Рис. 3. Четыре составные части сна 5 страница

Следует понимать, что даже в том случае, когда человеку приходится убегать, чтобы спасти свою жизнь, это совсем не оз­начает, что он избегает своего испытания. Это очень важное ут­верждение, требующее внимательного рассмотрения, так как че­ловек никогда не сталкивается с непосильными испытаниями. Ес­ли испытание возникает, это случается только потому, что оно необходимо человеку и он в состоянии с ним справиться; с дру­гой стороны, следует помнить и о том, что воин сам выбирает свою битву. Таким образом, если человек неожиданно сталкива­ется с таким испытанием, которое требует от него немедленных действий, но в данный момент он чувствует, что не может оце­нить, в чем именно заключается его подлинная битва, ему лучше всего исходить из соображений самосохранения — вплоть до тех пор, пока он не сможет понять, почему столкнулся с этим испы­танием. Аналогия поможет нам понять этот принцип.

Предположим, вы не врач, но вам внезапно приходится за­ботиться о тяжело раненном человеке. Совершенно глупо было бы считать, что испытание заключается именно в этой заботе. Если вы ничего не смыслите ни в медицине, ни в правилах пер­вой помощи, то как можно скорее бегите на поиски знающего человека. После того как такой человек найден, постарайтесь по­нять, по какой причине перед вами должно было возникнуть именно такое испытание. Тот же принцип справедлив и в отно­шении мелких тиранов — в особенности, первой и второй кате­горий. Во всех подобных случаях основная битва заключается в сохранении собственной жизни или работы по той простой при­чине, что мертвецу никогда не стать воином, а безработный по­теряет и мелкого тирана, и ту пользу, которую приносит его су­ществование. В следующей главе мы вновь ненадолго вернемся к разговору о мелких тиранах, так как этот вопрос особенно ва­жен сегодня, когда стремительно растет число родителей, оскор­бляющих собственных детей и тем самым проявляющих такой тип поведения.

Легко понять, что в случае Шона роль мелкого тирана вре­менно играет Уиллис. Это относит Уиллиса к третьей категории мелких тиранов, то есть к тем людям, которые обычно не ведут себя, подобно мелким тиранам, если их каким-либо образом не подталкивают к этому. То, как Шон должен вести себя по отно­шению к брату и как любой ученик должен справляться со своим мелким тираном, объясняется правилом сталкера, так как толь­ко умение выслеживать и себя и других позволяет человеку окончательно избавиться от любых представлений о самом себе как о жертве.

Оценивая то, чему Шон уже успел научиться, легко заме­тить, насколько помогло ему это столкновение с Уиллисом; он не только начал перепросмотр и в результате повысил свою трез­вость, но, помимо того, избавился от чувства собственной важ­ности, стал искуснее в обращении со щитом воина и, важнее всего, научился выслеживать как себя, так и других в своем стремлении пробудиться во сне и стать воином. Все, чему Шон научился вплоть до настоящего момента, невероятно поможет ему понять, какую именно стратегию выбрать перед началом битвы с Уиллисом. 06 этом мы поговорим в следующей главе.


 


ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

ДОСТОИНСТВО ВОИНА

ДОСТОИНСТВО ВОИНА ТРЕБУЕТ ПРАВИЛЬНОГО ТОНАЛЯ.

В предшествующей главе мы узнали, что, если Шон хочет бе­зупречно справиться со своим испытанием, ему необходимо разработать некую стратегию, опирающуюся на то, чему он уже смог научиться. Шон стремится стать воином, и потому все его испытания по природе своей являются возможностями заявить свои права на силу. Чтобы стать воином, требуется полное пре­образование острова тоналя, и любое жизненное испытание представляет собой возможность постепенно преобразовать ос­тров тоналя. В первом и втором томе это пояснялось в понятиях обустройства того, что называют правильным тонален, — дейс­твия, которое не только обеспечивает накопление личной силы, но и позволяет укрепить самоуважение и уверенность в себе; все это увеличивает самые доподлинные знания человека о том, что значит быть полностью ответственным человеческим сущест­вом, достоинство которого проявляется в каждом его поступке — физическом, эмоциональном и умственном. Вследствие этого стратегия Шона станет отражением его достоинства — или от­сутствия такого достоинства — и окажется мерой той безупреч­ности, что проявляется в его действиях,* которые, разумеется, будут определяться текущим состоянием его тоналя.

