Содержание этапа
Деятельность мастера
Деятельность участников
1. Подготовительно-организационный:
Постановка целей и задач. Приветствие, вступительное слово мастера, необычное начало занятия, объявление темы.
Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия.
2. Основная часть.
Содержание мастер-класса, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы.
Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-клас-са. Показ приёмов, используемых в процессе мастер-класса, показ своих «изю-минок» (приёмов) с комментариями.
Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного. Афиширование-представление выполненных работ.
3. Заключительное слово.
Анализ ситуации по критериям:
- овладение общеинтеллектуальными способами деятельности;
- развитие способности к рефлексии;
- развитие коммуникативной культуры.
Организует обмен мнениями присутствующих, даёт оценку происходящему.
|
|
Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе.
Для качественного проведения мастер-классов необходимо наличие определённого пакета документов:
- положение о мастер-классе
- памятка для педагога-мастера о подготовке и проведении мастер-класса
- информационная справка о мастер-классе
- план-конспект мастер-класса
- анкета для участника мастер-класса
- справка для участника мастер-класса
Положение о мастер-классе – локальный нормативный документ, раскрывающий суть мастер-класса как особый формы обмена педагогическим опытом, а также особенности его организации в данном учреждении.
Памятка для педагога-мастера представляет собой развёрнутое описание всех действий, которые должны быть выполнены и учтены в процессе подготовки к мастер-классу.
Информационная справка содержит краткие сведения о предстоящем мастер-классе, о личности ведущего и входит в состав раздаточного материала для участников мастер-класса.
План-конспект мастер-класса – это краткое систематизированное изложение хода мероприятия в соответствии с поставленными автором целями и задачами.
Анкета для участников мастер-класса необходима, во-первых, для фиксации мнений, пожеланий, замечаний участников мастер-класса, т.е. становится необходимым элементом этапа рефлексии. Во-вторых, анализ и обобщение информации, полученной в результате опроса, даёт возможность отслеживать динамику развития мастер-класса как средства повышения профессионального мастерства, интерактивного обмена опытом.
|
|
Также опыт проведения мастер-классов показал, что довольно часто участники обращаются к организаторам за оправдательными документами, подтверждающими их присутствие на данном образовательном мероприятии. Роль такого документа и выполняет справка. Она же может использоваться как документальное свидетельство повышения профессионального уровня педагога и войти в его портфолио при подготовки к аттестации.
Таким образом, грамотно организованный мастер-класс поможет педагогу-мастеру донести до коллег свой успешный педагогический опыт, а им, в свою очередь, повысить профессиональную компетентность.
Литература
1. http://nenuda.ru/
2. Ирина Гридчина. Конспект консультации для педагогов «Как правильно провести мастер-класс» https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-konsultaci-dlja-pedagogov-na-temu-kak-pravilno-provesti-master-klas.html
3. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.
4. Боровиков Л. Что такое Мастер-класс. // ИМиДЖ. – 2002. - №5 (http://image.websib.ru/05/text_article.htm?227)
5. Мастер-класс – одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов. Мастер передает ученикам опыт, мастерство, искусство в точном смысле, чаще всего – путем прямого и комментированного показа приемов работы.
6. В толковом словаре С.И. Ожегова можно найти несколько значений слова «мастер»: