашвили Л.Н., 2001).
Возможно проведение подвижных игр слепых и слабовидящих, детей с другой нозологией и детей без патологии. Они Уг 7 - 10731 нестандартны. Например, если игра ведется парами, то их можно составить так: зрячий - незрячий; незрячий - слабовидящий; мама - незрячий ребенок и т. д. Вместо простого можно использовать озвученный мяч, научить незрячих пользоваться осязательными и звуковыми ориентирами. В ряде игр нужно ограничивать поле деятельности зрячих игроков и игроков с остатками зрения. В играх-догонялках слабовидящие ловят только слабовидящих, слепые же ловят всех, а в играх «Жмурки», «Ночной часовой» следует завязывать глаза только зрячим детям. Нельзя допускать, чтобы дети с остатком зрения или зрячие применяли в игре обманные действия, это обижает незрячих детей, и у них может появиться чувство недоверия к окружающим.
|
|
При организации и проведении занятий со слепыми и слабовидящими детьми противопоказаны все виды игр, сопряженные с опасностью глазного травматизма, а также резкие наклоны, прыжки, упражнения с отягощением, упражнения, связанные с сотрясением тела и наклонным положением головы (Ростомашвили JI.H., 2001).
Подвижные игры для дошкольников
«Паровозик»
Цель: развитие внимания, координации движений, умения обращаться с предметами, освоение симметричных и асимметричных движений.
Игра проводится с группой детей из 5-6 человек. Инвентарь: две гимнастические палки и гладкие рейки.
Инструкция. Все участники выстраиваются в колонну, хватом сверху берут рейки в правую и левую руку. Впереди или сзади встает ведущий. По команде начинаются синхронные движения руками вверх-вниз, вперед-назад, обеими руками или порознь. Во время движений дети имитируют звук паровоза.
Методические указания:
- игра может проводиться в положении сидя на гимнастической скамейке;
- если игра проводится в положении стоя, то продвигаться следует вперед или назад;
- смена движений происходит по команде ведущего.
«Догони меня»
Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве на движущийся звук.
Игра проводится вдвоем: взрослый и ребенок.
Инвентарь: площадка без препятствий размером 5x5 метров, колокольчик.
Инструкция. Взрослый берет на себя роль ведущего. С помощью колокольчика, озвученного мяча или бубна он издает постоянный звук и убегает от ребенка, а тот, в свою очередь, догоняет ведущего, ориентируясь на звук.
|
|
Методические указания:
- темп игры медленный, ведущий скорее уходит, чем убегает;
- можно помогать ребенку указаниями: например, «немного правее, левее» и т. д.
«Догоняй мяч»
Цель: развитие внимания, точности и согласованности движений.
Количество игроков - 10-12 человек.
Инвентарь: два озвученных мяча.
Инструкция. Игра проводится на игровой площадке. Все играющие образуют круг. Двум играющим, стоящим в кругу через 3-4 игрока друг от друга, выдаются мячи. По сигналу водящего играющие стараются как можно быстрее передать мячи игроку справа, с тем, чтобы один мяч догнал другой. Когда это произойдет, игра начинается снова.
Методические указания:
- мячи можно только передавать, но не брать;
- количество мячей можно увеличить;
- передача мяча осуществляется на уровне пояса или груди.