Подход сталкера к разработке стратегии чрезвычайно отли­чается от отношения человека, не являющегося воином. Люди хотят побеждать постоянно, во всех своих битвах — они всегда хотят оказаться правыми. И все же, по иронии судьбы, большин­ство людей растрачивают свои жизни на попытки избежать тех испытаний, в которых следует сражаться, а в тех случаях, когда сражаться все-таки приходится, начинают бороться в непра­вильных битвах, что приводит к тому, что даже победа в битве не приносит им особой пользы. С точки зрения сталкера такое по­ведение — не только настоящее слабоумие и явная потеря вре­мени и личной силы, но и признак отсутствия достоинства.

Вопрос чести — чрезвычайно важное соображение в жизни воина, так как без подлинного чувства собственного достоинства не может быть ни самоуважения, ни уверенности в себе, ни, ра­зумеется, веры в себя. В отсутствие таких качеств человек не мо­жет мыслить и действовать так, как подобает воину. Таким обра­зом, если он намерен стать воином, то должен относиться к лю­бому жизненному испытанию как к возможности либо укре­пить, либо поддержать свое достоинство. Однако очень немно­гие люди действуют так, что никогда не теряют свое достоинс­тво, и это происходит по той простой причине, что почти никто не понимает подлинного смысла этого слова. Большая часть лю­дей считает, что честь заключается в поддержании своего общес­твенного положения или ощущении гордости за себя, но все это — следствие всеобщего сна, поскольку гордость обычно опира­ется на чувство превосходства, и защита этих двух иллюзий пред­ставляет собой не достоинство, а укрепление социальной обус­ловленности.

Достоинство воина заключается в том, что каждая его мысль, любое чувство и действие безупречны, равно как и его умение управлять своими эмоциями. Безупречность означает умение действовать наилучшим образом и на основе всех зна­ний, доступных человеку в текущее мгновение. Иными словами, быть безупречным — значит нести полную ответственность за себя, свою жизнь и свои знания, поскольку такая ответствен­ность (или ее отсутствие) оказывает влияние на все действия че­ловека — физические, эмоциональные и умственные. При этом очень важно иметь в виду, что слово «ответственность» означает «умение отвечать», то есть откликаться не только на все события своей жизни, но и на самого себя, свою жизнь и свои знания. Обычные люди настолько заняты укреплением своего общест­венного положения и социальной обусловленности, что чрезвы­чайно редко уделяют время и энергию на то, чтобы выслеживать самих себя. В результате большая часть людей ведет совершенно не безупречный образ жизни, так как постоянно поддерживает чужие убеждения или, точнее, чужие предубеждения, вместо то­го чтобы действовать исходя из собственных знаний.

Это прекрасно отражается на примере Шона, так как, если бы Шон не следовал Пути Воина, он, скорее всего, избрал бы один из трех вариантов. Он либо стал бы попрошайкой и принял несправедливое предложение брата, либо выбрал бы путь труса и отступил, не вступая в битву, либо разыгрывал бы из себя нас­тоящего мужчину, то есть вел себя самодовольно и крикливо, как самоуверенный боевой петух, и попытался бы поставить Уиллиса на место с помощью правосудия. Однако проявилось бы в каком-либо из вариантов его достоинство? Чему научился бы Шон, выбери он любую из таких возможностей? При выборе первых двух вариантов он добился бы только потери самоуваже­ния, а в третьем случае — даже если бы он выиграл судебный процесс — он лишь доказал бы себе, что был прав, а его брат ошибался, но это просто укрепило бы в нем идиотское представ­ление о том, что для самоутверждения достаточно доказать са­мому себе собственную правоту и глупость всех окружающих!

В противоположность этим вариантам, стратегия Шона должна быть разработана таким образом, чтобы она укрепляла его чувство собственного достоинства и помогла ему преобразо­вать остров тоналя. Шон уже понял, что необходимое в данный момент преобразование связано с его образом самого себя и ве­рой в собственную значимость. Вообще говоря, учитывая надле­жащее рассмотрение всех прочих своих недостатков, Шон ясно понимает, что их причиной является его низкая самооценка и недостаточная вера в себя; таким образом, если ему удастся изме­нить отношение к себе, то это существенно облегчит любые пе­ремены всего прочего на его острове тоналя. Это относится ко всем людям в целом, так как именно заниженное мнение о самих себе является причиной большинства их недостатков и мешает всему, что они делают. Однако причина, почему в наше время большая часть людей страдает низкой самооценкой, заключает­ся в том, что они не имеют представления о подлинном значении слова «достоинство».

Достоинство воина описывается следующим изречением:

ВОИН — ИСПОЛНЕННОЕ ДОСТОИНСТВА СУЩЕСТВО. ТАК КАК ЕГО СМИРЕНИЕ НЕ ДОПУСКАЕТ НИКАКИХ ПОСТУПКОВ. НАРУШАЮ­ЩИХ ВЗАИМОСВЯЗАННОСТЬ ВСЕГО ЖИВОГО.

Это изречение имеет чрезвычайно глубокий смысл, однако в настоящий момент важнейшим для нас следствием является то, что достоинство воина требует не только признания взаимос­вязанности всего живого, но и сознательного укрепления этого закона. Иными словами, настоящий воин не может просто на словах выражать преданность взаимосвязанности всего живого, но обязан жить им в самом доподлинном смысле этого слова. Это означает, что воин признает тот факт, что, возвышая себя, он одновременно возвышает все вокруг, ибо все в жизни взаимосвяза­но.

Любая разработанная воином стратегия непременно долж­на приносить пользу не только самому воину, но и всему проче­му в жизни, малой частью которой он является. По этой причине настоящий воин никогда не может реагировать на обстоятель­ства исходя из гнева или расплачиваться той же монетой за лю­бое пренебрежение или оскорбление. Он не может действовать на основе злобы или мстительности. Подобные реакции способ­ствуют только укреплению чувства собственной важности и, ра­зумеется, не приносят никому добра. Все живое взаимосвязано, и поэтому любые действия воина непременно приносят пользу всем участникам событий, включая его самого. Помимо прочего, это значит, что воин не может позволить себе разыгрывать роль мученика или жертвы, так как подобное поведение, конечно же, не приносит ему пользы, а то, что не приносит пользы воину, не может пойти на благо никому из тех, кто его окружает. В этом заключается закон Света и Отражения, который в учениях Толтеков сводится к принципу зеркал души.

Хотя концепция зеркал уже обсуждалась в «Возвращении Воинов», сейчас необходимо несколько расширить понимание этого принципа, что позволит нам осознать то, как воин разра­батывает подходящую стратегию. Следует понимать, что для от­дельного человека все люди, живые существа и мир в целом просто отражают то, что этот человек непременно должен узнать о самом себе. Это — непреложный всеобщий закон, и ни один из нас не может его избежать или не принимать во внимание — невозможно поднести к зеркалу розу и увидеть в нем отражение тюльпана.

Таким образом, если окружающие проявляют по отноше­нию к человеку жестокость, это происходит потому, что сам че­ловек должен заметить жестокость в себе. Если в окружающих отражается нечестность, то, сходным образом, человеку следует задуматься о том, как и в каких случаях он сам допускает непоря­дочность. С другой стороны, если человек видит вокруг красоту и гармонию, он вправе ожидать, что сам проявляет красоту и гармонию в соответствующих сферах жизни, и может справед­ливо отдать себе должное. В тех случаях, когда человек загляды­вает в зеркало мира в целом и видит в нем насилие, причина этого заключается в том, что всему обществу или целому народу необходимо объединенными усилиями задуматься о насилии в самих себе. И хотя люди настолько поглощены игрой в обвинения, что не желают распознать этот самый основополагающий из всех всеобщих законов, справедливым остается тот факт, что зеркала никогда не лгут; в связи с этим читателю будет весьма полезно вновь прочитать то, что говорилось об этом принципе в «Возвращении Воинов».

Кроме того, читателю очень важно помнить о том, что зер­кала бывают трех типов: зеркала прошлого, настоящего и буду­щего. Иными словами, хотя большая часть зеркал отражает то, что человеку важнее всего усвоить в отношении своего текущего поведения или проявляющихся в настоящее время убеждений, некоторые зеркала, случается, отражают как поступки в прош­лом, так и те формы поведения, которые потенциально могут проявиться в будущем, пусть даже человек этого не осознает. Следует, однако, подчеркнуть необходимость в полной честнос­ти перед собой, так как человеку проще всего на свете не обра­щать внимания на зеркало как на нечто не связанное с текущим мгновением. Впрочем, для того, кто хочет стать воином, такое поведение является полной глупостью и обычно приводит к ощущению либо превосходства, либо неполноценности, либо иного сходного чувства, поскольку этот человек уверен в том, что признание собственных недостатков (то есть сам факт их су­ществования) представляет собой нечто ужасное. Такие предс­тавления неизбежно появляются в силу социальной обусловлен­ности, и любой, кто их разделяет, попросту не признает того, что наши недостатки являются билетом к свободе и дорогой к силе.

Существуют две причины того, почему временами зеркала отражают поведение человека в прошлом. Прежде всего — и ча­ще всего, — это происходит потому, что прошлые поступки все еще содержат некие тонкости, или нюансы, на которые следует обратить внимание сейчас. Вторая причина связана с тем фак­том, что ученики Пути Воина нередко склонны переходить от непорядочности к ее полной противоположности — они стано­вятся настолько одержимыми стремлением к честности, что обычно подвергают себя уничтожающей самокритике. Захва­ченные этим процессом, ученики полностью забывают о необхо­димости честно отдать себе должное за правильные поступки, и в результате становятся жертвами ошибочного допущения о том, что именно самокритика и является признаком смирения. Ничто не может быть более далеким от истины, так как самокри­тика является тонкой формой чувства собственной важности. Подобные ученики совершают фатальную ошибку, убеждая са­мих себя в том, что совершенно не способны изменить собствен­ное поведение или, иными словами, слишком хороши для того, чтобы подвергнуть себя «постыдной» ответственности за дурные поступки. В результате вместо того, чтобы принять на себя такую ответственность и распознать значимость своих недостатков, ученики начинают индульгировать в самокритике, одновремен­но считая, что это каким-то образом разрешит саму проблему.

Цель тех случаев, когда в зеркале отражается возможное бу­дущее, почти совпадает с предназначением отражений прошло­го, однако следует осознать, что сам факт демонстрации потен­циального поведения означает насущную необходимость в бди­тельности. Тот, кто считает, будто отсутствие каких-либо пос­тупков в настоящем полностью исключает возможность их со­вершения в будущем, очень серьезно ошибается. Человек никог­да не получает тех наставлений, которые ему не требуются. Тот факт, что зеркало показывает ему будущее, сам по себе является достаточным признаком того, что такое поведение уже начинает проявляться, хотя в самом начале эти проявления могут быть такими малыми, что кажутся совершенно незначительными. Вначале потенциальное просачивается в действительность тон­кой струйкой, проявляется лишь в редких случаях, но, если его не остановить прямо сейчас, может превратиться вскоре в ярост­ный поток. Желудь выглядит маленьким и красивым, но, если его вложить в плодородную почву, в нем раскроется потенциал огромного дуба.

То же самое относится и к потенциальным недостаткам че­ловека, но то, что эти недостатки представляют собой дорогу к силе, совсем не означает, что человек может считать, будто ему даруется право развивать в себе самые разнообразные пороки. К примеру, если человек потенциально может стать алкоголиком, то каких-то двух-трех рюмок может оказаться достаточно, что­бы превратить этот потенциал в пагубное пристрастие. Но если такой человек честно признает и трезво осознает тот факт, что одна только мысль о спиртном приводит его в возбуждение, он может использовать этот недостаток как испытание, заставля­ющее его быть бдительным и вести себя безупречно всякий раз, когда где-то рядом появляется выпивка. Если этот человек явля­ется учеником Пути Воина, ему посоветуют избегать употребления спиртного, но в то же время воспользоваться этим испыта­нием для воспитания в себе отточенных ощущений самодисцип­лины и уважения к себе. Такой ученик добьется этого, время от времени наслаждаясь случайными выпивками в компании, но никогда не станет потакать своему влечению к спиртному.

Важнейшим вопросом, связанным с зеркалами, является тот факт, что любая разработанная воином стратегия, независимо от ее конкретной формы, нацелена исключительно на возвышение самого себя и окружающего мира. На первый взгляд, это утвер­ждение парадоксально, так как, с одной стороны, теоретический подход к этому принципу привлекает чувство морали большинс­тва людей, ибо он описывает нечто такое, что совершается во всеобщее благо; однако, с другой стороны, люди обычно хмурят­ся при виде практического воплощения этого принципа — оно представляетсяим вниманием к себе. Социальная обусловлен­ность приводит к тому, что людям не нравится, когда их уличают в той или иной форме эгоизма, и очень немногим удается по­нять, что жизнь всегда внимательна к себе и между таким внима­нием и эгоцентричностью существует огромная разница. В ре­зультате большей частью те люди, которые не хотят, чтобы их сочли внимательными к себе, неизменно начинают проявлять то самое поведение, в каком не желают быть обвиненными.

Во внимании к себе нет ничего плохого; если человек приз­нает тот факт, что все окружающие — зеркала его собственного поведения, он постоянно видит в них самого себя. Когда прин­цип зеркала воплощается на практике, перед человеком стоит только одна задача: работа над собой. Воину даже не придет в голову тратить свое время или личную силу на потворствования глупой игре во взаимные обвинения, так как он прекрасно пони­мает, что в тех случаях, когда ему не нравится отражение в зерка­ле, обвинять следует не зеркало, а нечто в самом себе. Итак, воин руководствуется следующим правилом: если тебе не нравится отражение в зеркале, сделай что-нибудь и измени себя, но не растрачивайся на хныкание и жалобы на окружающих.

Человек не в состоянии изменить других, так как не имеет права даже пожелать этого, однако он вполне может изменить самого себя, а когда он меняет себя, изменяются и отражения в зеркалах. С другой стороны, временами случается так, что, если отражающая этого человека личность не может или просто не хочет изменяться, она тем или иным способом покидает жизнь этого человека, как только он изменяет самого себя. Из этого следует одна простая истина: зеркало не может отражать неправ­ду, так как все зеркала, включая нас самих, подчиняются закону Света и Отражения. К примеру, совершенно честный человек никогда не привлечет к себе непорядочных людей, а лишенный жестокости не столкнется с насилием. Однако если человеку приходится иметь дело с патологическим лжецом, он должен за­даться вопросом о том, какие формы лжи свойственны ему само­му. Следует помнить о том, что к зеркалам нельзя относиться поверхностно — нужно вглядываться в саму суть; в данном при­мере важен сам факт лжи независимо от того, какую конкретную форму она принимает. Необходимо осознать, что такие формы могут оказаться невероятно утонченными, почти неясными, и все же человек должен понимать, что зеркала никогда не отража­ют того, чего вообще нет, и ему следует разобраться в том, как именно лжет он сам, — если он хорошо поищет ложь в себе, то непременно ее найдет. Например, тонкая форма лжи может зак­лючаться в том, что человек с такими усилиями поддерживает свой общественный образ, что начинает компрометировать са­мого себя, то есть лишается честности перед собой; в этом случае он в буквальном смысле слова начинает жить ложью, что еще хуже, чем просто лгать на словах.

Когда дело доходит до зеркала мира в целом, ученику обыч­но намного труднее добраться до самой сути, хотя это делается на основе того же принципа, какой применяется для личных зер­кал. Например, если в стране растет преступность, ученики часто просто пожимают плечами, делая вид, что они совершенно не виновны в происходящем. Я привожу этот пример по той при­чине, что сегодня подобная проблема свойственна почти всем странам мира. Почему же она стала такой насущной? Лишь по­тому, что человечество достигло совершеннолетия и теперь дол­жно принять на себя ответственность «взрослого». В наши дни за обуздание преступности отвечают не только общественные власти, но и каждый взрослый человек. Это не означает, что лю­ди должны метаться по улицам и бороться с бандитами, — им просто нужно взглянуть в это зеркало и принять на себя полную ответственность за то, что они там увидят.

Ученику задается вопрос: «Каким образом твоя жизнь спо­собствовала росту преступности?» Поскольку нет одинаковых людей, каждый делал это по-своему. К примеру, тот факт, что человек обвиняет правительство или общественные власти в неспособности сдержать преступность, означает, что он сам не принимает на себя ответственность взрослого и подразумевает, что он, как личность, совершенно бессилен и не может помешать росту преступности. Однако это в равной мере означает, что он считает себя жертвой, отдающей себя на милость любому прес­тупнику. Если он действительно убежден в этом, то, без сомне­ния, привлечет в свою жизнь тех людей, которые будут отражать собой его веру в собственную беспомощность. Ранее уже говори­лось, что, привлекая таких людей, человек становится соучастни­ком их преступлений, так как способствовал им. С другой сторо­ны, если он, как воин, предпочитает заявить свои права на силу и прекратить верить в то, что является жертвой, он не привлечет к себе преступников, но, напротив, начнет притягивать тех, кто тоже достаточно силен, чтобы заявить свои права на силу. Если это сделает достаточное число соседей, то в окрестностях почти никогда не случится преступлений, а того, что возможно в одном районе, можно достичь и во всей стране. Преступность появля­ется лишь тогда, когда люди ее вызывают, и неизменно проц­ветает в обстановке страха и смирения, внушаемых умонастро­ением жертвы.

В конечном счете становится понятным, что жизнь действи­тельно есть процесс проявления внимания к себе, так как, сосре­доточиваясь на себе и принимая на себя полную ответственность за свои знания и уровень существования, человек способен изме­нить окружающий мир и делает это. Чего, однако, нельзя сказать об эгоцентричности. Быть эгоцентричным означает не верить во взаимосвязанность всего живого, не поддерживать ее. Букваль­ный смысл этого понятия подразумевает, что человек считает себя центром, вокруг которого вращается весь остальной мир, а такая мысль отражает сильнейшее чувство собственной важнос­ти.

Считая самого себя настолько значимым, эгоцентричный человек никогда не может понять, почему окружающие не жи­вут по его собственным меркам и в согласии с его ожиданиями. Желая, чтобы все покорялись их воле и признавали их точку зре­ния, такие люди всегда не в ладах с окружающими; отказываясь признать тот факт, что все вокруг — лишь зеркала, они непред­намеренно укрепляют умонастроение жертвы. Такие люди вечно защищают нечто «доброе», действуют во имя справедливости, обвиняют во всех бедах других вместо того, чтобы принять от­ветственность за собственное состояние бытия, и неизбежно ста­новятся одержимыми попытками «спасти» окружающих от жес­токих тисков мучителей. В результате эгоцентричные люди ста­новятся прирожденными «благодетелями человечества». Они составляют большую часть тех заблудших душ, которые извечно борются за некое правое дело, будь то марши протеста против разгула жестокости или защита пингвинов от угрозы загрязне­ния окружающей среды, хотя сами ни на минуту не задумывают­ся о собственной роли в укреплении преступности и устрашаю­щей скорости экологического загрязнения.

Таким образом, жизненная позиция внимательности к себе очень далека от того, что вкладывает в общую массу людей соци­альная обусловленность. Глубочайшая основа подлинного сми­рения заключается в том, чтобы перестать обвинять других и принять на себя полную ответственность за то, кем и чем чело­век является, а также ответственность за свои знания и свое состояние бытия. Будучи внимательным к себе, человек призна­ет, что работать следует над самим собой, но при этом взаимо­действие всего живого принесет благо и окружающему миру. С другой стороны, эгоцентричность представляет собой полную противоположность, так как в ней нет ничего скромного. Нап­ротив, это не только чувство собственной важности, но и верши­на высокомерия и самомнения — пусть даже «благодетели» всего мира завопят в ответ и примутся защищать свои деяния, исти­ной останется тот факт, что любовь к ближнему начинается с род­ного дома. Если человек не в состоянии навести порядок в собс­твенном доме, то каким образом он сможет привести в порядок жизнь другого человека? Сходным образом, если он сам не мо­жет помешать другим терзать его, то кто дает ему право требо­вать, чтобы общественные власти лучше выполняли свои обя­занности по его защите? Для воина подобные рассуждения прос­то бессмысленны: прежде всего, человек сам вызывает появление мучителей — почему же после этого он требует от властей защи­тить его от собственных поступков?

Нам осталось обсудить три вопроса, непосредственно свя­занных с текущей темой. Первый заключается в том, что если человек принимает во внимание реальное существование мел­ких тиранов, то в свете вышесказанного у него может возник­нуть впечатление, что это несколько противоречит принципу зеркал. Однако если такой человек не станет воспринимать мел­ких тиранов поверхностно и глубже вдумается в их суть, он дос­таточно быстро придет к пониманию того, что на самом деле никакого противоречия нет. Единственной причиной возникно­вения такого кажущегося противоречия является тот факт, что не все люди представляют собой явных мелких тиранов. И все же необходимо осознать, что если в жизни человека появляется мелкий тиран, то это происходит лишь потому, что сам человек привлек к себе тот опыт, какой он должен получить в общении со своим мелким тираном.

Не следует забывать и о том, что человеку не следует увле­каться поверхностным взглядом на принцип зеркал; сначала он должен внимательно приглядеться к себе и лишь потом прийти к заключению, что он сам не является таким мелким тираном. То же предписание дается каждому ученику, который столкнулся с мелким тираном; когда такой ученик всматривается в себя, он неизменно с потрясением понимает, что действительно является мелким тираном — в том смысле, что, сколько себя помнит, он постоянно превращал в жертву собственных поступков самого себя! Ирония привлечения к себе мелкого тирана заключается в том, что единственной причиной его появления является нас­только низкая самооценка, что, по его собственным ощущениям, он вообще ничего не стоит. Стоит ли удивляться, что при такой заниженной самооценке человек притягивает к себе мелкого ти­рана, а тот отражает собой его собственное чувство никчемности и недостойности.

Второе замечание связано с тем фактом, что, когда человек меняется, то же непременно происходит и с его зеркалами. Хотя это действительно справедливо, время от времени в жизни все же случается так, что некоторые зеркала не могут измениться, — поскольку им еще не время меняться, так как эти люди все еще должны кое-чему научиться на основе их нынешнего поведения; встречаются и такие зеркала, которые просто не хотят меняться по тем или иным причинам. В подобных случаях эти зеркала чаще всего просто покидают жизнь человека — либо по собс­твенному желанию, либо в силу жизненных обстоятельств. Предположим, к примеру, что одним из таких зеркал был ваш босс, и вы проработали все, что требовало внимания, — и все же, несмотря на тот факт, что вы потрудились над каждой тон­костью, какую могли проглядеть в самом начале, ваш босс по-прежнему не проявляет никаких признаков изменений в ваших

отношениях. Когда происходит нечто подобное, вы можете быть готовы к тому, что либо вас, либо его переведут на другую долж­ность, — так или иначе, зеркало начальника обязано покинуть вашу жизнь.

Вопреки всему, что было сказано ранее, следует понять, что некоторые зеркала, которым не суждено измениться, просто не смогут покинуть вашу жизнь — во всяком случае, в ближайшее время. Типичными примерами таких зеркал могут быть родите­ли или дети, и все-таки даже эти случаи не являются исключени­ями из принципа зеркал. Если зеркало не может или не хочет меняться, а человек не в состоянии избавиться от него, логично предположить, что, независимо от его ощущений и предположе­ний, это зеркало все еще ему необходимо. К примеру, если роди­тели или ребенок продолжают отражать то поведение, которое, как без сомнений известно человеку, он уже давно преодолел, человек должен принять как факт, что это зеркало необходимо ему по каким-то неясным для него причинам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: